ДЕТСКИЕ ГОДЫ: ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Apr 12, 2023 14:32











В 1880-х годах С.И.Мамонтов осуществил постановку сказки Аксакова на сцене - в виде драматического произведения, а позднее в виде оперы.





Самым популярным изданием до революции была автобиографическая трилогия, изданная в типографии Сытина








Издание неоднократно переиздавалось, но уже в том же, 1909 году, оно послужило примером для создания благотворительного сборника в Уфе.





После революции в Аксаковском народном доме разместился Дворец труда, позднее, с 1938 года - оперный театр





В Уфе в детстве жил Дементий Шмаринов во время строительства Аксаковского народного дома


Пробная печать иллюстрации к кн.: Аксаков С.Т. "Детские годы Багрова-внука". Изд.: М.-Л.: Academia, 1937
http://artgallery.krasno.ru/IMAGES/Grafics/Shmarimov%20D.htm














Издание 1941 года








ЖУРНАЛ.
Детская литература, 1941. № 3: ежемесячный литературно-критический и библиографический журнал ЦК ВЛКСМ
РЕЦЕНЗИЯ. Детские годы Багрова-внука,служащие продолжением семейной хроники.
https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/46328#page/39/mode/2up
https://sobolevskaya-sv.livejournal.com/595464.html Андрей Платонов. В чем же тайна долговечности «семейного учреждения»?
Данное сследование посвящено двум моделям иллюстрирования повести Аксакова "Детские годы Багрова-внука", созданным в 1930-х годах Дементием Алексеевичем Шмариновым. Одно из них включалось в переиздания повести на протяжении нескольких десятилетий, получило широкую известность и стало каноническим. Ему предшествовала работа несколько иного плана - с установкой на западно-европейские традиции станковой графики и иллюстрирования, с некоторой долей шаржированности персонажей, выполненных для элитного издательства "Academia". Аксаковеды Уфы сочли возможным переиздать повесть Аксакова о детстве с использованием этих малоизвестных иллюстраций, для решения нескольких важных задач. Во-первых, ввести их в культурное пространство современного иллюстрирования, во-вторых, обратить внимание на уфимский период жизни художника, в третьих, рассказать об истории самого известного издания повести Аксакова о детстве с иллюстрациями Шмаринова, вышедшего в свет в Детиздате в 1941 году. Об иллюстрациях Шмаринова к произведениям Аксакова написано до обидного мало, между тем подобное исследование могло бы помочь будущим иллюстраторам произведений писателя.

В 2021 году в Уфе, на родине Сергея Тимофеевича Аксакова, в честь 230-летия писателя, было подготовлено новое издание автобиографических повестей писателя "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова-внука". Впервые повести вышли в Москве соответственно в 1856 и 1958 годах.

Издание осуществлялось на благотворительной основе, денег на оплату иллюстраторам не было, но выход из положения был найден. "Семейную хронику" проиллюстрировали безвозмездно две молодые художницы - Наталья Шомовская из подмосковных Мытищ и Лариса Фролова из Уфы.

Повесть Аксакова "Детские годы Багрова-внука" по совету искусствоведа Светланы Соболевской решено было оформить малоизвестными иллюстрациями разных лет, выполненными художниками, чья жизнь и творчество связаны с Уфой. И тут большую помощь уфимцам оказал директор Муниципальной галереи подмосковного города Красноармейска Зражевский Аркадий Александрович. Он передал файлы малоизвестных иллюстраций к повести, выполненных Дементием Алексеевичем Шмариновым в середине 1930-х годов из собрания галереи. Они были подготовлены художником для издательства "Academia", но не напечатаны, так как в 1937 году издательство было закрыто.

Academia - книжное издательство Петербургского философского общества при университете, существовавшее в 1921-1937 годах в РСФСР, затем СССР. Известно весьма качественными изданиями и иллюстрациями классической литературы; с ним сотрудничали многие известные переводчики и художники. В настоящее время издания Academia обладают большой букинистической и антикварной ценностью.

Позднее Шмаринов переработал эти иллюстрации; они были одобрены для выхода в свет в других издательствах, о чем художник впоследствии рассказал на страницах своей книги "Годы жизни и работы", вышедшей в Москве в 1989 году. Большую известность у исследователей получило издание о детстве Аксакова с иллюстрациями Шмаринова, вышедшее в Детиздате в 1941 году. рецензию на книгу написал Андрей Платонов; она была опубликована в том же 1941 году, в третьем номере ежемесячного литературно-критического и библиографического журнала ЦК ВЛКСМ "Детская литература" (под псевдонимом Ф.Человеков). В небольшом эссе Платонов обозначил один из краеугольных вопросов, раскрываемых в повести: "в чем же тайна долговечности «семейного учреждения»? - а затем лаконично и убедительно на него ответил:

"Древнее учреждение - семья - составляет сущность произведения Аксакова. Учреждение это пережило целые эпохи, пережило классовое строение человеческого общества, вошло в бесклассовое, социалистическое общество, и, наконец, в социализме оно, семейство, обрекается не на гибель, но на прогресс и развитие.

В чем же тайна долговечности «семейного учреждения»? Во-первых, видимо, в том, что семья позволяет человеку любой эпохи более устойчиво держаться в обществе, чем если бы не было семейного института; ограничивая в человеке животное, семья освобождает в нем человеческое. Во-вторых, в том, что семья служит не самоцелью, но питает, как источник, и другие, более широкие и высшие сферы жизни человека. Какие же именно? Чувство родины и патриотизм.

Этому чувству родины и любви к ней, патриотизму, человек первоначально обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье. Особая сила «Детских годов Багрова-внука» заключается в изображении прекрасной семьи, вернее - целого рода, то есть преемственности двух семейств, переходящих в будущую, третью, - через посредство внука и сына, через посредство ребенка: семья показывается через ее результат - ребенка, что наиболее убедительно. Именно в любви ребенка к своей матери и к своему отцу заложено его будущее чувство общественного человека; именно здесь он превращается силою привязанности к источникам жизни - матери и отцу - в общественное существо, потому что мать и отец в конце концов умрут, а потомок их останется - и воспитанная в нем любовь, возженное, но уже не утоляемое чувство обратится, должно обратиться, на других людей, на более широкий круг их, чем одно семейство. Сиротства человек не терпит, и оно - величайшее горе. Стало быть, в том, что семья является школой понимания родины, школой воспитания органической верности и привязанности к ней, заключается одна из главных причин долговечности семьи.

Образа семьянина, художественно равноценного Дон-Жуану, не существует в мировой литературе. Однако же образ семьянина более присущ и известен человечеству, чем образ Дон-Жуана. Это один из парадоксов развития художественной идеологии..."

Волей судьбы Андрей Платонов прочитал свой журнальный текст в Уфе, где с октября 1941 года по июль 1942-го он жил и работал в эвакуации.

Впоследствии этот факт был отмечен писателем и общественным деятелем Михаилом Чвановым, ставшим в 1992 году директором Мемориального дома-музея Аксакова. Он написал несколько очерков об С.Т.Аксакове, его семье и окружении под общим заглавием "Быль о великом семьянине".

В эссе Платонов не упоминает об иллюстрациях, но их влияние зримо, ощутимо - так как в них всё говорит о значимости семейного круга. Композиционная модель семейного круга в показе персонажей трёх покалений Багровых, на наш взгляд, и стало основой концепции данных иллюстраций. Михаил Чванов, не анализируя иллюстрации, а лишь упоминая их, включил в сборники своих произведений интервью, взятое непосредственно у самого Дементия Шмаринова в конце 1980-х годов:

-Почему Вы стали иллюстрировать именно Аксакова?Или, точнее, как Вы пришли к нему?
- Да очень просто, - засмеялся он. - Я ведь, как художник, из Аксакова и вышел. Вы, наверное, не знаете: моё детство прошло в Уфе. А в то время всё в ней жило Аксаковым. И первые книжки, какие помню, Аксакова. Помню, как миром строили Аксаковский народный дом. А буйное бельское половодье! Так же как маленький Серёжа, я смотрел на него с крутого берега. Я думаю, если не было бы такого простора с крутого бельского берега, может, не было бы Аксакова и Нестерова... На лошадях - в телеге, в пролётке - я объездил все окрестности Уфы, да разве только Уфы - пожалуй, всю Башкирию. Отец-то мой был земским агрономом... "Детские годы Багрова-внука", кажется, трижды выходили с моими иллюстрациями. Дважды - "Семейная хроника". Когда стал её иллюстрировать, думаю: с чего начать? Закрыл глаза. И вдруг передо мною моё уфимское детство: раннее утро, стадо коров на широкой улице, спускающееся к реке, такой была Уфа в начале века. Это детское видение и стало одной из иллюстраций...

В 2023 году исполняется 165 лет выхода в свет повести Сергея Тимофеевича Аксакова о детстве. Авторское название её многословно и многозначно: "Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением "Семейной хроники".

Повесть вышла с посвящением внучке - Ольге Григорьевне Аксаковой, которой в год издания книги исполнилось только 10 лет, а также с приложением сказки ключницы Пелагеи "Аленький цветочек". Повесть вышла без иллюстраций, так же, как и все прижизненные произведения писателя.

История иллюстрирования повести прошла длительный эволюционный путь. Первые изобразительные мотивы появились только через 40 лет - в Санкт-Петербурге, в издательстве Мартынова: это были документы из семейного архива Аксаковых: факси́миле стихотворения Аксакова "Шестилетней Оле" 1856 года, в котором и было обещано создание детской книги и портрет самого писателя, который нарисовала в детстве любящая внучка.

В ХХ веке повесть Аксакова о детстве издавалась многократно, но подлинно значимых моделей её иллюстрирования было немног. Можно выделить три из них, самые популярные у читателей и издателей.

В 1909 году, к 50-летию со дня смерти Аксакова в издательстве Сытина вышла под одной обложкой вся автобиографическая трилогия с включением очерка из студенческой жизни "Собирание бабочек". Для иллюстрирования издания были приглашены сразу четыре художника, чьи фамилии и инициалы имён были почётно размещены на титульном листе. Это были Г.Алексеев, Э.Лисснер, А.Моравов и З.Пичугин. Издание вышло во всех отношениях роскошным, особенно поэтично выглядели многочисленные заставки с видами природы, городов и деревень, упоминаемых в тексте. Однако, не все художники поняли, о каком периоде времени в повестях идёт речь. К примеру, на иллюстрации, посвящённой рождению Серёжи Багрова доктор Клоус одет по моде Екатерининских времён - и в парике, а в композиции, изображающей прощание семейства с дедушкой Степаном Михайловичем, последовавшее через пять лет, персонажи одеты по моде , скорее, времён прощания с самим писателем Аксаковым, которое проходило в 1859 году.

После революции самым известным иллюстратором можно назвать Шмаринова, и лишь в 1978 году появилась новая концепция книги как энциклопедии старинной жизни, а именно закатных дней золотого века Императрицы Екатерины II. Идея и 24 иллюстрации в технике акварели принадлежали Анатолию Зиновьевичу Иткину, ныне здравствующему патриарху отечественного искусства (р. 1931). Его иллюстрации сыграли большую роль в создании и освоении пространства Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова в Уфе.

Через четверть века сказка обрела самостоятельность : она вышла отдельным изданием с иллюстрациями Панова. В начале 1880-х годов С.И.Мамонтов поставил сказку Аксакова на сцене домашнего театра как драматическое произведение, позднее - в виде оперы на музыку Кроткова. Либретто написал сам Мамонтов, творчески переработав аксаковский текст, при этом было изменено и название на "Алую розу".

С.Т.Аксаков

Previous post Next post
Up