Пять лет прошло с тех пор, как аллея обрела свой новый вид
В Уфе открылась Софьюшкина аллея
http://gorsovet-ufa.ru/news/detail.php?ID=1970 Аллею украсили фонари из чугуна каслинского литья, по фактуре и цвету гармонирующие со стволами лип
С фонарями органично сочетаются скамьи и урны каслинской работы. Вход в парковый комплекс оформлен ажурной чугунной аркой, также отлитой на Каслинском заводе архитектурно - художественного литья. Ансамбль из каслинских чугунных кружев придал Софьюшкиной аллее завершенность и выразительность.
http://kac3.ru/news/sofjushkina-alleja/ В апреле журнал "Уфа" (№4 (185) опубликовал статью краеведа Анатолия Чечухи "Уфа без Софьиной аллеи"
http://www.journal-ufa.ru/index.php?id=4617&num=185 Сергей Петрович Ушаков был губернатором с февраля 1867 года по 1873 год. По прибытии в Уфу он обратил внимание на пустующую площадь между Воскресенским собором и губернаторским домом и предложил разбить на ней парк. Ровно 150 лет назад! В пожертвованиях на это благое дело заметную долю составляли взносы его самого, в связи с этим в августе 1871 года с «Высочайшего соизволения» парк стали называть Ушаковским.
Кроме молодого парка на снимке видны здания Епархиального женского училища (до перестройки), Мусульманского собрания и Троицкой церкви (в перспективе улицы). А теперь о том, чего на этой фотографии обычно не видят: у 1-й соборной мечети пока нет пристройки, а улица Воскресенская ниже губернаторского дома девственно чиста. «Ну и что», - скажет кто-то. И лишь самые дотошные удивятся: «А где Софьюшкина аллея?». Григорий Аксаков же был начальником губернии раньше Ушакова, а, как всем известно, аллея, ныне именуемая Софьюшкиной, была заложена по инициативе его жены - Софии Александровны…
Будем разбираться. Сначала установим хотя бы примерную дату съёмки. Музейный снимок, к сожалению, не подписан, но недавно на одном из аукционов среди четырёх подобных был выставлен ещё один, более полный (это говорит о том, что в качестве негатива использовались уже сухие бромжелатиновые пластины) вариант этой фотографии, наклеенной на паспарту с инициалами хозяина фотоателье - «О.П.»
Можно, конечно, принять эти снимки за подделку, каковых нынче пруд пруди, тем более что затребованная цена за каждую из фотографий выражена четырёхзначным числом. Только вот три фотографии из этой подборки широкой публике до сего дня известны не были. И это, пожалуй, главное доказательство подлинности раритетов.
Два снимка сделаны с колокольни собора, но больше чем «после 1867-го» о времени их появления мы пока ничего сказать не можем. Разве что подросшие берёзки намекнут, что они уже несколько лет сидят на своих местах. Надёжные источники в Санкт-Петербурге на основании архивных данных сообщили, что под «О.П.», как мы и сами давно догадывались, зашифрована Олимпиада Паршина, владевшая фотозаведением в Уфе в середине 1870-х годов.
Согласно Ревизской сказке 1858 г. жене купца Семёна Паршина «Алимпиаде Андреевой» (Олимпиаде Андреевне) на 10 июня 1858 года было 20 лет. Заметим, что в то же время в Уфе работало заведение Пиотровской, а также вспомним, что самые первые из сохранившихся уфимских снимков были сделаны в фотоателье (тогда такое слово, конечно, ещё не использовали - см. журнал «Уфа» №4 за 2016г.) А.Петровой.
Оказывается, первые уфимские фотографии принадлежали женщинам, точнее, жёнам купцов. Удивительное явление при патриархальных традициях! То ли купчины стеснялись нового занятия, считая его всего лишь модным развлечением, то ли так проявлялись хитрости наследования и тогдашнего налогообложения.
Итак, снимок сделан не раньше второй половины 70-х годов позапрошлого века. А Софьиной аллеи нет. Если быть точным, нет её там, где мы сейчас гуляем под сенью лип. Зато выше по улице она наблюдается. Правда, берёзовая, как и весь парк.
София Александровна Аксакова осталась в истории нашего города не только как жена губернатора: её стараниями в 1861 г. в Уфе открылось первое в городе театральное здание на 400 мест - «с партером, ложами бенуара и бельэтажа, галереей». Но в 1868-м здание сгорело, возможно, по этой причине фотограф ателье
О. Паршиной старательно поворачивает объектив вправо, ведь левее - пепелище.
Впрочем, через восемь лет на том же месте появилось спроектированное архитектором Pудольфом Карвовским новое двухэтажное здание театра. Того самого, на сцене которого 18 декабря 1890 года дебютировал великий Шаляпин.
По инициативе С.А. Аксаковой вокруг театра был разбит сквер, сразу ставший популярным, - мест отдыха в городе было не так много. Благодарные горожане тут же прозвали его Софииным (Софьиным, Софийским, иногда Театральным) садом. Например, в майском номере 1866 г. газеты «Уфимские губернские ведомости» читаем, что в праздник Святой Троицы в Софиином саду состоялся весенний праздник.
Примыкавшую к саду улицу так и назвали - Садовая (ныне А. Матросова).
Сквер благоразумно был огорожен, а вот высаженные (всё же добавлю - возможно, высаженные!) на расположенной рядом улице Воскресенской саженцы остались без присмотра, и потому вскоре стали добычей прожорливых коз из Архиерейки.
И лишь осенью 1899-го или весной 1900 года на Воскресенской снова появились садовники с молоденькими липками: они соединили бульваром берёзовую аллею Ушаковского парка с новым парком на Случевской горе.
В 30-е годы прошлого века Софьин сад был уничтожен для устройства складов, сегодня на этом месте банк. Ещё через сорок лет при «реконструкции» парка имени Матросова были вырублены остатки примыкавшего к нему «Ушаковского» бульвара 1860-х годов по улице Воскресенской. И как-то незаметно и даже естественно название исчезнувшего сада перешло на аллею, к которой София Александровна отношения фактически не имела. Но о которой, как мне кажется, всегда мечтала.
Анатолий ЧЕЧУХА
Жаль, уникальная фотография не увеличивается. Поверим Чечухе на слово!..