Во втором по величине городе одной из крупнейших, развивающихся впечатляющими темпами мировых держав, вспыхнула эпидемия. Власти закрыли город, стали делать все возможное, чтобы спасти тех, кто уже заразился, и не позволить заразе распространиться на другие регионы. Закрывались предприятия, запирали вокзалы, закрыли рынки. В спешном порядке разворачивались госпитали.
Тем временем, пресса мирового гегемона освещала события по данной тематике крайне тенденциозно своеобразно. Вирусу решено было присвоить соответствующее название: по стране происхождения. А к тем, кто допустил его глобальное распространение - применить "санкции".
Нет, это не про "китайский" (уханьский) вирус. И не про нынешнюю зарубу на эту тему между США и КНР. Речь идет об истории стотридцатилетней давности, о так называемом "русском вирусе".
Некоторые граждане убеждены, что сovid-19 распространяет новейшая технология 5G. Любопытно в этой связи, что еще 130 лет назад назад в эпидемии «русского гриппа» обвиняли телеграфные столбы и электричество. В результате появлялись «лекарства» одно сомнительнее другого. Некоторые врачи, кстати говоря, в то время на полном серьезе говорили, что уберечься от инфекции можно, поедая устрицы и запивая их бренди.
Прежде, чем перейти к собственно предмету заметки, несколько слов об "испанке".
Болезнь, как известно, распространилась очень быстро по всей планете на фоне финальной фазы Первой мировой. Пневмония, поражение легких, внутреннее кровотечение (тела зараженных приобретали синюшный оттенок). В некоторых странах на целый год были закрыты публичные места, суды, школы, церкви, театры, кино. Закрылись многие магазины, лавки, власти закрывали парки для посещения.
Много говорилось о природе этой заразы, о способах лечения, о разработке "надежных лекарственных препаратов". Люди с легкой формой заболевания оставались дома; а вот тех, у кого обнаруживались серьезные симптомы, собирали в больницах и военных лагерях, что, собственно, способствовало интенсивной передаче вируса.
2-я волна "испанки", наиболее губительная, как пишут многие исследователи, как раз и была вызвана "неудачными" мерами сантитарно-эпидемиологического характера.
Ну и вот, эта зараза бушевала почти 3 года. А потом... исчезла.
С концами. Безо всяких вакцинаций.
И только в 1933-м ученые поняли, к какому виду принадлежит вирус, а в 2002-м году смогли воссоздать генную структуру вируса-убийцы 1918 года.
Выделю еще один любопытный для нас, для современников, момент.
Первые случаи заражения этим крайне агрессивным вирусом были зафиксированы в США. Официально, вплоть до недавних пор, нулевым пациентом в ходе пандемии "испанки" считался американец Альберт Гитчелл, повар военного тренировочного лагеря Фанстон, расположенного в юго-западе от Манхэттена в штате Канзас. Он первым заявился в медпункт лагеря, и в тот же день список постояльцев лазарета с температурой под 40 пополнили еще 107 человек.
Однако, поскольку шла мировая война, и действовала цензура, этот и другие схожие случаи были засекречены, и о них стало известно сильно позже. Первой, на свою беду, обьявила о наличии инфицированных нейтральная Испания. В итоге, простодушных идальго тут же обслужили по высшему разряду - заразе, которая уже вовсю бушевала по всему миру, присвоили название La Grippe Espagnole.
И вот уже в наше время, когда вошло в моду редактировать историю, все чаще встречаются высказывания, что на самом деле "испанка", как и нынешний "ковид", появилась в... Китае. Мол, испанский грипп первоначально возник в северной части Китая еще в конце 1917 года и быстро переехал в Западную Европу. Вместе с примерно 140 000 тысячами китайских рабочих, которых наняли правительства Франции и Великобритании. В этой связи источником данного вида вируса инфлюэнцы одни "правильные" ученые называют кур, другие - свиней. То есть, китайские кули, прежде чем отправиться на заработки в Европу (в США их тоже было предостаточно), отведали мяса больных животных на тогдашнем уханьском рынке. Потом заразили остальное человечество. Ну, вы понимаете.
"Русский грипп" как пример первой медиа-пандемии
Как уже говорилось выше, нынешнюю пандемию COVID-19 принято сравнивать с бедстием столетней давности - с глобальной эпидемией т.н. “испанки”. “Испанский грипп” (фр. La Grippe Espagnole или исп. La Pesadilla) унес по разным данным от 50 до 100 миллионов жизней. Число заразившихся достигло более полумиллиарда человек, что составляло почти треть населения планеты на тот момент. Бедствие, действительно, ужасающее.
Однако, в сравнительно недавнем историческом прошлом имело место, как минимум, еще одно бедствие, еще одна пандемия. О которой сейчас говорят гораздо меньше, нежели об “испанке”, но у которой есть ряд особенностей, интересным нам, современникам. Речь об эпидемии т.н. “Русского гриппа”, пик которого пришелся на в 1889-1990 г. г.
Алекс Кнапп (Alex Knapp), автор статьи в американском издании Forbes «Пандемия» номер один: жутко знакомые теории заговора времён русского гриппа 1889 года", удивляется тому, насколько conspiracy theory была распространа в обществе еще в ту пору, когда новости передавались телеграфом. И это при том, что таковой был распространен далеко не повсеместно (не как нынешний Интернет, имеется в виду).
Позволю себе процитировать автора:
- "Когда в начале 2020 года весь мир охватила пандемия covid-19, по соцсетям стремительно разошлась теория заговора, будто причину болезни следует искать не в коронавирусе SARS-CoV-2. Истинные виновники пандемии, уверяют сторонники альтернативной точки зрения, - вышки сотовой связи с новой технологией 5G.
- Более века назад тогдашние правдоискатели тоже пытались свалить смертельную вспышку гриппа на технологические новшества.
- 31 января 1890 года европейское издание газеты «Нью-Йорк геральд» (The New York Herald) предположило, что в мировой вспышке гриппа тем или иным образом повинно электрическое освещение. В конце концов, писала газета, эта болезнь «бушует главным образом в городах, где широко распространен электрический свет», а среди заболевших много работников телеграфа.
- Между тем «русский грипп» или la grippe стал первой современной пандемией гриппа. Зародившись, судя по всему, где-то в Российской империи в 1889 году, болезнь стремительно распространилась по всему миру в несколько волн. Всего за четыре месяца болезнь докатилась до всех уголков земного шара. США вышли на пик эпидемии в январе 1890 года. Только первая волна унесла более миллиона жизней (а всего население земли тогда насчитывало полтора миллиарда).
- Отчасти русский грипп стал следствием глобализации. Железные дороги и трансокеанские пароходы стали идеальными проводниками заболевания, разнося его по разным странам и континентам. Как и сегодня в случае с covid-19, стремительная пандемия повлекла за собой всплеск дезинформации, теорий заговоров и бесчисленных сомнительных методов лечения и лжелекарств. Только вместо интернета эти идеи разносили газеты и телеграф, - а в остальном все было как сейчас.
- «У людей есть врожденное любопытство, познавательная тяга знать правду, а еще - экзистенциальная потребность чувствовать себя в безопасности, - говорит доктор Карен Дуглас (Karen Douglas), она изучает психологию теорий заговора. - Во времена кризиса эти потребности не удовлетворяются, и именно теории заговора некоторым кажутся столь привлекательными».
- Когда появился русский грипп, в медицине происходил крупный перелом. Еще в начале XIX века преобладала так называемая «теория миазмов» - представление, что болезни распространяются от «дурного воздуха» и разлагающейся материи. К середине XIX века ее стала понемногу вытеснять микробная теория - современное представление, что болезнь вызывается микробами, - но у теории миазмов сторонников хватало еще в начале ХХ века.
- При всех достижениях тогдашней медицины причины пандемии русского гриппа были неизвестны. Хотя ученые вроде Эдварда Дженнера (Edward Jenner) и Луи Пастера (Louis Pasteur) уже разработали вакцины для защиты от болезней и их предотвращения, до открытия первого вируса оставалось еще три года. Вирусы, способные заражать людей, обнаружились лишь в начале 1900-х годов. А то, что российский грипп и «испанку» 1918 года вызвали вирусы гриппа, выяснилось окончательно лишь в 1933 году".
Без научно обоснованных выводов в лечении русского гриппа расцвели буйным цветом сомнительные лекарства. Люди пользовались народным страхом перед новой, неизвестной болезнью. Здесь тоже напрашиваются параллели с нынешней пандемией. Управление по контролю качества продуктов и лекарств уже разослало немало предупреждений компаниям, которые предлагают конкретные «лекарства», начиная от травяных чаев и до растворов коллоидного серебра и даже моющих средств.
Газеты XIX века тоже пестрели рекламой «лекарств» от русского гриппа. По крайней мере одна газета предлагала касторовое масло, а другие - бронхиальные ингаляторы и электрические батареи (которые к тому же якобы улучшали зрение). Даже врачи, и те говорили, что уберечься от инфекции можно, поедая устрицы и запивая их бренди.
В декабре 1889 года одна бостонская газета вела хронику пациентов, принимающих хинин. В том же месяце газета «Канзас-сити стар» (The Kansas City Star) скорбела насчет взвинченных цен на таблетки хины, - из-за ажиотажного спроса их не хватало пациентам с малярией. Этому опять же можно найти соответствие в наши дни - сообщалось, что повышенный спрос на гидроксихлорохин грозит оставить без лекарств больных ревматоидным артритом.
И все же известнейшим средством от русского гриппа стали дымовые шарики из карболки. Их делали в Лондоне, и реклама была повсеместной. Потом на Биг Фарму решивших навариться на эпидемии жуликов подали в суд. Несколько таких процессов прошли в Британии и в США, они стали прецедентами в своем роде.
Показательно, как себя повела в ту пору "демократическая пресса". Тогдашние газеты приводят массу самых разнообразных теорий. Так, в статье «Бостон глоб» (The Boston Globe) отмечается сходство нового гриппа с лихорадкой денге. В статье «Нью-Йорк таймс» (The New York Times) он сравнивался с болезнью, приведшей президента Уильяма Генри Харрисона (William Henry Harrison) к кончине в 1841 году. Но дальше всех пошли газетчики тогдашнего "гегемона" - Британской империи, над которой, как известно, "никогда не заходит солнце".
Вот один из типичных образцов "правдивого освещения" хода эпидемии в путинской царской России.
= Газета «Шеффилд Дейли Телеграф» докладывает читателям:
«Согласно медицинским показаниям, признанный предвестник холеры сейчас марширует по России.
Эпидемия гриппа охватила российскую нацию всех до единого.
От царя в его величественном уединении до самого бедного крестьянина, который влачит свою жизнь в грязи и нищете, у каждого русского есть грипп. Империя находится в сильном трепетании, и голос народа - это одно общее чихание.
Профессор Зоркани, первый авторитетный специалист по этому вопросу, заявляет, что каждой из пяти эпидемий холеры, свидетелями которых он был, предшествовала эпидемия гриппа, которая сейчас свирепствует. Другие медицинские эксперты подтверждают это заявление.
Нет никакой научной связи между гриппом и холерой, и нет никаких причин, почему одно должно предшествовать или следовать за другим. Эта связь является лишь одним из фактов, а именно, что грипп приходит как предупреждение, чтобы объявить, что холера находится на тропе войны.
В России, где это предупреждение особенно необходимо, оно, вероятно, будет встречено с наименьшим вниманием, и если «последуют события, как они должны будут произойти, то следующей весной мы услышим о том, что подданных русского царя умерло десятки тысяч».
Газеты уже в то время отмечали, что эпидемия "русского гриппа" поражает всех без разбора чинов и званий. Как известно, от этого заболевания умер наследник британского престола, принц Альберт Эдуард Виктор, герцог Кларенса. Ушли из жизни и многие другие представители знатных и родовитых фамилий.
Блямбу "русский грипп" на это заболевание повесила западная пресса того времени. Хотя уже в то время имелись сведения, что болезнь пришла из Азии.
Репортажи и статьи в прессе с зачастую фантастическими, или же попросту высосанными из пальца фактами и сведениями напугали существенную часть населения до дрожи. И вызвали настоящий шквал панических настроений в разных странах и в разных слоях общества.
Таким образом, - резюмирую - эпидемия 1889-1890 годов стала первой известной версией медиа-пандемии. Или, говоря иначе, предтечей более поздних по времени и все более совершенных технологий манипулирования и информационного террора.
Статья опубликована на сайте Правдинформ
https://trueinform.ru/modules.php?name=Laid&sid=58446