Клуб Йоды
Клипинджер из MIT также упоминает ещё одну загадочную личность, почитаемую участниками форума: "Он сидел в конце комнаты, с непроницаемым выражением лица, скрытого за толстыми очками с чёрной оправой…
Эндрю Маршал (Andrew Marshall) был иконой в Минобороны. Некоторые называли его "Йода", как символ его мифического непознаваемого статуса… Он работал при нескольких президентах и считался стоящим над политическими партиями. Он поддерживал форум и постоянно был его участником с самого начала".
С 1973 года Маршал возглавлял одно из самых влиятельных ведомств Пентагона - Управление оценки сетей (УОС, англ. ONA), внутренний "мозговой центр" министра обороны, который проводил сверхсекретные исследования по будущему планированию оборонной политики по всему спектру военного и разведывательного сообществ США. УОС сыграло ведущую роль в главных стратегических инициативах Пентагона, в том числе морской военной стратегии, Стратегической оборонной инициативы (СОИ), Инициативы конкурентных стратегий и Революции военного дела.
На снимке: Эндрю "Йода" Маршал, руководитель Пентагоновского Управления оценки сетей (ONA) и сопредседатель Горного Форума, на одном из первых собраний Форума в Институте Санта-Фе в 1996 году.
В одной из редких биографий в журнале Wired 2002 года журналист Даглас МакГрей (Douglas McGray) описывал Эндрю Маршала, которому сейчас 93 года, как "самого непостижимого", но "одного из самых влиятельных" руководителей Минобороны, и добавлял, что вице-президент Дик Чейни, министр обороны Дональд Рамсфельд и его заместитель Пол Волфовиц (Paul Wolfowitz), которых многие считали "ястребами" неоконсервативного движения в американской политике, были в числе протеже Маршала.
Выступая на неприметном для общественности семинаре в Гарвардском Университете через несколько месяцев после событий 11 сентября, президент-основатель "Горного Форума" Ричард О’Нил сказал, что Маршал "не просто постоянный участник собраний форума, но и его сопредседатель, так что "опосредованно всё, что мы делаем, поступает в систему Энди". Т.е. участники форума, возможно, информируют Маршала о широком спектре вопросов".
У форума есть и третий сопредседатель - директор DARPA. Тогда этот пост занимал назначенный Рамсфельдом Энтони Джей Тетер (Anthony J. Tether), который перед приходом в DARPA работал в SAIC.
На снимке: Энтони Тетер, директор DARPA и сопредседатель Пентагоновского "Горного Форума" с июня 2001 года по февраль 2009 года.
"Горном Форуме"
• Неформальная междисциплинарная сетевая структура, созданная для изучения проблем информационной революции; конфликт в эпоху информации
• Не публикует отчётов и рекомендаций • Спонсор - управление при министре обороны
• Первые сопредседатели: заместитель помощника министра обороны по командованию, управлению, связи и информации; директор управления по оценке сетей; директор DARPA
• Первое собрание проведено в Кармеле, Хайлэндс в феврале 1995 года.
За время существования проведено 16 общих и 7 специальных (узких) собраний организации. По словам помощника министра обороны по командованию, управлению, связи и информации, "16 собраний форума оказали прямое ценное влияние на формулировку политики и программу исследований Минобороны. Форум постоянно предсказывает изменения в информационных и других технологиях и прогнозирует их воздействие в условиях после Оборонной программы на ближайшие годы и политики безопасности"
Из презентации Ричарда О’Нила в Гарвардском университете в 2001 году
Влияние "Горного форума" на оборонную политику США, таким образом, оказывалось по трём основным каналам: через прямое спонсорство управлением при министре обороны (в середине прошлого десятилетия оно было специально трансформировано в управление по разведке при замминистра обороны, которое руководит основными разведывательными службами); через прямую связь с управлением оценки сетей Энди "Йоды" Маршала и через прямую связь с управлением DARPA.
По словам Клипенджера (взято из его из книги "Толпа одиночки"), "… происходящее на неформальных встречах типа "Горного форума" со временем и по неведомым путям влияния оказывает огромное воздействие не только внутри Минобороны, но и во всём мире". Далее он отмечает, что "… идеи форума, которые считались еретическим, стали общепринятыми. Идеи, предававшиеся анафеме в 1999 году, стали текущим политическим курсом всего через три года".
Хотя форум не вырабатывает консенсусные рекомендации, его влияние значительно глубже, чем у обычного консультативного комитета при правительстве. По словам О’Нила, "идеи, всплывающие на собраниях, становятся доступными для использования лицам, принимающим решения, и сотрудникам "мозговых центров". И далее: "На наших собраниях бывают люди из компаний Booz Allen Hamilton (технологический консалтинг), SAIC, RAND (исследовательская компания) и других организаций. Мы приветствуем такой тип взаимодействия, потому что у них есть притяжение. Они пришли с далеко идущими целями и способны влиять на политику правительства путём настоящих научных работ. Мы даём идеи, взаимодействие и связи этим людям, чтобы они брали всё это и использовали так, как им нужно".
Мои неоднократные обращения к г-ну О’Нилу с запросами информации о его работе в "Горном форуме" игнорировались. Минобороны также не ответило на многочисленные запросы информации и комментариев о форуме.
Информационное оружие
"Горный форум" служит мостом: с одной стороны, для влияния теневой сети частных подрядчиков на формулировку политики информационных операций в военной разведке США; с другой стороны, для влияния Пентагона на происходящее в частном секторе. Не найти более яркого доказательства этого факта, чем действительно активная роль форума в формировании идеи массовой слежки как механизма для доминирования в информации на глобальном уровне.
В 1989 году Ричард О’Нил, на тот момент шифровальщик ВМФ США, написал работу для Военно-морского колледжа США под названием "К методологии управления восприятием". В своей книге "Войны будущего" полковник Джон Александер (John Alexander), в то время офицер высокого ранга в командовании разведки и безопасности армии США (INSCOM), отметил, что эта работа О’Нила впервые описала стратегию "управления восприятием" как части информационного оружия. Предлагаемая стратегия определяла три категории целей информационного оружия: противник, чтобы он считал, что является уязвимым; потенциальные партнёры, чтобы "они воспринимали войну как справедливую"; и, наконец, гражданское население и политические лидеры, чтобы они считали, что "расходы стоят прилагаемых усилий". Секретное изложение работы О’Нила дошло до высшего руководства Минобороны. "Они признали правоту О’Нила", но сказали, чтобы он забыл об этом.
Однако Минобороны не забыло. Примерно в 1994 году О’Нилом был создан "Горный форум" как официальный проект Пентагона . Жто было сделано по поручению Уильяма Перри, министра обороны в администрации Билла Клинтона. Перри впоследствии был избран в совет директоров SAIC после ухода из правительства в 2003 году.
По словам самого О’Нила, эта структура должна была стать "лабораторией идей" Пентагона. По данным издания "Правительственный вестник", военные и IT-эксперты собрались на первое собрание форума для "рассмотрения влияния IT и глобализации на США и вооружение - как Интернет и другие новые технологии изменят мир". Собрание помогло зародить идею "оружия на основе Сети" в умах "лучших военных мыслителей страны".
В секрете от народа
Официальные данные Пентагона подтверждают, что основной задачей "Горного форума" была поддержке политики Минобороны в сфере специализации О’Нила - информационного оружия. Согласно годовому отчёту Пентагона президенту и конгрессу за 1997 год в разделе под заголовком "Информационные операции" управление при министре обороны санкционировало "создание "Горной группы" из числа ключевых экспертов Минобороны, промышленности и научных кругов" для координации информационных операций, межведомственного взаимодействия военных разведок.
Отчёт Минобороны за следующий год повторил указание на "центральную роль форума для информационных операций": "Для изучения вопросов информационных операций Минобороны спонсирует "Горный форум", в котором собираются профессионалы из правительства, промышленности и науки из различных сфер деятельности".
Отметим, что в 1998 году "Горная Группа" стала "Горным форумом". По словам О’Нила, это было сделано с целью снять "бюрократические ограничения". Имелся в виду федеральный закон о консультативных комитетах (FACA), который регулировал порядок формального привлечения правительством США рекомендаций заинтересованных лиц.
Этот закон, известный как "закон об открытом правительстве", требует от должностных лиц правительства США, чтобы они не проводили консультаций "за закрытыми дверьми" или "секретных консультаций" с целью разработки политики, с лицами, не являющимися сотрудниками правительственных органов. Все такие консультации должны проходить в форме федеральных консультативных комитетов, открытых для общественной проверки. Закон FACA требует публичного проведения собраний с объявлением в федеральном реестре, регистрации комитетов, а также выполнения других требований, предназначенных для соблюдения контроля в целях общественного блага.
Однако в "Правительственном вестнике" сообщалось, что "О’Нил и другие считали, что такие регулятивные проблемы "препятствовали бы свободному потоку идей и дискуссиям без ограничений, к которым они стремились". Пентагоновские юристы предостерегали, что слово "группа" могло бы повлечь определённые обязательства, и рекомендовали работать в частном порядке. Поэтому О’Нил переименовал группу в "Горный форум" и перевёл его в частный сектор, чтобы управлять им в качестве консультанта Пентагона. Таким образом, пентагоновский "Горный форум" управляется под эгидой "фирмы интеллектуального венчурного капитала" О’Нила - "Хайлэндс Групп Инк."
В 1995 году, через год после назначения Уильямом Пери на пост главы "Горного форума" Ричарда О’Нила, SAIC - организация-партнёр форума - запустила новый Центр информационной политики и стратегии под руководством Джеффри Купера (Jeffrey Cooper), члена "Горной группы", который консультировал руководящий состав Минобороны по вопросам вооружений. Задача центра была в точности такая же, что и у форума - выступать в качестве "площадки обмена для лучших и умнейших людей в области информационного оружия путём спонсирования непрерывной серии семинаров, докладов и симпозиумов для глубокого изучения последствий применения информационного оружия". Ставилась цель "дать руководству и разработчикам политики в правительстве, промышленности и научных кругах возможность изучить ключевые проблемы, связанные с информационным оружием, чтобы обеспечить сохранение за Соединёнными Штатами преимуществ над любыми и всеми потенциальными врагами".
Несмотря на нормы закона FACA, федеральные консультативные комитеты уже подвержены сильному влиянию корпораций, если не полностью захвачены ими. Поэтому, обходя закон FACA, Пентагон ушёл даже от его слабых ограничений, полностью исключив возможность привлечения общественности.
Утверждения О’Нила о том, что не выпускаются никакие доклады и не выдаются никакие рекомендации, являются неискренними. По его собственному признанию, секретные консультации Пентагона с представителями промышленности, проходившие на собраниях "Горного форума" с 1994 года, сопровождались регулярными презентациями научных работ и политических докладов, трудами и заметками с собраний, и другими формами документации, которые закрыты паролем и доступны только для участников "Горного форума". Это является нарушением духа, если не буквы, закона FACA и, таким образом, заведомо направлено на уход от демократической подотчётности и верховенства права.
Но "Горному форуму" и не нужно выдавать консенсусные рекомендации, его задача - обеспечить Пентагону теневой механизм социальной сети для закрепления долгосрочных связей с корпоративным бизнесом, и выявлять новые таланты, которые могут использоваться для тонкой настройки стратегии информационной войны в условиях абсолютной секретности.
Суммарное количество участников мероприятий "Горного форума" Минобороны составляет свыше тысячи человек, хотя собрания проводятся обычно в виде компактных рабочих семинаров с числом участников 25-30, на которых присутствуют эксперты и чиновники. В числе участников - руководители из SAIC и Booz Allen Hamilton, RAND Corp., Cisco, Human Genome Sciences, eBay, PayPal, IBM, Google, Microsoft, AT&T, BBC, Disney, General Electric, Enron и множество других; члены Конгресса и Сената от демократической и республиканской партий, высокопоставленные руководители энергетической отрасли США, такие, как Дэниэл Ергин (Daniel Yergin) из IHS Cambridge Energy Research Associates, и ключевые фигуры-участники президентских кампаний.
Среди других участников - профессионалы из отрасли СМИ. Дэйвид Игнатиус (David Ignatius), заместитель редактора Washington Post и, на момент участия, главный редактор газеты International Herald Tribune; Томас Фридман (Thomas Friedman) многолетний колумнист New York Times; Арно де Борчгрейв (Arnaud de Borchgrave), редактор Washington Times и United Press International; Стивен Леви (Steven Levy), бывший редактор Newsweek, автор Wired; ведущий штатный автор журнала New Yorker; Ноа Шахтман (Noah Shachtman - тот самый, кто между прочим, в 2012 году опубликовал в Wired необъективную, мягко говоря, статью о Евгении Касперском. - ред), главный редактор Daily Beast; Джон Маркоф (John Markoff) из New York Times и др.
Поскольку на данный момент организацию курирует заместитель министра по разведке из управления министра обороны, у форума есть доступ изнутри к руководству основных разведывательных и служб и спецслужб США, занимающихся слежкой, а также к директорам и их заместителям в исследовательских ведомствах Минобороны, от DARPA до управления оценки сетей. Это также означает, что форум прочно встроен в систему целевых групп Пентагона по разработке политики.
Google: взращён Пентагоном
В 1994 году, когда был создан "Горный форум" под эгидой управления министра обороны, управления оценки сетей и DARPA, два молодых аспиранта Стэнфордского университета - Сергей Брин и Лари Пейдж - сделали свою прорывную разработку в области первого поиска в Интернете (это ошибка - Google был далеко не первой поисковой машиной в Сети, ему предшествовали Altavista, Yahoo и др. - ред) и ранжирования веб-страниц. Это приложение стало ядром того, что в конечном итоге образовало сервис поиска Google. Брин и Пейдж выполняли свою работу при финансировании со стороны Инициативы цифровой библиотеки (DLI) - межведомственной программы Национального научного фонда, NASA и DARPA.
Но это лишь одна часть истории.
На протяжении всей разработки поискового механизма Брин регулярно и напрямую докладывал о работе двум лицам, которые вообще не являлись преподавателями Стэнфордского университета - д-ру Бхавани Турайсингхам (Bhavani Thuraisingham) и д-ру Рику Стейнхейзеру (Rick Steinheiser). Оба они были представителями исследовательской программы двойного назначения по информационной безопасности и анализу данных, проводимой разведывательным сообществом США.
Сегодня БТурайсингхам является заслуженным профессором фонда Луис Бичерл (Louis A. Beecherl) и исполнительным директором Института исследований кибербезопасности Техасского университета в Далласе, признанным экспертом в областианализа данных и информационной безопасности. Но в 90-е годы прошлого века она работала в MITRE Corp. - ведущем оборонном подрядчике США, где возглавляла инициативу Систем массивных цифровых данных (MDDS) - проект, спонсированный АНБ и ЦРУ для содействия инновационным исследованиям в сфере IT.
"Мы финансировали Стэнфордский университет через учёного-компьютерщика Джеффри Ульмана (Rick Steinheiser), у которого несколько перспективных студентов выпускных курсов работали по многим захватывающим темам", - сказала мне проф. Турайсингхам. "Брин - основатель Google - был одним из этих студентов. Программа MDDS разведывательного сообщества по существу обеспечивала Брину начальное финансирование, которое было дополнено многими другими источниками, в том числе из частного сектора".
Такой способ финансирования не является чем-то необычным, и тот факт, что Брин смог получить его, будучи студентом-выпускником Стэнфорда, видимо, является случайностью. В то время Пентагон присутствовал повсюду в области компьютерных исследованиях. Тем не менее, это подчеркивает, насколько глубоко укоренилась культура Кремниевой долины в ценностях разведывательного сообщества США.
В поразительном документе, размещённом на веб-сайте Техасского университета, Турайсингхам вспоминает, что в период с 1993 по 1999 год "разведывательное сообщество запустило программу Систем массивных цифровых данных (MDDS), которой я руководила от лица разведывательного сообщества, когда работала в MITRE Corporation". По этой программе финансировались 15 исследовательских проектов в разных университетах, в том числе в Стэнфорде. Целью программы была разработка технологий просеивания данных объёмами от нескольких терабайт до петабайта, в том числе для "управления запросами, транзакциями, хранением и интеграцией данных".
Одно время Турайсингхам была главным научным руководителем направления управления данными и информацией в компании MITRE, где она возглавляла совместные научно-исследовательские проекты для АНБ, ЦРУ, Научно-исследовательской лаборатории ВВС США, а также для командования боевых систем космического и морского базирования армии США (SPAWAR) и командования системами связи и электроники (CECOM). Она продолжила далее карьеру, преподавая на курсах обучения анализу данных для борьбы с терроризмом, проводимых для государственных чиновников и оборонных подрядчиков США.
К своей статье для Техасского университета она приложила краткое содержание программы MDDS разведывательного сообщества США, которое было представлено на ежегодном симпозиуме разведывательного сообщества в 1995 году. Там указывается, что основными спонсорами программы MDDS, которая функционировала при директоре ЦРУ, были три агентства: АНБ, департамент исследований и разработок ЦРУ, штаб управления сообщества (CMS) разведывательного сообщества США. Администраторами программы, которая обеспечивала финансирование в объёме 3-4 миллионов долларов в год на 3-4 года, назывались Хал Каран (Hal Curran) из АНБ, Р. Клутц (CMS), д-р Клаудиа Пирс (Claudia Pierce) из АНБ, д-р Рик Стейнхейзер (Rick Steinheiser) из департамент исследований и разработок ЦРУ, сама д-р Турайсингхам.
Турайсингхам далее в своей статье повторяет, что эта совместная программа АНБ и ЦРУ частично финансировала Брина при разработке ядра Google через грант Стэнфорду, который управлялся куратором Брина - проф. Дж. Ульманом:
"Фактически основателя Google Брина финансировала частично эта программа, когда он был аспирантом в Стэнфорде. Вместе с его куратором Дж. Ульманом и моим коллегой в MITRE д-ром Крисом. Клифтоном (Chris Clifton), главным научным руководителем по IT в Mitre, он разработал систему групповых запросов (Query Flocks System), которая давала решения для просеивания больших объёмов данных. Я вспоминаю поездки в Стэнфорд с д-ром Стейнхейзером из разведывательного сообщества, когда Брин подъезжал на роликовых коньках, отдавал презентацию и уматывал. Реально, на последней нашей встрече в сентябре 1998 года, Брин показал нам свой поисковый механизм, который стал вскоре ядром Google".
Брин и Пейдж официально учредили Google как компанию в сентябре 1998 года, в том же месяце, когда они последний раз отчитались перед Турайсингхам и Стейнхейзером. Механизм групповых запросов стал также частью запатентованной Google поисковой системы "PageRank" (ранжирование страниц), которую Брин разработал в Стэнфорде по программе MDDS-АНБ-ЦРУ, а также при финансировании от Национального научного фонда (NSF), IBM и Hitachi. В том же году проф. Клифтон из MITRE, который работал вместе с Турайсингхам в разработке системы групповых запросов, стал соавтором работы вместе с куратором Брина проф. Ульманом и Стейнхейзером из ЦРУ под заголовком "Распознавание знаний в тексте", которая была представлена на научной конференции.
"Финансирование по программе MDDS, которое поддерживало Брина, было значительным в той степени, в которой осуществляется посевное финансирование, но его, вероятно, превосходили другие потоки финансирования", - говорит Турайсингхам. "Срок финансирования для Брина был два года или около этого. В этот период я и мои коллеги по программе MDDS навещали Брина в Стэнфорде и отслеживали его продвижения раз в три месяца или где-то так. Мы на самом деле не контролировали его, но мы проверяли, насколько он продвинулся, указывали на возможные проблемы и предлагали идеи. На этих встречах Брин действительно представил нам исследование групповых запросов и продемонстрировал версии поискового механизма Google".
Таким образом, Брин регулярно отчитывался перед Турайсингхам и Стейнхейзером о своей работе по созданию Google. Действительно, в нескольких стэнфордских работах Брина и Пейджа содержатся ссылки на программу MDDS. В статье Брина и Пейджа, опубликованной в 1998 году, описывалась автоматизация методов извлечения данных из веба посредством "двойного итерационного извлечения моделей взаимосвязей", разработка "глобального ранжирования веб-страниц, названного PageRank", и использования PageRank "для создания нового механизма поиска, названного Google". В сноске во введении Брин подтверждает, что он "частично поддерживался программой массивных цифровых данных штаба управления сообществом" через грант фонда NSF, подтверждая тем самым, что программа MDDS-АНБ-ЦРУ предоставляла своё финансирование через Национальный научный фонд.
Этот грант, в котором Брин указан в числе поддерживаемых студентов (без упоминания программы MDDS), отличался от гранта научного фонда Пейджу, который включал финансирование от DARPA и НАСА. Отчёт проекта, составленный куратором Брина проф. Ульманом, утверждает в разделе "Знаки успеха", что "имеются несколько примеров новых стартапов на основе поддерживаемых фондом NSF исследований". В разделе отчёта "Последствия проекта" указывается: "И, наконец, проект Google также стал коммерческим в виде Google.com."
Воспоминания Турайсингхам, таким образом, показывают, что программа MDDS-АНБ-ЦРУ не только финансировала Брина на всём протяжении работы с Пейджем при разработке Google, но что высокие представителя разведки США, включая сотрудника ЦРУ, следили за развитием Google на всём пути до момента готовности компании к официальной регистрации. В то время Google снабжался "значительным" объёмом посевного финансирования и обеспечивался наблюдением со стороны Пентагон, ЦРУ, АНБ и DARPA.
Минобороны не комментирует это.
Когда я попросил проф. Ульмана подтвердить, финансировался или нет Брин в рамках программы разведывательного сообщества MDDS, и знал или нет Ульман, что Брин регулярно знакомит Стейхейзера из ЦРУ с ходом работ по разработке механизма поиска Google, Ульман ответил уклончиво: "А можно мне узнать, кого вы представляете, и почему вас это интересует? Кто ваши источники?" Он также отрицал, что Брин сыграл значительную роль в разработке системы групповых запросов, хотя из научных работ Брина ясно, что воспользовался этими наработками в совместной с Пейджем разработке системы ранжирования страниц PageRank.
Когда я спросил Ульмана, отрицает ли он роль разведывательного сообщества США в поддержке Брина при разработке Google, Ульман сказал: "Я не собираюсь удостоить вниманием этот бред, отрицая его. Раз вы не хотите объяснить ни ваши теории, ни то, что именно вы хотите доказать, я не стану вам помогать ни в малейшей мере".
Краткое описание программы MDDS, опубликованное в Интернете на странице Техасского университета, подтверждает, что обоснование этого проекта ЦРУ-АНБ заключалось в "обеспечении посевного финансирования для разработки технологий управления данными, которое несёт высоки риски, но даёт высокую отдачу", в том числе методы "запросов, обзора результатов и фильтрации; обработки транзакций; методы доступа и индексации; управление метаданными и моделирование данных; интеграция неоднородных баз данных, а также разработка соответствующих архитектур". Конечной целью программы было "обеспечение доступа и сплав массивных объёмов данных, информации и знаний в неоднородную среду в реальном времени" для использования Пентагоном, разведывательным сообществом и потенциально всем правительством.
Эти выводы подтверждают утверждения Роберта Стили (Robert Steele), бывшего высокопоставленного офицера ЦРУ и гражданского заместителя директора и основателя управления разведывательной деятельности корпуса морской пехоты, у которого в прошлом году я взял интервью для газеты Guardian по вопросам разведывательной информации в открытых источниках. Ссылаясь на источники в ЦРУ, Стили в 2006 году сказал, что Стейнхейзер и его старые коллеги были основным звеном связи ЦРУ с Google, и организовали финансирование этой инновационной IT-фирмы на начальном этапе. В то же время основатель журнала Wired Джон Бателль (John Batelle) сумел получить следующее официальное опровержение от пресс-секретаря Google в ответ на утверждения Стили: "Утверждения, относящиеся к Google, абсолютно недостоверны".
К данному моменту, несмотря на многочисленные запросы и беседы, пресс-секретарь Google отказывается от комментариев.
Уже после публикации материала директор по корпоративным коммуникациям Google связался со мной и попросил включить в исследование следующий текст:
"Сергей Брин не был участником программы системы "групповых запросов" в Стэнфорде, и ни один из его проектов не финансировался разведывательными органами США".
А вот что я написал в ответ:
"Мой ответ на данное утверждение следующий: Брин лично в своём собственном научном труде выражал благодарность за финансирование от штаба управления сообществом в рамках инициативы систем массивных цифровых данных (MDDS), которое обеспечивалось через национальный научный фонд (NSF). MDDS была программой разведывательного сообщества, созданной ЦРУ и АНБ. У меня есть также письменное свидетельство, как указано в данной статье, от проф. Турайсингхам из Техасского университета, что она руководила программой MDDS от имени разведывательного сообщества США, и что она и Стейнхейзер из ЦРУ встречались с Брином каждые три месяца или около того в течение двух лет с целью ознакомления с ходом Брина работ по разработке Google и PageRank. Работал ли Брин по системе групповых запросов, к делу не относится.
В связи с этим, возможно, вам были бы интересны следующие вопросы:
1) Отрицает ли Google, что работа Брина была частично профинансирована программой MDDS через грант от научного фонда NSF?
2) Отрицает ли Google, что Брин регулярно отчитывался перед Турайсингхам и Стейнхейзером в период с примерно 1996 года по 1998 год до сентября названного года, когда представил им поисковый механизм Google?
www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/99289/
Правдинформ
http://trueinform.ru/modules.php?name=Laid&sid=12944