"20 лет с правом переписки".
Напрашивается естественный вопрос: почему автор, если он недоволен условиями, навязываемыми издательством A, не предлагает себя, свои произведения издательствам B, C, D и далее по списку? Ведь в одной лишь России, если посмотреть в справочник, насчитывается сотни издательств.
На бумаге - да. На самом деле, раз, два и обчелся. В идеале рыночная экономика - пусть и с некоторыми особенностями - по определению подразумевает наличие конкурентной среды. А также деиделогизацию, если говорить о книжном бизнесе, невмешательство со стороны государства (если не нарушаются законы), отсутствие цензуры, или, тем паче, прямого диктата.
Это, повторюсь, в идеале.
Что касается книжного рынка, то, на первый взгляд, наличествуют все формальные признаки такового. То есть, книги в продаже есть, как и колбаса. Сортов не счесть. Сейчас ведь не проклятое советское время, изобилие, полки ломятся от товара. Маркетинг-шмаркетинг, менеджмент, PR, презентации, рекламные компании федерального масштаба, "звёзды", они же ПиПы, всё как у людей. Но, сдаётся мне, друзья, это тот самый случай, к которому идеально подходят слова Путина, сказанные, правда, несколько по другому поводу: "Формально правильно, а по существу - издевательство".
В этом псто расскажу о том, как с уходом с "свободного рынка" всего одного издательства резко изменились условия и правила игры. Для большей наглядности выставлю сканы переписки с ЭКСМО (вах, статья 138 УК, боюс).
Начну с комментария к записи, которую обнаружил на форуме ЭКСМО.
Отсюда Если говорить всерьез, проблема заключается в том, что у авторов, особенно, профессиональных литераторов, работающих в ряде жанров, выбора как такового сейчас нет. Или ты сотрудничаешь с ЭКСМО на их условиях, или не будешь издаваться в бумаге.
На эту тему можно долго распространяться, и позже я вернусь к ней, а сейчас выделю лишь два пункта (один с подпунктами).
1. Альтернативы ЭКСМО во многих жанровых нишах с некоторых пор не существует. Это не говорится прямо, но все всё понимают.
2. На "условиях ЭКСМО" означает следующее:
а) готовность работать по
"темнику";
б) "переделывать тексты по нашему требованию и при этом не спорить, не доказывать свою правоту" (прямая цитата из письма от редакции ЭКСМО);
в) если редактору вздумается засунуть вас в новую серию, или остановить ваш именной проект, вы должны это молча проглотить; и бесполезно спрашивать, кто оплатит месяц, два или сколько там вы затратили на работу над текстом, который можете теперь выбросить в корзину;
г) согласие уйти под проект, под какого-нибудь "тамоникова" или "шахова", если этого потребует дорогая редакция;
д) переход на т.н. безавансовую оплату, т.е., работать на ЭКСМО на условиях даже гораздо худших тех, что существовали в Черкизоне и отчасти существуют для гастарбайтеров и поныне;
е) при этом ЭКСМО максимально отжимает агрегирует права на ваши произведения, включая е-книги, отказываясь под разными предлогами переиздавать книги автора (мы ж за них уже заплатили гонорар, чо еще тебе надо).
Когда лоялисты или укуренные хомяки заявляют о том, что книжное дело это точно такой же бизнес, как, к примеру, пошив кроссовок,
хочется отправить их в зону АТО на могилизацию то по своему они правы.
Но правы именно в той части, что нынешние "капитаны бизнеса", в особенности, владельцы крупнейшего издательского холдинга, сделали всё, чтобы стереть разницу между пошивом кроссовок или курток с фальшивыми зачастую лейблами и изданием книг (с фамилиями ПИПов или брендОв на обложках).
По факту, согласно вполне сложившемуся порядку вещей в данной отрасли, уже не авторы, а именно отделы и редакции издательского холдинга наряду с маркетинговыми службами решают, что именно следует писАть (и издавать). Какие темы нужно разрабатывать, в каком объеме и формате работать, и т.д.
Именно издательство, как выразился один из его владельцев, в условиях книжного рынка само формирует "предложение". Иначе говоря, маркетологи - и те, кто над ними стоят - лучше знают, чего вы хотите потреблять, так что берите, читателЯ, что дают, другой продукции у нас для вас не будет.
В сложившейся на 2011-2012 г.г. ситуации многие авторы, профессиональные литераторы, прежде всего, были поставлены перед выбором. Выбор небогатый, надо сказать: либо стать винтиками машины по добыванию денег для издателей, при этом существенно теряя в доходах, неумолимо соскальзывая к грани, за которой нищета и прочие нехорошие вещи, либо искать себе другое занятие.
А теперь, после замечаний общего порядка, перейду к частному.
В какой-то момент - а неудовлетворение накапливалось постепенно, по ходу перемен в самом издательстве - я стал задумываться на предмет альтернативы. Собственно, выбирать особо уже в ту пору было не из чего. Рынок художественной литературы оказался фактически поделен между двумя крупнейшими холдингами - ЭКСМО и АСТ. В другие издательства смысла обращаться не было: там либо работали свои авторы, либо имелись проблемы с выплатами гонораров.
Летом 2011-го я обратился к одному уважаемому человеку, чье имя мне не хотелось бы открывать. Скажу лишь, что он занимал высокие должности в издательских структурах и был вхож в самые высокие кабинеты.
Я попросил его об одолжении - передать тогдашнему руководству АСТ о моем желании сотрудничать с ними.
Поскольку июль - а также август и частично сентябрь - пора отпусков у издательских VIPов, решение моего вопроса было перенесено на осень. В конце сентября состоялась серия разговоров по телефону и скайпу. Мне дали четко понять, что есть интерес к сотрудничеству, само предложение обещали прислать в самом скором времени.
Одновременно возникло предложение от ЭКСМО.
Ответил в тот же день.
Еще несколько фрагментов переписки с издательством по теме заключения пакетного договора.
Обычное для дорогой редакции поведение. "Слово дал, слово забрал". Об этом чуть ниже.
Во второй половине ноября уважаемый товарищ из Москвы приватно сообщил мне, что "у АСТ появились серьезные проблемы с налоговой". А потому фиксация договоренностей с этим издательством "откладывается".
Остался лишь один вариант - заключить пакетное соглашение с "старыми партнерами".
Но вскоре ситуация кардинально поменялась.
Уже в канун наступающего 2012-го менеджеры в ключевых отделах и подразделениях ЭКСМО, как представляется, знали о предстоящем слиянии с ЭКСМО. И действовали сообразуясь с "грядущими политическими и экономическими реалиями". Означающими, среди прочего, что ЭКСМО вскоре станет фактически монополистом на рынке художественной литературы. И поменяет под себя условия и правила игры.
После известных событий "лидер российской экономики 2005" стал туго закручивать гайки. Монополист, хуле, что хочу, то и ворочу. Первый же полученный мною проект договора в "новых условиях" содержал пункты с т.н. "безавансовой оплатой". Чтобы отбиться, пришлось писать на самый "верх", и тогда это отчасти помогло - открутили гайку.
О "пакетном соглашении" и допечатках пришлось забыть.
Кто-то скажет - вот, автор такой-сякой, жадный, захотел денег за переиздание ранее выходивших книг.
Экономика тут простая, господа критики.
Гонорары за новые книги упали до уровня плинтуса; так еще и эти деньги до поры существуют только на бумаге (и не известно, сколько получишь - продажи остаются непрозрачны для автора, а безаавансовая система выплат не гарантирует ровным счетом ничего).
Доход от такой деятельности, даже если писать 4-5 книг в год, не дотягивает до заработка таджикского дворника. Именно поэтому, чтобы свести концы с концами, нужно иметь дополнительно 200-300-400 уе в месяц.
Кстати, в 2014-м написАл 4 книги, включая роман на 16 а.л. (каковой завис). Плюс половина книги для серии "Бастион", которую можно отправить в корзину в связи с закрытием серии и увольнением редактора ея. Плюс примерно сотня статей и заметок за год, и вдобавок редактирование довольно крупного сайта во второй половине года. Это к вопросу о "работоспособности". Но это так, к слову.
Воспроизведу один тезис из ранее написанного.
При всех известных недочётах и малоизвестных нюансах, наличие на рынке конкурирующих компаний позволяло отрасли если и не развиваться, то хотя бы подавать какие-то признаки жизни... Победителю должен был достаться жирный сегмент книжного рынка, а также энное количество "творцов", которым предстоит в ближайшем будущем либо смириться с положением крепостных и существенно урезанным рационом, либо проваливать вон.
Так вот. Ни разу не склонен идеализировать АСТ или любое другое издательство.
Но если на рынке - в ведущих нишах - остается фактически один "субъект хозяйствования", то это уже не рынок, а аналог Черкизона. Более того. Нынешнее ЭКСМО - ЭКСМО-АСТ - придумало и внедрило уникальную квазирыночную систему выжимания соков из пишущей братии, в сравнении с которой пресловутый "советский тоталитаризм" вкупе с цензурой и исключением диссидентов из СП, это просто детский утренник с зайчатами.
P.S. Отдельное "спасибо" за сложившуюся в книжном деле ситуацию, за то, что предоставили ЭКСМО право и возможность фактически монопольно заниматься тем, чем они занимаются в последние годы, за весь этот "сюр", достойный пера Кафки, хочется сказать следующим государственным мужам.
Сеславинскому Михаилу Вадимовичу - главе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать).
"Российский государственный и политический деятель, исследователь книжной культуры, библиофил".
Первый заместитель председателя организационного комитета по проведению Года литературы 2015.
Григорьеву Владимиру Викторовичу (на обложке).
Заместитель главы "Роспечати", в прошлом издатель ("Вагриус").
Артемьеву Игорю Юрьевичу, главе Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
- Черкизон суслика видишь, Михаил?
- Нет, Владимир Владимирович.
- А он есть.
P.P.S. Собственно, именно издатели и покровительствующие им госчиновники, хотя и против собственного желания, работают на то, чтобы появилась альтернативные варианты и соответствующие технологии.
Одним из таких вариантов видится краудфандинг.
Хочу опробовать.
Но об этом, друзья, несколько позже, как и о творческих планах.
Продолжение следует.