Запад им поможет (5)

Jun 19, 2014 16:51

Сейчас на бывшей украине празднуют пэрэмогу в связи с перекрытием газовых поставок. Яценюк заверяет громаду, что необходимый для украины газ будет поступать из Европы (знаменитые реверсные поставки). Такие же примерно идиотские прожекты проекты существуют в воспаленных умах свидомых на предмет поставок сырой нефти. Вот, мол, построим в Одессе\Ильичевске нефтетерминалы и будем получать сырье танкерами - то ли с Мадагаскара, то или из Нигерии, или даже из самих светозарных Соединенных Штатов.
Не стану спорить с упоротыми. Просто хочу обратить внимание на конкретную историю, которая разворачивалась у меня на глазах.

Это история Мажейкяйского НПЗ, строительство которого было закончено в эпоху позднего СССР, одного из самых современных и крупных в Европе в ту пору. В процессе проводимой правительством Литвы приватизации за право собственности (и за изрядный сектор рынка в этом регионе) боролись две российский нефтяные компании - "Лукойл" и ТНК-BP, а также казахский "Казмунайгаз".
Оттуда же, с востока, преимущественно из России, шли поставки нефти.
Логика рынка диктовала продажу НПЗ россиянам, в крайнем случае, казахам (они заверяли, что располагают нужными объемами и договорились с Россией о транзите нефти).
Так бы оно и случилось, если бы не одно но.
В этот сугубо рыночный торг вмешались, причем грубо, американцы. Давление шло на всех уровнях. Дошло до того, что сама тогдашняя глава Госдепа Мадлен Олбрайт написала письмо литовским властям по этому конкретному вопросу (казалось бы, при чем тут Госдеп). В итоге нефтекомплекс, включая основной актив - Мажейкяйский НПЗ, был передан... американской компании «Вильямс интернешнл».
Далее произошло то, чего западолюбивые прибалты не ожидали. Ковбои за пару лет не только ничего не инвестировали, но набрали кредитов (повесив их на правительство Литвы), и выжали все, что можно было выжать. Потом - скинули. Но продавать останки нефтекомплекса "русским" все равно не разрешили, поставив на бизнес сателлитов из польской "Орлен". Ну а россияне со своей стороны, понаблюдав за этими прыжками, взяли да и объявили о "ремонтных работах на трубопроводе "Дружба". Каковые продолжаются и по сегодняшний день.

Чем закончилась эта славна история, и что в итоге поимели Литва и литовский народ, в лице трех или четырех кабинетов министров слепо выполнявшие команды заокеанских советчиков и покровителей, в материале DW
НПЗ в Литве, или Как выжить без своей нефти

Крупнейший нефтеперерабатывающий комплекс в странах Балтии - НПЗ в Мажейкяе - оказался в тяжелой ситуации. О том, что ему грозит и на что он может надеяться, выясняла DW.



Нефтеперерабатывающий комплекс в Мажейкяе, входящий в группу компаний Orlen Lietuva, является не только крупнейшим НПЗ в регионе, но и крупнейшим налогоплательщиком Литвы. Поэтому проблемы, с которыми столкнулось предприятие в последнее время, вызывают беспокойство у многих в стране.

Из-за убытков комплекс оказался на грани закрытия. Руководство польского концерна Orlen, являющегося владельцем НПЗ, упрекает Вильнюс в бездействии. Власти Литвы эти обвинения отвергают и заявляют, что делают все, чтобы помочь заводу.

"Дружба" пересохла - проблемы посыпались

Одной из главных причин падения рентабельности НПЗ в Мажейкяе стали перебои с поставками нефти и ее высокая цена. Начались они в 2006 году, практически сразу после того, как Orlen выкупил комплекс, до этого принадлежавший российскому концерну ЮКОС. Поляки буквально выхватили литовский НПЗ из-под носа у "Лукойла", ТНК-BP и казахского "Казмунайгаза". Почти одновременно российская сторона, сославшись на многочисленные дефекты трубопровода "Дружба", прекратила по нему поставки нефти в Литву.

Ее пришлось покупать и перевозить танкерами из Ирака, Колумбии, Норвегии, Венесуэлы и Анголы. А это не могло не сказаться на доходах комплекса в Мажейкяе, вошедшего в Orlen Lietuva.



Бензозаправка Orlen

В финансовом отчете компания указала, что в 2013 году убыток составил рекордную для нее сумму в 94 миллиона долларов. Дело в том, что литовский НПЗ практически потерял североамериканский рынок после того, как в США началась добыча сланцевой нефти.

Кроме того, сократилась маржа нефтепереработки, то есть разница между стоимостью барреля нефти и корзины, выработанных из нее продуктов. В конце 2013 года маржа составила 0,7 доллара за баррель, упав до уровня 2008 года. "На сегодняшний день в Европе нефти в избытке. Поэтому такие компании, как Orlen Lietuva, у которых нет ни своей нефти, ни своего рынка живут очень плохо. Чтобы ситуация на европейском рынке пришла в норму, надо бы прикрыть 10 таких НПЗ, как в Мажейкяе”, - заявил журналистам еще в конце апреля Иван Палейчик, генеральный директор компании-конкурента Lukoil Baltija.

Железная дорога раздора

Ухудшению дел в Orlen Lietuva способствовали и проблемы, связанные с перевозками грузов по железной дороге. В 2008 году государственная железнодорожная компания Lietuvos geležinkeliai демонтировала 18-километровый отрезок путей, ведущих из Мажейкяя в Латвию, тем самым лишив компанию возможности транзита нефтепродуктов через территорию этой страны. А за перевозку грузов по Литве Orlen Lietuva приходится платить больше, чем конкурентам. По данным генерального директора компании Иренеуша Фафары, тарифы на транспортировку ГСМ для конкурентов из Беларуси у Lietuvos geležinkeliai на 30 процентов ниже, чем для Orlen Lietuva.

Железнодорожники ссылаются при этом на договор, подписанный с польской компанией в 2009 году. В нем установлены расценки, действующие до 2024 года. Судя по всему, снижать их государственный монополист не собирается. Премьер Литвы Альгирдас Буткявичюс обещает поддержать Orlen Lietuva за счет привлечения средств из структурной помощи ЕС, а также нового, пока неназванного поставщика нефти, который намерен перерабатывать ее на НПЗ в Мажейкяе.

Демонтировать и закрыть НПЗ?

За развитием ситуации вокруг НПЗ в Мажейкяе следят и в Польше. Политолог Петр Матенжек в беседе с корреспондентом DW не скрывал своего раздражения тем, что за словами руководства Литвы о помощи пока не последовали дела. Продать комплекс, по его мнению, вряд ли удастся. "Завод будет работать на минимальной мощности, или же его законсервируют, а рабочих уволят (на заводе занято около 1500 сотрудников. - Ред.)", - таким видит будущее НПЗ Матенжек.

Впрочем, по мнению эксперта, есть и другой вариант: демонтаж оборудования и закрытие предприятия. С тем, что раздосадованные поляки могут пойти на такие меры, согласен и президент литовского Института свободного рынка Жильвинас Шиленас. "Налогов поляки платят много, теперь работают в убыток, а тут еще и приличные расходы на железнодорожные перевозки", - пояснил DW эксперт. И не только расходы, но и долги перед Lietuvos geležinkelia, о которых сообщают местные СМИ.

Прибалтика, пэрэмога!, информация к размышлению, Империя Добра, демократия

Previous post Next post
Up