Мой преподаватель, завкафедрой прикладной психологии ИППК РУДН, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт, мастер, практик НЛП (Д. Дезозье, Р. Дилтс и др.), Динов Евгений Николаевич, рассказывает о механизме возникновения психосоматических реакций на казалось бы безобидные вещи и методике лечения на основе этих механизмов, с помощью НЛП.
Психосоматические причины аллергии - астмы
(статья Динова Е.Н.)
Человеку свойственно стремиться к обладанию, но именно чувство собственности часто приводит к болезням - к такому неожиданному выводу пришел известный психолог Евгений Николаевич Динов. Концепция его такова.
Находясь в утробе матери, ребенок не может быть собственником. У него еще нет своего «я», он ощущает себя частью чего-то большего - своей матери, которая носит его под сердцем.
Родившись, ребенок начинает познавать мир - цвета, запахи, звуки. Сначала он их не идентифицирует, мир для него еще не обозначен словами. Поэтому он ничего не разделяет, воспринимает мир целостным, а себя - его неотъемлемой частью. Только маленький ребенок способен ощутить полное единение с миром. Для него все вокруг взаимосвязано и гармонично.
Постепенно ребенок начинает осваивать мир. Мать называет ему каждую вещь, которая попадает в поле его зрения. Вскоре ребенок начинает повторять наиболее часто произносимые звуки. И постепенно сочетания звуков связываются в его сознании с конкретными вещами. И ребенок делает для себя открытие, что мир состоит из отдельных частей, которые имеют названия. С помощью слов, сначала существительных, затем глаголов и местоимений, ребенок учится делить мир на составляющие. И получать то, что хочет. Слова «хочу», «дай», «мое» приобретают в его сознании особое значение.
Затем ребенка ждет очередное открытие в освоении мира. Получить доступ к желаемому позволяет слово «мое». Если что-то «не мое», то доступа к нему нет.
Так у человека появляется понятие о собственности. Разделив мир на составляющие и отделив себя от него, человек становится собственником. Без «я» и «мое» нет собственности.
Стремление обладать распространяется не только на вещи. Сначала ребенок включает в понятие «мое» самых близких ему людей. Затем этот круг расширяется, он говорит о «своих» друзьях, «своей» компании. Взрослея, человек стремится приобщиться к группе людей, с которыми работает: «мои коллеги». Директор предприятия обычно говорит: «мои сотрудники», «мой завод», чиновник выражается еще решительнее: «мое государство», «моя страна».
В такой постановке вопроса выражается стремление человека получить в собственность как можно больше. Иногда гораздо больше, чем ему может принадлежать. Доктор Динов считает, что в основе этой тенденции лежит неосознаваемая попытка человека сделать мир снова целостным, собрав в единое как можно больше его частей.
Плохо это или хорошо, но освоение мира с позиций собственника свойственно человеку. На разных этапах развития оно разное. Важно только, следуя логике Динова, чтобы чувство собственности не стало гипертрофированным и не привело к болезням.
Ребенку достаточно взять игрушку в руки, чтобы считать ее своей собственностью. Он удивляется, когда взрослые начинают объяснять, что необходимо соблюсти некие ритуалы, например купить понравившуюся вещь.
Взрослый человек эти ритуалы не подвергает сомнению. Зато он способен выставлять массу претензий по поводу своей собственности. Считая что-то своим, он рассчитывает, что может этим полновластно распоряжаться. И любое покушение на его собственность человек часто переживает очень остро, будь то сломанный забор на дачном участке или комплимент, сказанный кем-то его жене. И если забор для дачи можно починить, обратившись к профессионалам, специалистам своего дела, то в человеческих отношениях такие "заборы" восстанавливать очень трудно.
Это делает человека очень уязвимым, сказывается на его самочувствии. А если сформулировать точнее, то с появлением беспокойства по поводу собственности могут возникать болезни.
«У меня начинает болеть живот, когда друзья сына толкутся в ботинках на новом ковре», - рассказывала Евгению Николаевичу одна его пациентка. «Когда жена поздно приходит с работы, у меня разыгрывается мигрень», - пожаловался другой пациент.
У чувства собственности много проявлений, считает Динов. Одно из них - привязанность. Назвав что-либо или кого-либо своим, человек связывает с этим определенные ожидания. И если ожидания не оправдываются, он страдает.
Любовь отличается от привязанности тем, что она ничего не ждет от объекта чувства. Это радость от самого присутствия любимого человека, от того, что он говорит, что делает. Любимый хорош сам по себе. Но это идеальное чувство, характерное для начала взаимоотношений. Переход к следующему этапу в развитии чувства происходит очень быстро - для этого достаточно объект любви объявить своим. Как только человек говорит: «Это мое», он начинает испытывать разные ожидания и выражать недовольство, если они не исполняются.
В конце концов это приводит к повышенным претензиям и часто отражается на здоровье - любой пустяк может стать причиной повышения давления, головной боли, нарушения сердечного ритма.
Когда один человек рассматривает другого как нечто ему принадлежащее, когда один определяет для другого правила поведения, гармоничных отношений не бывает. Только освободившись от привязанности такого рода и отказавшись от бесконечных претензий и требований, можно наладить отношения.
Вы не задумывались, почему иногда, разойдясь после многих мучительных лет брака, люди, словно заново оценив друг друга, начинают дружить? Друга обычно не считают собственностью, поэтому он волен делать все, что хочет. И что бы он ни сделал, мы его примем, выслушаем, подарим ему свое время, внимание. Другой пример. Когда взрослые дети живут с родителями, и те, и другие, не оправдывая ожиданий друг друга, обычно страдают. Но как только они начинают жить отдельно, отношения налаживаются. Просто они перестают рассматривать друг друга как объект собственности, а любовь, освободившись от привязанности, пере ходит в иное, более высокое качество.
Может быть, самое трудное в семье - правильно построить отношения с ребенком, когда он начинает взрослеть. Мама и папа со страстью говорят: «Это наш ребенок. Он должен делать то, что мы хотим, мы лучше знаем, что ему нужно». И все страдают из-за своих собственнических ожиданий. Тот, кто нарушает незыблемые правила собственности, должен испытывать чувство вины, боли, разочарования, а другая сторона - страха, обиды, тревоги.
Все эти переживания создают стресс, угрожающий здоровью. В результате - головные и сердечные боли, мышечная слабость, нарушения в работе желудка, печени, почек. Сначала это так называемые функциональные расстройства, когда болезненные симптомы не сопровождаются поражением органов. Однако из-за повторяющейся стрессовой ситуации функциональные заболевания прогрессируют, что ведет к органическим поражениям того или иного органа.
Человек, который переполнен ожиданиями и переживаниями по поводу собственности, часто бывает близок к болезни. Один из пациентов Динова, с большим трудом скопив деньги на дачу, начал испытывать то, что на языке психологов называется «чувство болезненной привязанности по отношению к своей собственности». Он постоянно волновался, что на дачу залезут воры, что она сгорит, он просыпался по ночам в холодном поту. Дача цела до сих пор, а ее владелец превратился в невротика с целым букетом болезней. Ожидания по поводу собственности сделали его больным человеком, и вылечить его можно будет лишь тогда, когда его отношение к собственности изменится.
Много проблем, а значит и болезней, возникает из-за незавершенности собственнических отношений, особенно между родителями и детьми. Любящая мать, которая не может отпустить от себя взрослого сына, начинает плохо себя чувствовать, и первые сбои со здоровьем возникают у юноши чаще всего в этот период, так как им обоим одинаково необходим качественно иной уровень отношений. Привязанность друг к другу тормозит их развитие. Изменить ситуацию можно, только установив иные, партнерские отношения, которые ведут не к необоснованным ожиданиям, а к гармонии.
Итак, по мнению Динова, множество болезней провоцируется гипертрофированным чувством собственности по отношению к другому человеку. Именно так он объясняет заболевание бронхиальной астмой.
- По моим наблюдениям, - говорит Евгений Николаевич, - провоцируют приступ не цветочная пыльца, не домашняя пыль, не шерсть животных, а, как это ни удивительно, запреты и обманутые ожидания.
Часто аллергия, вызывающая приступ астмы, связана с различными запретами. Например, с запретом, да еще выраженным в резкой форме, сорвать цветок с клумбы или погладить бездомную собаку. Еще не понимая сути этих запретов, малыш пугается, ведь в голосе взрослого он слышит осуждение или тревогу. Все страхи вырастают из запретов, и если этот страх в подсознании ребенка закрепляется, то каждый раз распускающиеся цветы будут напоминать ему, как на него накричали и как он испугался.
Пугаясь окрика, ребенок судорожно всхлипывает, втягивая в себя воздух. Страх парализует определенные мышцы горла, и выдохнуть воздух становится трудно. Это очень похоже на затрудненное дыхание при астматическом приступе.
Сначала ребенок не может выдохнуть, а затем не хочет. Почему? Да потому, что он видит, как его приступ пугает родителей, как они, оказывается, дорожат его здоровьем. А для маленького ребенка любовь родителей - все на свете. И иногда ребенок начинает инстинктивно задерживать дыхание, лишь бы вновь ощутить любовь близких. Формируется феномен так называемой «вторичной выгоды», и приступы астмы возникают без всяких видимых причин. Они могут случиться и зимой, когда растения не цветут. Родители пытаются объяснить приступы домашней пылью, которая есть всегда. А на самом деле ребенку подсознательно выгодна болезнь, даже такая тяжелая, как бронхиальная астма. В ее основе - страх и желание вновь и вновь ощутить привязанность к себе родителей, то есть подтвердить право своей собственности на них.
Один из пациентов Динова болел астмой с пяти лет. Его диагноз звучал так: «гормокальнозависимая бронхиальная астма четвертой степени». Динов вылечил его, исходя из своей трактовки этого заболевания, таким образом: они вместе проследили цепь ошибок и заблуждений - печальную семейную историю. Врач-психотерапевт помог юноше освободиться от чрезмерных привязанностей и необоснованных ожиданий.
- Но как же избавиться от привязанности, если душа болит за ребенка, мужа, родителей? - спросила я Динова.
- Нужно думать не о том, как избавиться от привязанностей, а о том,
как стать свободным от них. Первый шаг на этом пути - превратить семейные отношения в «исторические».
Если бы мы сейчас заговорили о татаро-монгольском иге, то наверняка легко рассуждали бы на эту тему, поскольку к событиям далекого прошлого никто из нас уже не имеет никакого личностного отношения. А вот историю Великой Отечественной войны многие люди старшего поколения склонны рассматривать очень эмоционально, то есть с точки зрения привязанности - ведь у них на фронте погибли близкие.
Чтобы помочь страдающему человеку отстраниться от трудной ситуации и увидеть свою жизнь как давнюю историю. Если он сможет это сделать, то поймет, какую разрушительную роль в этой истории играет гипертрофированное чувство собственности. И из раба своей судьбы превратится в ее хозяина.
На сонове материала Татьяны Абрамовой, ссылка взята с сайта
http://www.zaykinsait.ru/psiholog/114-privyaz.html