Депривация эмоциональная
- лишение детей тепла, сочувствия, эмоционального отклика и вообще адекватной душевной атмосферы, что, как считают многие психологи, необходимо для разностороннего и успешного эмоционального развития. Рассматривается как один из важнейших аспектов жестокого обращения с детьми. Из наиболее частых расстройств, вызванных эмоциональной депривацией, указывают на
психогенный аутизм или реактивное
расстройство привязанности.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
Сенсорная депривация
(от лат. sensus - чувство, ощущение и deprivatio - лишение) - продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями (см.
экстремальная психология).
Воздействие С. д. на человека изучается путем его погружения в воду в специальном оборудовании (сурдокаме ре, боксе и др.). В условиях С. д. у человека актуализируется потребность в ощущениях и аффективных (см.
аффект) переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. В ответ на недостаточность афферентации активизируются процессы воображения, к-рые определенным образом воздействуют на образную
память. Возникают яркие эйдетические представления, спроецированные вовне, к-рые оцениваются как защитные (компенсаторные) реакции. По мере увеличения времени пребывания в условиях С. д. на этапе неустойчивой психической деятельности у людей появляется эмоциональная
лабильность со сдвигом в сторону пониженного настроения (заторможенность,
депрессия,
апатия), к-рые на короткое время сменяются эйфорией, раздражительностью. Наблюдаются нарушения памяти, находящиеся в прямой зависимости от цикличности эмоциональных состояний (см.
эмоции). Нарушается ритм сна и бодрствования, развиваются гипнотические состояния с появлением гипногогических представлений, к-рые в отличие от просоночных состояний, имеющих место в обычных условиях, затягиваются на относительно продолжительное время, проецируются вовне и сопровождаются иллюзией непроизвольности. Чем жестче условия С. д., тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. При увеличении времени воздействия С. д. эйдетические представления могут выходить из-под контроля актуального «Я» и проявляться в форме галлюцинаций. В генезе данного процесса четко прослеживаются астенизация (см.
астения) нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга.
Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.