Спонтанные метафорические ассоциации клиента - как диагностические критерии его проблемы

Apr 26, 2022 08:05

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня я поделюсь с вами идеей одной из своих профессиональных находок, наверное со временем, по мере накопления опыта работы с клиентами накапливающихся у любого специалиста. И соответственно, по мере этой работы, проходящей с использованием уже привычных и уже ранее известных терапевтических инструментов, у меня в какой-то момент естественно возникают и свои определенные наблюдения, замеченные мной определенные спонтанные проявившиеся у каких-то клиентов эффекты, появляются выводы из этих наблюдений, а соответственно и появляются новые возможности для применения этих инструментов в каких-либо новых прикладных целях, в проводимой терапевтической работе с клиентами и в их консультировании.

Как уже давно известно в целом ряде психологических методов и подходов, основанных на возможности работы с проблемами клиентов, посредством возможностей использования образного мышления - это происходило, как вы знаете, еще начиная с гипнотерапии, и в частности еще со времен Фрейда (начинавшего свою работу, как известно, в том числе тоже с гипноза, но лишь в его директивном, классическом варианте), и продолжая затем и многими другими впоследствии возникшими, схожими в этом плане с гипнозом терапевтическими методами - т.е. работа с клиентом посредством возможностей восприятия самой личностью, возникших спонтанно и свободно определенных ей для самой себя тех или иных визуальных, аудиальных, кинестетических, и иных характеристик её проблемы.

Что, соотвественно, позволяет клиенту всю эту воспринятую им и зафиксированную им в своем воображении сенсорную информацию. в том или ином виде затем её интерпретировать и ассоциировать с чем-либо, в виде тех или иных визуальных или любых других образов - практически не ограниченных ничем, и выражаемых им в зависимости от уровня фантазии клиента, его творческих способностей, и т.д. - образов, основанных на ощущаемом клиентом сенсорном восприятии.

Соотвественно, это означает, что такая возможность применения этого инструмента существует не только непосредственно в работе с проблемой клиента, но и в не меньшей степени этот инструмент может служить и в целях психодиагностики актуальной проблемы клиента. И в том числе, это возможно естественно и в процессе диагностики проблемы клиента. Или даже в процессе обычной беседы, с клиентом, в тот момент, когда для самого клиента, казалось бы, еще не происходит каких-либо важных и значимых процессов и можно позволить себе просто говорить, на ту или иную тему, расслабившись и ни на чем конкретном не зацикливаясь.

И вот этот момент, как вы понимаете - и является самым интересным и важным для психолога, с точки зрения получения им от клиента очень важной доли психодиагностической информации, которую может быть, очень часто, клиент может и не рассказать, если его спросить о его проблеме непосредственно, прямо "в лоб".

Как известно, еще упомянутый выше Фрейд применял в своей работе с клиентами "метод свободных ассоциаций". Клиенту в этом случае предлагалось говорить абсолютно все, что приходит ему в голову, практически "поток сознания", после того, когда аналитик ему предложил говорить на какую-то заданную тему. Естественно, в этом случае только один процесс получения всей необходимой информации, для возможной последующей работы и предварительной диагностики, может затянуться минимум на несколько сеансов. Что, впрочем, было вполне нормальным явлением для психоанализа, как и остается и поныне. Но сама идея свободных ассоциаций, надо отметить, вполне может быть продуктивна. И более того, в ней нынешние специалисты по Эриксоновскому гипнозу или в сходных методах могут даже найти определенные отголоски современных эффективных техник психотерапии и диагностики. Но по сравнению с техникой ассоциаций Фрейда сейчас есть, как говорится нюанс.

Если применить метод ассоциаций, но уже непосредственно в момент проведения трансовой работы с клиентом, т.е. в момент погружения клиента даже в очень легкий транс, то эффективность возникающих у клиента ассоциаций повышается в разы. В этом случае даже минимально развитое воображение клиента, предоставит ему очень явные и определенные ассоциации, образы, метафоры - а все это, как вы понимаете, непосредственно и есть тот искомый нами ценный материал, предоставленный бессознательным клиента.

* * *

Уважаемые читатели, чтобы легко и быстро подписаться на мою страничку, вы можете нажать на кнопку "подписаться", справа.

***********************

С уважением к Вам и к Вашему бессознательному, психолог, гипнолог Дмитрий Евдокимов

Уважаемые читатели!

Вы можете записаться здесь на мой сеанс (в т.ч. онлайн) Эриксоновского гипноза, или написать в Вотсап: +7 916 61 555 91

бессознательное, эриксоновский гипноз, утреннее, метафоры

Previous post Next post
Up