«Наличие и отсутствие ума в действительности есть истинный ум», - говорит, например, наставник Хуанбо. Другой учитель чань на вопрос монаха о том, что он делает, отвечал: «Думаю о недумании». Монах удивился: «Как же?» И тогда учитель ответил
еще более загадочно, но как раз в соответствии с логикой этого приема: «Думаю о недумании не думая».
Другой учитель - Дуньшань, характеризуя себя, так же воспользовался этим приемом: «Когда я бродил сегодня один, повсюду меня окружают каналы. Ныне вода в канале - это был Я, однако Я не был водой в канале».
Мы видим, что в подобных случаях учителя чань пользуются логикой, противоположной логике Аристотеля. Тит Нат Хан пишет о таком способе размышления:
Согласно классической логике «А есть А, Б есть Б». Доктрина чань «утверждает, что А не есть А, Б не есть Б, А может быть Б»1. В рамках такой логики вполне закономерен вопрос, который монах задает учителю Сёдзану: «Знаете ли Вы утверждение, которое не правильно и не ошибочно, не реально и не иллюзорно?». И учитель положительно отвечает на этот вопрос.
Автор: коан чань-буддизма