В советские времена популярны были анекдоты, начинавшиеся обычно так: «Встречается еврей с китайцем...» или «Что общего между китайцем и евреем?»
Уже сами предположения о возможности таких ситуаций вызывали смех. Но дело в том, что эти еврейские анекдоты, обычно придуманные самими евреями, были не слишком далеки от действительности. Евреи и китайцы много веков назад встретились на Великом шелковом пути.
Как китайские, так и западные исследователи сообщают, что евреи попали в Китай через Иран и Индию и обосновались в городах южной провинции Хунань. Согласно одной из легенд они привезли с собой семена хлопка, за что получили возможность исповедовать свою религию.
Им было разрешено обрабатывать землю и служить в армии. Многие стали крупными чиновниками и военачальниками.История евреев в Китае свидетельствует о том, что существование, в условиях сильного влияния доминирующей культуры, в отрыве от других очагов рассеяния привело их к полной ассимиляции, потере своих исторических и религиозных корней. Но немало китайцев продолжают считать себя потомками тех евреев, и время от времени появляются исследования о том, что кое-кто из руководителей коммунистического Китая имели еврейских предков.
И через много веков, уже после создания государства Израиль, начался новый этап взаимоотношений между двумя древнейшими народами - дипломатических, экономических и культурных связей. Во время холодной войны о каких-либо нормальных отношениях с этими государствами не могло быть и речи, так как Москва и Пекин полностью поддерживали арабские режимы.
Однако ситуация стала изменяться в связи с конфронтацией между «братскими социалистическими странами». С начала 70-х годов началась нормализация отношений между США и Китаем, Вашингтон стал экспортировать современное оружие в Китай, рассматривая эту коммунистическую страну как возможного партнера по борьбе с главной «империей зла»- Советским Союзом. Израильские руководители довольно гибко использовали новую ситуацию и с конца 70-х годов стали продавать военную технологию и оружие Китаю, в том числе усовершенствованные танки, артиллерийские системы и авиационные компоненты.
Китай представлял интерес для Израиля прежде всего как потенциальный рынок для военной технологии, особенно в период резкого обострения конкуренции в этой области. Израильские фирмы, производящие вооружение для долгосрочной обороны страны, были заинтересованы в продаже военной технологии Китаю, чтобы оставаться на плаву. Имелась еще одна важная причина, побуждавшая Израиль продавать оружие Китаю.
Тесные отношения в военной области между Китаем и Израилем привели к определенному изменению китайской политики в отношении арабских стран. И так как мощь и влияние Китая на мировой арене возрастали, для Израиля было чрезвычайно важно, чтобы Пекин не вернулся к прежнему проарабскому курсу.
Сотрудничество Китая и Израиля развивалось не только в военной области. Премьер-министр Израиля Ицхак Рабин во время своего визита в Китай в октябре 1993 г. предложил построить показательную ферму, которая знакомила бы китайских крестьян с достижениями как китайцев, так и израильтян в сельском хозяйстве. Такая ферма была создана вблизи Пекина, и специалисты из различных районов Китая приезжают туда для ознакомления с последними достижениями в этой области.
Израиль становился все более важным экспортером для Китая в таких областях, как сельское хозяйство, коммуникации, защита окружающей среды. Важной вехой в развитии отношений между Китаем и Израилем явился визит в Израиль президента Китая Цзян Дзэмина в апреле 2000-го. Китайский лидер надеялся, что сотрудничество с Израилем будет сдерживать доминирующие позиции США на Ближнем Востоке.
Определенное улучшение американо-китайских отношений, связанное в первую очередь с совместной борьбой с терроризмом, дало возможность Израилю активизировать поставки военной технологии в Китай. Однако «медовый месяц» дружбы между Вашингтоном и Пекином продолжался недолго.
Сегодня американскую политику делает команда, рассматривающая превращение Китая в новую супердержаву, как вызов США в XXI веке. И без того не простая ситуация осложняется опасениями Вашингтона, что экспорт новой военной израильской технологии будет способствовать намерению Пекина добиться присоединения Тайваня, в том числе и военным путем. Требования к Израилю прекратить продажу военной технологии Китаю были выражены в такой ультимативной форме, что израильские лидеры не могли не принять их. Союз с США продолжает оставаться для Израиля основной гарантией безопасности, особенно в условиях продолжающейся интифады и приближения войны с Ираком.
В Израиле также не хотят, чтобы американская общественность рассматривала еврейское государство в качестве важного источника военной технологии для коммунистического Китая.
Отмена частично оплаченных военных поставок в Китай будет иметь негативные последствия для Израиля. Это, прежде всего, потеря чрезвычайно выгодного рынка. Военный экспорт в Китай принес Израилю за последние десять лет более четырех миллиардов долларов, это довольно ощутимый приварок к переживающей кризис израильской экономике. Расторжение военных контрактов побудит Пекин занимать более проарабскую позицию.
Многие израильтяне придерживаются мнения, что жесткая политика Вашингтона в этой области в немалой степени объясняется давлением американских компаний, заинтересованных занять место Израиля на китайском рынке военной технологии. Реакция Пекина на последние решения Израиля не заставила себя долго ждать. Китайское руководство в большей степени стало поддерживать палестинцев и выступать с более проарабских позиций в Совете Безопасности.
Причем этот новой крен в китайской политике проявляется в самых неожиданных областях. Так, во время пребывания президента Цзяна в Израиле была достигнута договоренность о проведении в прошлом году выставки, посвященной Альберту Эйнштейну. И уже перед самым открытием выставки министр культуры КНР потребовал убрать все упоминания о том, что этот великий ученый был одним из основателей еврейского государства и ему был предложен пост первого президента Израиля. Это требование китайских властей вызвало шок мировой общественности. По мнению иностранных журналистов, живущих в Пекине, рассматривать этот инцидент как проявление антисемитизма вряд ли правомерно. Китайские власти вполне терпимо относятся к проживающим в стране евреям.
Губернатор Шанхая недавно разрешил открытие Еврейского религиозного центра и расширение местной синагоги. Реальные причины этого демарша китайских властей, как заявил чиновник министерства культуры, заключаются в том, что отношения между Китаем и Израилем настолько испортились, что Пекин просто ищет повод, чтобы отменить выставку. Это своего рода сигнал арабским странам, что они могут рассчитывать на благожелательное отношение Китая в их конфликте с Израилем.
Израиль стал заложником борьбы между двумя великими державами. Разрыв военных контрактов с Китаем - это плата Израиля за союз с США. В последние годы стало модным трудности, переживаемые Израилем, списывать на антисемитизм, будь то европейских стран, международных организаций и даже государственного секретаря США.
Как свидетельствует драматический характер китайско-израильских отношений, роль Израиля на международной арене зависит от целого ряда не менее важных факторов: геополитических игр крупных держав, их национальных и экономических интересов.
Советские анекдоты о встрече китайцев и евреев оказались пророческими. Однако жесткие реалии ХХI века говорят о том, что потребуется немало усилий с обеих сторон для изменения международной обстановки, чтобы восстановить доверие между этими двумя самыми древними народами.
(с) Семен Вербицкий
Факты о евреях и Китае…
1. В книжном магазине в аэропорту города Гуйлинь я с удивлением обнаружил Вавилонский Талмуд на китайском. Самое интересное, что располагался он на полке книг о бизнесе, и никого кроме меня подобное расположение не смущало.
2. Китайцы, как известно, очень уважают народы с древней историей, и это уважение, естественно, распространяется на евреев. Еще китайцы уверены, что евреи умны и что ум этот в первую очередь проявляется в экономике и бизнесе. В Китае продается немало книг, учащих «зарабатывать деньги, как евреи» и «добиваться успеха, как евреи». В других странах такой стереотип был бы проявлением антисемитизма, а с точки зрения китайцев это комплимент.
3. Широкие массы китайцев откуда-то знают одного умного еврея - Альберта Эйнштейна. Когда сообщаешь китайцу, что ты из Израиля, его первая ассоциация (если он, конечно, про Израиль слышал - а многие китайцы и не подозревают о существовании такой страны) - Эйнштейн.
4. Жители города Вэньчжоу издавна пользуются в Китае репутацией хороших бизнесменов. Поэтому их часто называют «евреи Китая». Разумеется, никакого отношения к евреям они не имеют.
5. Согласно некоторым источникам, первые евреи прибыли в Китай из Персии по Великому шелковому пути в VIII веке н.э. Первая значительная еврейская община сформировалась в 1163 году в городе Кайфэн в сегодняшней провинции Хэнань; там же, судя по всему, появилась и первая синагога.
6. О существовании китайских евреев европейцам стало известно от итальянского иезуита-миссионера Маттео Риччи, повстречавшего в 1605 году в Пекине молодого кайфэнского еврея по имени Ай Тянь, который заявил, что верует в единого Бога. Через три года Риччи направил в Кайфэн своего помощника, и тот, ознакомившись с тамошними еврейскими книгами и даже переписав из них отдельные отрывки, подтвердил, что это действительно Танах. Иезуиты также выяснили, что евреи Кайфэна посещают синагогу и воздерживаются от употребления свинины.
7. Еврейское присутствие в Кайфэне, одной из семи исторических столиц Китая, подтверждают и найденные в городе три старинные стелы. На стелах высечены сведения о прошлом и настоящем евреев Китая; в частности, сообщается, что они прибыли в Поднебесную из Индии во время правления династии Хань (то есть значительно раньше VIII века!). На двух стелах также прославляется «безграничная преданность евреев стране».
8. Один из императоров династии Минь пожаловал евреям семь китайских фамилий, которые потомки кайфэнских евреев носят и по сей день: Ай, Гао, Ши, Чжао, Чжан, Ли, Цзин. В последние годы несколько обладателей этих древних фамилий репатриировались в Израиль.
9. В конце XIX века в Китай стали прибывать евреи из Российской империи. Основными пунктами назначения этих мигрантов были Тяньцзинь, Далянь и Харбин. Еврейское население Харбина достигало 25 тысяч человек. Приходилось ли такой заметной общине сталкиваться с антисемитизмом? Да, но не со стороны китайцев, а со стороны русского населения города. В 1931 году в Харбине даже возникла Российская фашистская партия, на флаге которой красовалась свастика.
10. Пожалуй, самой значимой фигурой еврейского Харбина считают Авраама Кауфмана. Он поселился в Харбине в 1912 году и с 1919 года был практически бессменным главой еврейской общины города, а заодно и председателем сионистской организации Китая. В Харбине ни одного еврейского начинания не происходило без участия Кауфмана - от больницы до еженедельника «Еврейская жизнь». В 1937 году он стал председателем Национального совета евреев Восточной Азии и в этом качестве сумел убедить японцев не выполнять немецкое требование о заключении евреев в гетто. Советские власти оказались менее сговорчивыми: в 1945-м Кауфмана арестовали. Он отсидел 11 лет в лагерях и только в 1961 году сумел уехать в Израиль.
11. На протяжении нескольких десятилетий в еврейской общине Харбина кипела жизнь, что ни день возникали новые организации и появлялись новые молодежные движения. Самым массовым и влиятельным сионистским движением в городе стал Бетар, «Союз имени Иосифа Трумпельдора». Одним из основателей харбинского отделения Бетара был Мордехай Ольмерт, впоследствии уехавший в Израиль и ставший депутатом Кнессета.
12. Свое детство в Харбине сразу в нескольких рассказах описал израильский писатель и главный редактор Краткой еврейской энциклопедии Ицхак Орен. Оба его родителя преподавали в харбинской еврейской школе: отец - иврит, а мать - математику и русский. Свой первый рассказ маленький Ицхак написал на иврите, хотя его родным языком был русский. Этот рассказ, посланный по почте через полмира в Эрец-Исраэль, опубликовали в газете «Давар» в разделе «Нам пишут дети диаспоры».
13. Во время Второй мировой войны отношение властей к евреям Харбина ухудшилось. Под давлением Германии японцы запретили выпуск еврейских газет, хотя деятельность еврейских организаций продолжалась. После войны стараниями советских оккупационных войск еврейская община Харбина прекратила свое существование, а те ее члены, кого не тронул НКВД, в основном разъехались по миру. В 1985 году скончался последний из остававшихся в городе евреев.
14. На еврейском кладбище Харбина и сегодня можно увидеть 583 могилы с надписями на идише и русском. Правда, месторасположение кладбища изменилось - в 1958 году его перенесли из центра на окраину города. Наибольший ажиотаж вокруг кладбища наблюдался в 2004 году, когда сюда, на могилу деда, приехал тогдашний вице-премьер Израиля Эхуд Ольмерт.
15. Свои еврейские кладбища были и в Шанхае. Точнее, их было четыре, но в 1958 году и их перенесли за город, а позже, в ходе Культурной революции, практически полностью разрушили. Шанхай оказался ненадежным пристанищем для усопших евреев, зато на протяжении прошлого века он принял две волны еврейских беженцев: в начале века евреев России, спасавшихся от погромов, и в конце 1930-х - евреев Центральной Европы, бежавших от нацистов. В годы Холокоста в Шанхае нашли убежище, а с ним и спасение примерно 20 тысяч евреев из Германии, Австрии, Чехословакии, Польши и Литвы.
16. Что касается надгробий, исчезнувших с еврейских кладбищ Шанхая, то и в их истории еще рано ставить точку. Вот уже несколько лет израильский журналист Двир Бар-Галь ищет их по всему городу и в его окрестностях. Около сотни могильных плит обнаружились в деревне под Шанхаем, где их использовали в качестве строительного и подсобного материала, другие всплывают время от времени в лавках старьевщиков.
17. В годы правления Мао Цзэдуна не только громили еврейские кладбища. В это же время еврейский вопрос привлек внимание нескольких китайских ученых, в особенности социолога Пан Гуанданя, занимавшегося исследованием «этнических меньшинств КНР». Гуандань увлекался евгеническими теориями и рекомендовал Великому кормчему «гармонично ассимилировать» меньшинства, чтобы позаимствовать все их преимущества и тем самым превратить китайский этнос в «великую расу, которая превзойдет все расы». В качестве примера удачной этнической гармонизации Пан приводил ассимиляцию евреев в Древнем Китае.
18. Однако годы странных теорий прошли. В 1993 году Шанхай стал городом-побратимом израильской Хайфы, затем Харбин побратался с Гиватаимом, и даже небольшой Кайфэн заключил аналогичный союз с Кирьят-Моцкиным. Доходит и до абсурда: пытаясь привлечь израильские инвестиции, власти Кайфэна символически объявили свой город «еврейской экономической зоной».
19. В марте 2009 года в бывшей шанхайской синагоге «Охель Рахель» впервые за 60 лет состоялась еврейская свадебная церемония. Некогда в этой синагоге регулярно молились свыше 700 человек, в ней было 30 свитков Торы, но после образования КНР власти попросту отобрали здание у еврейской общины. Оно и сейчас не возвращено настоящим владельцам, и, чтобы провести в нем хупу, потребовалось специальное разрешение властей.
20. Шанхай же в какой-то мере «подарил» миру самого известного «израильского китайца» - командующего израильским ВМФ генерала Элиэзера Марома. Его имя не звучит по-китайски, зато все знают Марома по красноречивому прозвищу Чайни, то есть «китаец», да и раскосые глаза говорят о том же. Отец Чайни, бежавший из нацистской Германии, и его мать, дочь китайца и иммигрантки-еврейки из России, познакомились и поженились именно в Шанхае, хотя сам будущий адмирал родился через несколько месяцев после того, как семья перебралась в Израиль.
(с) Ариэль Бульштейн
+
Мини конкурс "Евреи и китайцы"