Приглашаю вас в гости к очень интересному жителю Карпатских гор, человеку-оркестру-коллекционеру.
Итак - Карпаты, Верховина - сердце Гуцульщины...
Про Верховину-поселок можно много рассказывать: и то что оно старинное (1420г.) и то, что раньше называлось Жабье (!) и то, что тут чаще всего укрывались опрышки по причине самой гористой части Карпат, и то,что именно здесь Параджанов снимал свои "Тени забытых предков". Но сегодня у нас другая цель - идем в гости.
Помните,когда-то была очень популярная песня:
"У трембіточку заграю,заграю,загуду.
З моїм рідним милим краєм розмову заведу.
Верховина, мати моя,
Вся краса чудова твоя
У мене на виду!..."
Я сразу же вспомнила эту давнюю песню, когда увидела дом, который нам предстоит посетить. Перед ним раскрывалась чудесная панорама, какую только можно было себе представить: луга,леса, река и горы!Но то, что там я услышу звук трембиты...
Снимаем обувь,заходим в дом и поднимаемся на второй этаж.
Первая реакция - шок. Жилая комната? Музей? Столько всего, что не знаешь куда и на что смотреть.
Хозяина пока нет.
Но вот он заходит, и начинается рассказ,вернее,показ. А ,точнее, концерт, сопровождаемый шутками,прибаутками,песнями,легендами и морем доброжелательности и гостеприимства.
Итак,знакомьтесь - Роман Кумлик. В прошлом учитель, собиратель фольклора, а сейчас - коллекционер предметов гуцульского быта и экскурсовод своего собственного музея.
Первый номер этого удивительного концерта - игра на скрипках. А их здесь - множество!
Обратите внимание на скрипку - вторую слева.
Вот она в руках у пана Романа. Это скрипка - довбанка. Выдалбливается из цельного ствола дерева. У каждого гуцульского района своя форма довбанки.
"Ой,гори наші гори,файні потоки" - хорошо поставленным голосом начинает петь пан Роман, подигрывая себе на скрипке. Вернее,наоборот. Звук этой скрипки чем-то похож на звучание волынки.
Скрипка с историей. Изготовил её мастер из Коломыи в 1934 году и назвал скрипку "Анна",именем своей жены.
Поражает разнобразие форм скрипок. Вот эта необычной формы скрипка - из штата Канзас. Звучит веселая ковбойская мелодия, которая тут же сменяется украинской песней про конопельки. И тут же интересный рассказ о том, как выращивали в больших количествах коноплю. Но про наркотики тогда,конечно, и слыхом не слыхивали. Из конопли ткали полотно. Но это полотно шло только на портки для сенокоса. Для выходной одежды сеяли лён. И сразу - мелодия про лён.
Обратите внимание на "мешок с рогами", который висит рядом с часами. (Кстати часы с кукушкой гуцулы называют "кляпало"). Не догадываетесь, что это за предмет. Наводящее слово - Шотландия.
Пока отгадываете загадку, покажу эти "манто". Называются они гугля.
Вот уж не думала, что кроме шотландцев еще где-то играют на волынке.Гуцульская волынка,или дуда,или коза.Знаете из чего делают?Из желудка козы!
Посмотрите,что в руках у хозяина. Это- лира. Лира колісна. Как по русски - не знаю.
Звучит песня "Як помру,то поховайте мене на могилі, серед степу широкого на Вкраїні милій...".
Таких лир уже никто не делает. Раритет.
Рассмотрим живописную безрукавку - этот непременный атрибут гуцульской одежды. Называется она - кептарь.Очень удобна и широко распространена и по сей день. Представьте себе,как в ней уютно при ветреной погоде,которая без конца меняется в горах.Жить среди гор хорошо только издали. Жаль, что не сфоткала это произведение искусства поближе. Чего там только нет!И вышивка,и аппликации из цветной кожи, и бусинки, и всякие колечки, и кисточки.Супер!
Поверх такой жилетки в морозы надевают короткий кафтан- байбарак, который тоже украшают. Его вы можете увидеть на следующей фотографии.
.
А как хорош бравый гуцул с усами. Гуцульская молодичка сразу же определит - женат он или нет. Оказывается, это очень просто. Если перо на шляпе с правой стороны - то к нему можно "залицятися". Если же слева - стоп,- можно и неприятности от его законной супружницы получить.
"Як гуцула не любити, а в гуцула вівці. А в гуцула за поясом писані топірці. Гей,гудзики,ременики на моім Іванку,То мні мило позирати,коли іде в танку". (в танку - в танце).
На стенах, кроме скрипок еще много тарелок. Керамические тарелки вдоль стены под потолком - обязательный атрибут гуцульского дома.
Много свадебных фотографий. Все они личные.У пана Романа две дочки: юрист и врая. Замуж выходили,конечно,по народным обычаям. В субботу - роспись в ЗАГСЕ в фате и в подвенечном платье. Основное действо - в воскресенье. Обязательно венчание в церкви,но уже в гуцульском свадебном наряде. Накануне подружки вплетают невесте в волосы разноцветные нитки и ленты. А в понедельник все это расплетается и голова покрывается платком.
Еще интересные экспонаты - светильники, сделанные из гранат.
Как вы заметили, у пана Романа очень много всевозможных часиков. Думаю, что здесь они с
ivanoleg нашли бы общий язык.Кстати, будильник по-местному - будзик. Правда,хорошо звучит?
Демонстрация знаменитого косовского кафеля. Одна такая штучка стоит 200 гривень (20 евро).
Вот здесь можно хорошо рассмотреть и сумочку гуцульскую, (Я бы от такой не отказалась), и перышко на шляпе с левой стороны. Теперь мы знаем, что это означает : пан Роман - женат.
Ну,эта вещь мне хорошо знакома - в левой руке макогон. На різдво всегда готовила кутю. А тертый мак - самая главная составная часть этого рождественского блюда. И знаю, что никакое механическое приспособление не заменит макогон.
В правой руке - скалка. То,что всегда заменяло электрический утюг. Ну и,конечно,орудие, которым жена встречает загулявшего муженька.
А теперь переходим к духовым инструментам. Музыкальный рог сделан из корня дерева, а сверху покрыт березовой корой. Очень громкий звук.
Ну и,конечно же,трембита. Обязательный инструмент и свадеб,и торжеств и похорон. Заготовка для трембиты из смереки сушится от 15 до 20 лет. Самые звучные трембиты получаются из смерек, в которые попала молния.
Оцените,какая длина у трембиты. Даже в кадр полностью не попала.
И опять много фотографий. Бережно оформленные семейные фотографии дедов, бабушек и родителей.
Не помню, когда еще я получала такое удовольствие от услышанного и увиденного. Но когда заиграли цимбалы...
Сперва пан Роман играл через полотенце. Это делалось для того, чтобы приглушить звук. И пел!
"Дощик іде,роса паде на білу березу. А я свому миленькому сорочку мережу..."
А когда полотенце было убрано - моим восторгам и веселью вообще не было предела. Молодежь,правда,совсем не веселилась. Наверное, сейчас их трудно чем-либо удивить...
Смотрим на топорики. Они зовутся - бартка, или топорець. И функция этих топориков,оказывается,- помощь при ходьбе.Особенно зимой, когда все склоны покрыты снегом и льдом. Топорики запрещено точить. Причем, местная полиция-милиция всегда это проверяла и при обнаружении нарушений накладывался довольно-таки большой штраф.
"Мене буде цілувати тай хлопець молодець. В одній руці пістолітко, а в другій топорець".
Ну а дальше было много сопилок,дудочек, деревянных губных гармошек, всяческих свистулек. И все это не просто дудело, а звучала мелодия!
Обратите внимание - пан Роман играет левой рукой.
Звук этого инструмента напомнил мне нанайские звуки. Это - дрымба.Музыкальный инструмент, состоящий из куска проволоки и пружинки. Оказывается, что играют на нем женщины. В селе Ясенив даже есть ансамбль дрымбалисток, выступления которго пользуются неизменным успехом.
"...Дримба має особливу силу, вважають мольфари. Це магія в звуках, примівки в музиці. Звуками дримби можна вилікувати хворобу, ці звуки пробуджують енергію каменя, дерева, металу, вони наділяють моль фара особливою силою. За допомогою звуків дримби можна причарувати кохану людину, приручити дикого звіра, ворога зробити другом...
Дримба дуже примхливий інструмент, каже Мольфар. Вона дуже тонко відчуває настрій того, хто на ній грає. Тому з її допомогою так легко передати всі відтінки настрою і сум, і радість, і любов, і жаль та смуток розлуки"...
http://hogo-cz.livejournal.com/306709.html Показываю вам дрымбы, сфотканные в Ужгородском музее музыкальных инструментов. И вот что интересно, у каждого района Карпат иная конфигурация проволоки. Очевидно, и звук другой?
Много еще интересного показывал и рассказывал нам этот интересный человек. Всего и не упомнишь. Наверняка,что-то интересное было рассказано и про деревянное седло. Запомнила только, что при Советской власти жителям Карпат запрещалось иметь коня.(!)
А сумочка! Удивительно стремление жителей этого сурового и горного края так украшать свою жизнь. Сумочка-ташка из-за своей небольшой вместимости имела чисто декоративное значение. Но с какой любовью к красоте она сделана.
Часовая встреча с хозяином дома пролетела,как один миг.
Ошалевшая от впечатлений выхожу из музыкально-этнографического дома. На территории хозяйского двора еще домик. Оказывается, его пан Роман построил для внучат.
Перед нами - панорама Карпат.
Неужели можно привыкнуть к этой красоте?
Горные вершины когда-то были надежной защитой и изоляцией от внешнего мира.Потому,наверное, здесь так хорошо сохранилась самобытная культура гуцулов. Но жизнь идет. Конечно же, современный мир добрался сюда, несмотря на горные перевалы и бурные реки. И это - нормально.
Поэтому низкий поклон уважаемому пану Роману, за то, что благодаря ему, мы имеем возможность наполнить свою душу самобытной музыкой, яркими красками и живописными узорами его родного края.
И последнее фото на память.
«Дай Боже, щоби вітер дув вам у спину, дощ падав на ваші городи, а щастя і добрі люди не минали вашу хату!» мысленно говорю я этому дому словами самого же пана Романа.
Но уверена, что счастье и добро никогда не пройдут мимо того,кто считает,что самое главное в жизни - это любить людей.
Оригинал этого поста в моём журнале находится
ЗДЕСЬ.