Навеяно....

Dec 07, 2012 11:18


  Эмиграция назад

Соотечественникам с благодарностью и недоумением - посвящаю.

Ремонт надвигался неотвратимо, как зубное протезирование.  Никакие мои ухщрения в виде новых дорогих штор не меняли ситуации, как не меняют самочувствие  водочные полоскания  при обострении кариеса.  Предчувствия этого замечательно мероприятия  также были до удивления схожи с ощущениями  в канун посещения зубоврачебного кабинета. Усиливались они  тем, что знакомая  нам  интернациональная бригада строителей была  уже ангажирована на полтора месяца вперед, а их электрик  Франк сразу после уезжал в отпуск. А нам без электрика - ну просто никак!



С самого начала мы с мужем решили, что будем иметь дело только  со строителями работающими официально, заключающими договоры и пр.  Головная  боль с недоделками и, не дай Бог, отвалившейся плиткой  и проблемами с нижними соседями, нам была не нужна. Ну, и, конечно, говорящими  по-русски, хотя бы немного. Так, чтобы идиоматические выражения не требовали перевода.  Обзвонив знакомых,  супруг понял, что надо засесть за  газеты.  Где-то,  между  объявлением   о срочной продаже  двух черных(!) могильных обелисков по сходной  цене - отдавали не по 5000, а всего за 3000, и  объявлением некой Симы Шмерц из  Бердичева, искавшей невесту сыну, который, так уж и быть, «согласен  переехать на ПМЖ в Германию», была найдена колонка,  предлагающая услуги строителей всех  специальностей. Муж набрал  первый номер телефона…

«Вы знаете, у меня в роду были зулусы!» ---   бойкий блондин с кучерявыми волосами сидел  в нашей гостиной уже второй час. Осмотр квартиры занял у него всего десять минут,  а тщетные попытки  супруга обратить его внимание на проблемы с  неровностями пола не вызвали у него ни малейшего интереса.  Зато  мы уже успели обсудить экономическую программу госпожи Меркель и проблемы ассимиляции турецких иммигрантов.  Несколько позже  мне, все-таки, удалось выяснить, что  потомок зулусов работает один, а про бригаду  в объявлении  он приврал и что инструментов, необходимых для работы, у него, практически, нет.  Время было потрачено впустую, но видя неподдельную радость  гостя при возможности обсудить на русском языке все премудрости  берлинской жизни, мы даже растрогались.  Ну, бывает со всяким....

Второй гость был утончен, через руку был перекинут серый плащ, худощавые длинные пальцы сжимали  завернутую в бумагу  книжку. «На ранних поездах» .  - прочла я  раскрывшийся томик.  В чудеса я верила давно. Например, у меня был знакомый дог-алкоголик, рост которого позволял  ловко опрокидывать стопки с водкой,  стоящие на столе.  Напившись, он принимался орать пьяные собачьи песни и обниматься с домашними.  Согласитесь, он же не виноват, что когда-то  от чумки  его лечили спиртовыми настойками.  Поэтому,  при виде интеллигента высшей пробы с  Пастернаком в руках и аристократическими манерами, я не моргнула глазом и показала все самые проблемные места квартиры. Если собаки жрут водку и поют песни, то почему  люди, читающие Пастернака и имеющие пальцы Вана Клиберна, не могут настилать ламинат? Согласитесь, они же не виноваты, что так поворачивается жизнь?

---Простите мою настойчивость, вы  позволите еще раз осмотреть унитаз и ванную. - Владимир Леонидович даже слегка порозовел при слове  «унитаз».

--- Да, конечно! - я только обрадовалась такой любознательности. Гость потоптался в ванной, вытащил из кармана маленькую рулеточку

и быстро все обмерил.

---Это для того, чтобы узнать, сколько нужно  плитки.  У меня ее кладет племянник.  Я стараюсь обоями и малярными работами заниматься. Электрик тоже есть, только у него сейчас экзамены, но вы не волнуйтесь. Когда он понадобится - все экзамены уже закончатся.

Через тридцать минут  прочти профессионального обмера всей квартиры, дельных предложений и  деликатных «простите, ради Бога!», мы уселись за стол составить смету. Тут-то и выяснилось, что с Владимиром Леонидовичем  мой супруг не сработается. По каждой цифре наш гость справлялся по телефону у жены.  Мой же муж, получивший точные сведения о безоговорочной победе патриархата в масштабе всей Вселенной, сказал, что «с теткой он  дело иметь не будет».  Владимир Леонидович с полунамека правильно оценил ситуацию, свернул разговор,  произнеся фразу, достойную  незабвенной Анны Павловны Шерер: « Как вы находите решение греческой проблемы?  Нашим государственным людям есть над чем подумать!».

Забегая вперед, должна сказать, что впоследствии мы подружились  с Владимиром Леонидовичем и его очаровательно-деловой супругой.  Дипломатично обойдя вопрос ремонта, мы сошлись на почве библиографических редкостей и подкупающей внимательности наших новых друзей.

Потом наступил черед малоинтересных посетителей, которые приходили по двое или по трое. Осмотрев квартиру, они звонили по телефону кому-то и на ридной мове докладывали, что «москалям надо зробыть хату».  Ребята вели себя так, что у меня было ощущение, что я не в Берлине, а в московском Бирюлево и с ближайшего строительного рынка ко мне заглянули продавцы.  Цен они не говорили, жевали губами, в глаза не смотрели, а как-то улыбались в пространство. Далее приезжал Петя, который оказался  автослесарем и который передал нас  Славе, который оказался стекольщиком. Но у Славы была бригада, состоящая из пяти человек - дорожных рабочих, которые, в свою очередь, по их словам, «умели делать все». На встречу они опоздали на сорок минут,  долго убеждали нас, что «здесь надо прибить   планки, а в прихожей  поставить  шкаф-купе». Супруг люто ненавидевший это  изобретение человека, никогда не видевшего хорошей мебели, прервал разговор  и попрощался с дорожными рабочими. Хотя, я думаю, что причиной, скорее всего, было то обстоятельство, что эти милые ребята  брали за час работы от 18 евро. А сроки, как мы ни просили, они уточнять отказывались. На вопрос  «Сколько будет стоить положить плитку в ванной?» мы получили неожиданный ответ:

----  Черт его знает. Надо плиточнику показать.

Так продолжалось дней восемь. Были заброшены все дела - поскольку все приезжавшие, кроме питерца Владимира Леонидовича, опаздывали в среднем на 30 минут. Моя антикварная деятельность приостановилась, а здоровье вдруг стало капризничать. Венцом всего это подготовительного периода был звонок, который раздался в восемь утра.

---Добрый день! Ваш телефон мне дал Сергей. Это вам надо сделать ремонт? Я готов приехать , посмотреть фронт работ.  - тут голос сделал паузу, а затем солидно добавил -« Я посмотрю на вашу квартиру, на вас, оценю вашу платежеспособность и скажу согласен ли я у вас работать. Но учтите, за выезд я беру 15 евро!

---Если вы нам не понравитесь, то вы нам заплатите 15 евро? Правильно я вас понял? Мы  же тоже на  вас время тратить будем! --- мой муж еле себя сдерживал. На том конце юмора не оценили:

---Соглашайтесь. Города вы не знаете, магазинов  - тоже. С языком, я так понимаю, тоже не все хорошо. Вас здесь «обуют». - В интонациях было столько   самодовольного жлобства, что даже стало стыдно. Вообще, стыдно за Человека.

Опыт общения с соотечественниками, коими я считаю всех тех, кто говорит на моем родном, русском языке и которые когда-то жили на территории СССР, заставил меня задуматься о природе эмиграции. Большой энциклопедический словарь  по этому поводу пишет: «Эмиграция  - добровольный или вынужденный отъезд  в другую страну.» Возраст людей, с которыми меня столкнули различные обстоятельства Берлине, говорит о том, что  эта часть соотечественников приехала сюда добровольно.  Истинные причины такого  непростого шага все равно никто никогда никому не расскажет. Может, оно и правильно.  Потому что ничего хорошего к вашему имиджу не добавит  то обстоятельство, что борьба с трудностями была более заманчивой здесь, где проблемы общего порядка уже решены.  А не там, где свои проблемы было невозможно решить без решения  проблем общих. Одним словом, там, на родине, надо было начинать все с нуля, здесь -  была готовая платформа, на которой, образно говоря,  надо было удержать равновесие.

В философии есть такое понятие - социальная стратификация.  Этим термином обозначают социальную неоднородность   общества, условия, при которых различные социальные группы имеют неравный доступ   к различным социальным благам.  В социологии  принято выделять три базовых  вида социальной стратификации - экономическую, политическую и социально - профессиональную. За этими премудрыми словами скрывается не что иное, как  обычное расслоение граждан, обусловленное многочисленными факторами - доходами, образованием, бытовыми условиями и пр. В этой же самой  философии есть также понятие - социальная мобильность. Это когда из одного слоя  мы попадаем в другой.  Например,  потратив массу времени, сил и здоровья на изучение, допустим , юриспруденции, становимся адвокатами, имея в роду сплошь потомственных сапожников.  Понятное дело, что эмигранты, попав в новую среду,  вынуждены преодолевать двойные барьеры  социальных границ.  Какие шаги логичнее всего делать в таких обстоятельствах?   Правильно! Надо прежде всего  постараться  полностью погрузиться  в среду, перенять ее привычки, обычаи, правила общения, нормы поведения и  труда.   Чтобы разница между тобой -эмигрантом и твоим соседом - коренным жителем,  стала минимальной. После   успешного преодоления этой первой  ступени, есть шанс на продвижение  дальше.  Когда я высказал подобную мысль общим знакомым,  меня заклевали - зазвучали слова «самобытность», «национальность», «исконные традиции» и даже «национальное самосознание».  Хотя,  имелось ввиду  всего лишь навсего   соблюдение уставов в чужом монастыре и приобретение общепринятых навыков.  Зачем надо было покидать  родную страну, чтобы  лелеять ментальность и блюсти традиции. И потом, речь идет не о любви к березам, квасу или форшмаку. Речь  идет о тех обязанностях, которые исправно выполняют члены здешнего общества, что и позволяет этому обществу жить  спокойно.  А ведь именно  гарантия этого спокойствия вас сюда , скорее всего, и привела.

И вот, здесь-то по моим наблюдения, быть может и не системным, происходит такое забавное явление, которое я назвала «эмиграция назад».  Упрямство, с которым наши соотечественники, не желают подчиниться окружающей среде, достойно, поистине, лучшего  применения. Поведенческие стереотипы  прошлых лет и мест получают  прописку в новой жизни. Более того, мной замечено, что,  входя в явное противоречие с общепринятыми  стандартами , (например, ведения дел),  наш соотечественник  бравирует своим, как ему кажется, революционным нон-конформизмом.   Опоздать на деловую встречу (святое, если речь идет о своем же земляке), схалтурить (если уверен, что не заметят),  занять очередь на пятерых отсутствующих друзей (сценка в аэропорту в очереди  к паспортному контролю),   - все это  ни что иное, как  психологическая эмиграция туда, где это было возможно и, к сожалению, еще распространено.  Экономическо-психологическое равновесие той среды в которую мы попали  саморегулируется.  И она выталкивает  пазл, который никак не стыкуется с остальными. Я не склонна идеализировать  ни немецкое общество, ни российское, ни какое-либо другое.  Явлений со знаками и плюс и минус предостаточно везде. Но есть фон. Общий фон, который определяет вектор развития  человеческих взаимоотношений и  поддерживает их.  Члены общества не обязаны любить друг друга, утирать  друг другу слезы и напиваться водкой тяжелую минуту, но они стараются, сохраняя определенную дистанцию,  уважать  интересы свои и ваши,   делая жизнь  гарантировано комфортной .

берлинский дневник, Германия, люди, общество, жизнь за границей

Previous post Next post
Up