Российская база в Оше и железная дорога Чуй-Фергана: главные приоритеты России в Киргизии (2012 г.)

Oct 10, 2012 14:29

Российская база в Оше и железная дорога Чуй-Фергана: главные приоритеты России в Киргизии (2012 г.). 80 публикаций по теме базы в Оше и двух вариантах железной дороги через Киргизию - ККУЖД и ЖДЧФ // Центр стратегической конъюнктуры. 10.10.2012.
http://conjuncture.ru/sobianin_10-10-2012/
Автор: А.Д.Собянин
UPDATED 18.09.2013

В развитие и дополнение к этому материалу:
Стоит ли Памир русских денег и сил? Да, стоит! 74 статьи: Предельно важный Бадахшан - для России // Центр стратегической конъюнктуры. 25.07.2012.
http://conjuncture.ru/sobianin_25-07-2012/

Пришла пора приступить к созданию полноценной военной базы в южнокиргизском Оше. То, что с подачи Модеста Алексеевича Колерова, на тот момент бывшего начальником Управления президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, попытался, но не смог сделать в мае 2005 года президент Киргизии Курманбек Бакиев, сейчас могут сделать президент Киргизии Алмазбек Атамбаев и президент России Владимир Путин. Потому что Россия проигрывает США в Средней Азии, в зоне исключительных российских геоэкономических и геополитических интересов.



ФОТО: прапорщик спецназа "Скорпион" (525-й ОБСпН "Скорпион") Минобороны Киргизской Республики Эсен Джумабеков, у пика Жёлтая стена в Баткенской области, ноябрь 2000 г. В этом горном районе в августе 1999 года спецназ "Скорпион" и МВД Киргизской Республики проводили спецоперацию по освобождению группы американских и немецких альпинистов, взятых в плен боевиками-исламистами, пришедшими из Афганистана. Источник: журнал "Профи" (РОО "Русское стрелковое общество"), 2001.

80 публикаций по теме базы РФ в южнокиргизском городе Ош и двух вариантах железной дороги через Киргизию - ККУЖД (Китай-Киргизия-Узбекистан) и ЖДЧФ (Россия-Казахстан-Киргизия):



Собянин А.Д. Актуальные вопросы национальной безопасности Киргизии // Профи. 1999. № 11. С 15-19.
http://conjuncture.ru/sobianin_01-11-1999/

Бессарабов Г.Д., Собянин А.Д. Об экономическом присутствии России в Западном Китае и Центральной Азии: Китайско-Киргизская железная дорога // Профи. 2001. № 1-2. С.51-53.
http://conjuncture.ru/sobianin_19-10-2000/
БЕССАРАБОВ Георгий Дмитриевич, ведущий научный сотрудник отдела проблем Азии и АТР Российского института стратегических исследований,
СОБЯНИН Александр Дмитриевич, заместитель главного редактора журнала "Профи"

Баденков Ю.П. Каратегин-Алайский транспортный коридор: ключ к интеграции Таджикистана в Центральную Азию // Профи. 2001. № 1-2. С. 53-55.
http://abirus.ru/content/564/623/627/634/636/11271.html#2
БАДЕНКОВ Юрий Петрович, руководитель проекта "Горная геоэкология и устойчивое развитие"

Акимов Т.К. ККЖД как геополитическая магистраль // Профи. 2001. № 1-2. С. 55-57.
http://abirus.ru/content/564/623/627/634/636/11271.html#3
АКИМОВ Турат Кудайбергенович - аналитик Центральноазиатского Агентства политических исследований (ЦААПИ, Алма-Ата), информационного агентства "Кабар" (Бишкек)

"Кто контролирует Ферганскую долину, тот контролирует Синьцзян". Интервью с руководителем службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александром Собяниным // Соседи. 2004, май.
http://conjuncture.ru/sobianin_01-05-2004/

Чернов М. В Киргизии решается судьба Средней Азии. Главный вопрос киргизской революции: кто первым разместит в Оше свои военные базы - Россия или США // RBC daily. 24.03.2005.
http://conjuncture.ru/chernov_24-03-2005/

Киргизия просит создать новую российскую военную базу в г. Ош [Андрей Кокошин, Модест Колеров, Курманбек Бакиев] // Regnum. 19.05.2005.
http://regnum.ru/news/457082.html

Россия планирует разместить в Оше военную базу, - М.Колеров открыл "военную тайну" // ЦентрАзия. 23.05.2005.
http://centrasia.org/newsA.php4?st=1116823140

Курманбек Бакиев: "Военная база в Оше может быть создана" // Коммерсант. 26.05.2005.
http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=580556
http://centrasia.org/news.php4?st=1117086300

Путин в стране Ош // Российские вести. 01.06.2005.
http://centrasia.org/newsA.php4?st=1117747980

Тянь-шаньский форпост // Вечерний Бишкек. 06.06.2005.
http://centrasia.org/newsA.php4?st=1118135700

Игорь Плугатарев: Российская авиабаза "Кант" - это контроль над всей ЦентрАзией. Россия усиливает свою группировку в Киргизии и вооружает ее национальную армию // НВО. 30.09.2005.
http://centrasia.org/news.php4?st=1128062640

Китай включил строительство железной дороги КНР-Кыргызстан - Узбекистан в План социально-экономического развития КНР на 11-ю пятилетку // Кабар. 22.11.2005.
http://www.pbussr.ru/index.php?razdel=6&condition=show_news&page=1&id=7555

Князев А. Киргизия и Россия: безопасность, сотрудничество и перспективы развития в Центральноазиатском контексте // Наследие Евразии. 07.03.2008.
http://www.centrasia.ru/news2.php4?st=1204900500

Алексей Матвеев: Киргизия прирастает российской военной мощью. Испытательная база ВМФ РФ на озере Иссык-Куль не имеет аналогов в мире // Военно-промышленный курьер. № 23 (239). 11-17.06.2008.
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1213160220

Перспективы войны в Закавказье и Средней Азии. Аналитический доклад ИА REGNUM // Регнум. 13.06.2008.
http://www.regnum.ru/news/1014455.html
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1213389660
Read in English
http://www.regnum.ru/english/1014455.html

Россия повела в киргизском счете. В городе Ош будет открыта вторая военная база // Коммерсант. 11.07.2009.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1202830
Александр Ъ-Габуев; Бек Ъ-Орозалиев, Бишкек

Узбекистан "не видит необходимости и целесообразности" в размещении новой российской базы в Киргизии, это "импульс националистическим противостояниям" // Жахон. 03.08.2009.
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1249332720

Виктория Панфилова: База в Киргизии страхует базу в Таджикистане. Строительство новой военной структуры обойдется России в четверть миллиарда долларов // Независимая газета. 04.08.2009.
http://www.ng.ru/cis/2009-08-04/1_baza.html
http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1249362780
Фото ИТАР-ТАСС Авиабаза в Канте прирастет "дочкой" в Оше.

Ош зла. Узбекистан против появления военной базы РФ в Ошской области Киргизии // Коммерсант. 05.08.2009.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1215989
Владимир Ъ-Соловьев

Виктория Панфилова: Линия Мажино для Центральной Азии. Россия развертывает войска от Алтая до Туркмении // Независимое военное обозрение. 07.08.2009.
http://nvo.ng.ru/forces/2009-08-07/2_Majino.html
http://www.centrasia.ru/news.php?st=1249739160

Покончить с благотворительностью. России нужно дать понять среднеазиатским странам, что благоприятные условия на нашем рынке не должны быть общедоступными. Интервью с членом комитета Госдумы по международным делам Семеном Багдасаровым // Эксперт. № 45 (682). 23.11.2009.
http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/45/interview_pokonchit_s_blagotvoritelnostyu/
Геворг Мирзаян, специальный корреспондент журнала "Эксперт".

Александр Собянин: По результатам революции "Тюльпан-2" Номер Один сядет на объекты бывших военных частей 777 и 3333 в южнокиргизском городе Ош // JEEN. 13.04.2010.
http://conjuncture.ru/sobianin_13-04-2010/

Военная база подождет мирного времени. Российский учебный центр на юге Киргизии создадут не раньше 2011 года // Коммерсант. 28.06.2010.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1394420
1 из 5 Фото: REUTERS/Vladimir Pirogov К вопросу о создании учебного центра Москва собирается вернуться "после существенной стабилизации ситуации и формирования новой дееспособной власти"
Александр Габуев; Кабай Карабеков, Бишкек

От российских экспертов в адрес спецслужб Кыргызстана пришло официальное предупреждение о новой опасности. Александр Собянин: ударные силы боевиков состоят из четырех групп с условными названиями "Узбекистан", "Кыргызстан", "Таджикистан", "Афганистан". Комментарий и рекомендации Аналитического центра "Игла". Вести.KG: ударные силы боевиков состоят из четырех групп. Рекомендации Аналитического центра "Игла". // Вести.KG и ЖЖ Собянин. 09.07.2010.
http://www.vesti.kg/index.php?option=com_k2&view=item&id=339:ot-rossiyskih-ekspertov-v-adres-spetssluzhb-kyirgyizstana-prishlo-ofitsialnoe-preduprezhdenie-o-novoy-opasnosti&Itemid=77
http://guralyuk.livejournal.com/1510196.html

Совместный приказ всех силовых структур Киргизии по предупреждению А.Собянина об угрозе новой резни // ЖЖ Гуралюк. 13.07.2010.
http://conjuncture.ru/shevtsov_13-07-2010/
Совместный приказ от 09.07.2010 "О мерах по обеспечению законности при проведении специальных операций, оперативно-розыскных и следственных мероприятий" Генеральной прокуратуры КР, Государственной службы национальной безопасности КР, министерства внутренних дел КР, Государственной службы финансовой полиции КР, министерства обороны КР, Государственной службы исполнения наказаний при Правительстве КР [мгновенная реакция на предупреждение Александра Собянина и рекомендации Аналитического центра "Игла" на Вестях.KG]

Владимир Мухин: Киргизский базовый базар. Российские мотострелки готовятся к маршу в Ферганскую долину. Усиленная батальонная тактическая группа 21-й Тоцкой мсб, которая участвует в учениях ШОС "Мирная миссия-2010" в Казахстане на полигоне Матыбулак // Независимая газета. 17.09.2010.
http://www.ng.ru/cis/2010-09-17/1_kirgiz.html
http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1284700020
Фото: С полигона Матыбулак российские пехотинцы могут направиться в Киргизию.

Российские пограничники опередили полицейских ОБСЕ. На юг Киргизии направлена оперативная группа ФПС // Коммерсант. 29.09.2010.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1512323&NodesID=5
Кабай Карабеков, Бишкек; Александр Реутов

Ядгор Норбутаев: Пещера Али-Бабы и сорок... "пограничников". Российская "погранзастава" в городе Ош // ЖЖ Ядгор Норбутаев. 05.10.2010.
http://ydgrnrbtv.ucoz.ru/publ/peshhera_ali_baby_i_sorok_pogranichnikov/2-1-0-788
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1286346000

Железная дорога разочарований. Министр природных ресурсов Замирбек Эсенаманов проговорился о передаче месторождений Жетим-Тоо (железорудное), Сандык (алюминиевое) и Терек-Сай (золоторудное) китайским инвесторам в обмен на строительство железной дороги КНР - Кыргызстан - Узбекистан // ИА 24.kg. 08.08.2011.
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1312834260
08/08/11 Юлия МАЗЫКИНА

Китай надвигается. Китайцы построят ККУЖД протяженностью 268 км. Для возвращения денег просят месторождение с железом Жетим Тоо, в Джумгале - алюминиевое месторождение Сандык, золотые месторождения Терек, Тереккан, Ашуу (Перевальное) // Айгай. № 16. 11.08.2011.
http://www.gezitter.org/politic/4285/

Ваханский коридор сократит зависимость Таджикистана от Узбекистана. Душанбе и Исламабад построят железную дорогу из Китая в пакистанский порт Гвадар через Таджикистан и Афганистан. Идет строительство крупнейшего в Азии тоннеля "Ловари", длина 8,8 км, высота 7,1 м, ширина 7,5 м. // CA-News. 12.08.2011.
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1314081360
Назарали Пирназаров, Душанбе

Ведь это наши горы, они помогут нам. С руководителем службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александром Собяниным беседовал Арсен Саидов. "Аэродром Айни будет только в российско-таджикской эксплуатации... Погранвойска ФСБ России обязательно вернутся на таджикско-афганскую и киргизско-китайскую границы" // Свобода слова. № 32 (327). 15.09.2011.
http://conjuncture.ru/sobianin_22-09-2011/

Трудный выбор. Киргизские месторождения опять поставили на железнодорожную карту. Министр природных ресурсов страны Замирбек Эсенаманов: правительством подписано постановление о передаче железорудного месторождения Жетим-Тоо, алюминиевого Сандык и золоторудного Терек-Сай // Гудок 1520. 25.10.2011.
http://www.gudok.ru/1520/zapput/detail.php?ID=415116

Железняков А.С., Тикунов В.С., Голубчиков Ю.Н., Рахимов К.К., Собянин А.Д. Железнодорожные модели интеграции Центральной Евразии. Три маршрута железной дороги Чуй - Фергана // Теория и практика общественного развития. 2011. №8, декабрь.
http://conjuncture.ru/sobianin_01-12-2011/
Голубчиков Юрий Николаевич, Географический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, Москва
Железняков Александр Сергеевич, Институт социологии РАН, Москва
Рахимов Кубатбек Калыевич, Central Eurasia Trade&Logistic L.P., Bishkek
Собянин Александр Дмитриевич, Ассоциация приграничного сотрудничества, Москва
Тикунов Владимир Сергеевич, Географический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, Москва

Выход России к Индийскому океану. О железной дороге из Сибири в Индию. Онлайн конференция Юрия Голубчикова, Александра Собянина и Кубатбека Рахимова. Инициаторами железной дороги из Сибири в Иран, Пакистан и Индию будут Россия и Казахстан. Первый этап - железная дорога "Чуй - Фергана". // РИА Новости. 22.12.2011.
http://conjuncture.ru/sobianin_22-12-2011/
Одним из наиболее перспективных проектов для нашей страны является развитие трасс меридиональной направленности, и, в частности, развитие Турксиба, пролонгированного к Индии и Пакистану.
- Трудно ли будет России открыть путь к Индийскому океану?
- Какая к Индийскому океану будет ширина железнодорожной колеи?
- Что такое "сапоги Жириновского в Индийском океане"?
- Почему китайские грузы поступают к нам из Европы?
- Что может возить из России в страны Индийского океана?
- С чего начать работу по продвижению к Индийскому океану? И почему?
На эти и другие вопросы ответили:
- ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ ГОЛУБЧИКОВ Юрий Николаевич,
- руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества СОБЯНИН Александр Дмитриевич,
- эксперт по инфраструктурному развитию Центральной Евразии РАХИМОВ Кубатбек Калыевич
Часть 1-ая. Значение Флага ВМФ России в Персидском заливе и стратегическая важность ширины железнодорожной колеи 1520.
Часть 2-я. Железные дороги Евразии - Слон (Индия), Дракон (Китай), Медведь (Россия и Евразийский Союз).
Часть 3-я. Железная дорога из Сибири к Индийскому океану: военно-политический и экономический императивы России и Евразийского Союза.

Геолог-инженер Дуйшенбек Камчыбеков, бывший глава Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве КР: Отдавать месторождения золота "Терек", алюминия "Сандык" и черного металла "Жетим" взамен на строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан - не выгодно Кыргызстану // Кабар. 10.01.2012.
http://www.kabar.kg/rus/economics/full/25062

Поиск альтернативы. Киргизия предложит широкую колею соседям. Варианты маршрутов железной дороги Чуй - Фергана (ЖДЧФ) // Гудок 1520. 26.01.2012.
http://www.gudok.ru/1520/zapput/detail.php?ID=424166
http://sobiainnen.livejournal.com/45669.html

"База только тешит самолюбие российского генералитета". Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев о новой модели отношений с Россией. Интервью взял Александр Габуев // Коммерсант. 27.02.2012.
http://www.kommersant.ru/doc/1881124
Фото 1 из 3: Дмитрий Лекай / Коммерсантъ Госпакет "Дастана" и здание торгпредства были переданы России официальным документом за подписью министра госимущества Кыргызстана
Фото 2 из 3: Дмитрий Лекай / Коммерсантъ Какая-то авиабаза непонятно для чего. Не оплачивает аренду, обязательств не выполняет. Зачем нам это надо?
Фото 3 из 3: Дмитрий Лекай / Коммерсантъ Кыргызстан теперь не та страна, которая будет у кого-то клянчить кредиты. Если кто-то хочет нам помочь, мы не откажемся

Президента Киргизии подвело чувство долга. Он предъявил России счет не за ту военную базу // Коммерсант. 01.03.2012.
http://www.kommersant.ru/doc/1883649

Григорий Михайлов: Железнодорожный аншлюс Киргизии Китаем: подробности. 5 карт // ИА REGNUM. 09.03.2012.
http://www.regnum.ru/news/polit/1507916.html

Кубаныч Зайниддинов: Какая для нас польза и вред от железной дороги "Китай-Кыргызстан-Узбекистан"? Карты и схемы проекта компании "China Road and corporation in KG" // Кереге.kg и Gezitter.org. 14.03.2012.
http://www.gezitter.org/economics/9671/
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1332433980

Кубат Рахимов: Железная дорога в Китай - цивилизационный выбор Киргизии против России и Казахстана // ИА REGNUM. 28.03.2012.
http://www.regnum.ru/news/polit/1514518.html

Railway project sparks hope, suspicion in Kyrgyzstan. By Tolkun Namatbaeva // The Washington Times. 30.03.2012.
http://p.washingtontimes.com/news/2012/mar/30/railway-project-sparks-hope-suspicion-kyrgyzstan/print/
By Tolkun Namatbaeva - Special to The Washington Times

Толкун Наматбаева: Свет и тени проекта строительства железной дороги "Китай-Кыргызстан-Узбекистан". Статья в "The Washington Times", перевод InoZpress.kg на русский и киргизский языки // InoZpress.kg. 02.04.2012.
http://www.inozpress.kg/news/view/id/35710
http://www.barometer.kg/index.php/svet-i-teni-proekta-stroitelstva-zhd-qkitaj-kyrgiziya-uzbekistanq.html

"Россия не выполняет свои обязательства". Почему Бишкек грозится выдворить из страны российскую авиабазу и отдать ряд крупных инфраструктурных проектов Китаю, Омурбек Бабанов рассказал корреспондентам "Власти" Елене Черненко и Кабаю Карабекову // Коммерсант Власть. № 15 (969). 16.04.2012.
http://www.kommersant.ru/doc/1912092

"Железная дорога "Чуй-Фергана" как альтернатива строительству Китайско-Кыргызско-Узбекской железной дороги". Видео (1 час) пресс-конференции Куватбека Рахимова в пресс-центре ИА "АКИpress" // BulBul.kg. 20.04.2012.
http://www.bulbul.kg/video:14918/
Участник: Кубатбек Рахимов - эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии...

Кубат Рахимов: Строительство жд Чуй-Фергана выгодная альтернатива дороге Китай-Кыргызстан-Узбекистан // КирТАГ. 21.04.2012.
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1335015000

Александр Шустов: Киргизия - Китай. Железнодорожная основа геополитики // Фонд стратегической культуры. 22.04.2012.
http://www.fondsk.ru/news/2012/04/22/kirgizia-china-zheleznodorozhnaja-osnova-geopolitiki.html
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1335244560

Посол Китая в Кыргызстане Ван Кайвэнь не скрыл тот факт, что в переговорах о ККУЖД был затронут вопрос об "инвестициях в обмен на ресурсы" // Gezitter.org. 01.05.2012.
http://www.gezitter.org/kitajskaja_zheleznaja_doroga/10900_i_vpravdu_predlagali_pomenyatsya/

30 апреля 2012 года в Оше открыт восстановленный памятник "Автомобилистам-пограничникам Тянь-Шаня и Памира от благодарных ветеранов и воинов границы" - грузовой автомобиль ГАЗ-АА - "полуторка" // ЦентрАзия. 01.05.2012.
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1335848580
На постаменте у входа в Центральный аппарат и Главный Штаб Пограничных войск ГКНБ Кыргызской Республики установлен грузовой автомобиль ГАЗ-АА - "полуторка". Это легендарная машина Великой Отечественной войны, 1936-го года выпуска, грузоподъемностью 1,5 тонны, отсюда и получившая свое название - "полуторка".

"Кыргызстан - это Европейская Азия, а не задворки СУАР". С главой представительства в СНГ компании "Central Eurasia trade & logistic L.P." Кубатбеком Рахимовым беседовал Эрик Исраилов // Общественный рейтинг. 17.05.2012.
http://www.pr.kg/gazeta/number573/2032/

Строительство "коридора развития" Чуй-Фергана - исторический шанс для бизнеса в Киргизии: Кубат Рахимов // ИА REGNUM. 23.05.2012.
http://regnum.ru/news/polit/1534337.html

Кубат Рахимов: Отработка маршрутов для грузов НАТО в Центральной Евразии - это глобальные учения. "Геополитические шашки Го" проецируются на логистические маршруты // ИА REGNUM. 04.06.2012.
http://www.regnum.ru/news/1538239.html

Пошли по базам. 50-% доля Киргизии в ОАО "Камбаратинская ГЭС-1" будет находиться в доверительном управлении у "Интер РАО" или "РусГидро". Карта российских интересов в Киргизии // Коммерсант Власть. № 30 (984). 30.07.2012.
http://www.kommersant.ru/doc/1987233
Фото: AFP PHOTO/POOL Россия и Киргизия вплотную приблизились к подписанию крупнейшего соглашения с момента распада СССР. Как выяснила "Власть", уже согласованы условия строительства ГЭС "Камбарата-1". Теперь Россия ждет от Киргизии уступок в самом болезненном вопросе - о военных базах.
Александр Габуев, Елена Черненко; Кабай Карабеков, Бишкек

Как Дмитрий Олегович и Александр Иванович Ульяновск в НАТО продавали. Нет - американской базе НАТО в Ульяновске! // ЖЖ Собянин (sobiainnen). 03.08.2012.
http://conjuncture.ru/sobianin_03-08-2012/

Мурат Суюнбаев: О цивилизационном значении транзитных транспортных коммуникаций // AKIpress. 08.08.2012.
http://analitika.akipress.org/news:4673/
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1344861660

Мурат Суюнбаев: О предпосылках и следствиях Шелкового пути // AKIpress. 09.08.2012.
http://analitika.akipress.org/news:4674/

Эртоштук Элеманов: У обмана плохая концовка. Инициатива Кыргызстана по строительству ККЖД ставит Россию в двусмысленное положение // Учур и Gezitter.org. 09.08.2012.
http://www.gezitter.org/kitajskaja_zheleznaja_doroga/13259_u_obmana_plohaya_kontsovka/

Мурат Суюнбаев: О проблемах и вариантах транзита через Кыргызстан // AKIpress. 13.08.2012.
http://analitika.akipress.org/news:4678

Кубатбек Рахимов: Геополитические амбиции Казахстана - проекция через Кыргызстан // Общественный рейтинг. 22.08.2012.
http://www.pr.kg/gazeta/number582/2104/

Константин Сыроежкин: США в Средней Азии переигрывают Россию // ИА REGNUM. 23.08.2012.
http://www.regnum.ru/news/polit/1563518.html

Центральную Азию разделили по базовому признаку. США закрепятся в Узбекистане, а Россия в Киргизии // Коммерсант. 23.08.2012.
http://www.kommersant.ru/doc/2006662
http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1345698780
Елена Черненко; Кабай Карабеков, Бишкек; Кирилл Белянинов, Нью-Йорк

Кубат Рахимов: Китай и США совместно выдавливают Россию из Средней Азии. Из Узбекистана делают Пакистан №2, а новым Афганистаном может стать любая из сопредельных стран // ИА REGNUM. 24.08.2012.
http://www.regnum.ru/news/polit/1564287.html
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1345792260

Абдырахман Юсубалиев, директор ОсОО "Транс-Сервис ЕврАзия Демидов": "Пусть выше стоят интересы страны" // "Эркин тоо" и Gezitter.org. 04.09.2012.
http://www.gezitter.org/kitajskaja_zheleznaja_doroga/13863_ayusubaliev_pust_vyishe_stoyat_interesyi_stranyi/

Голубчиков Ю.Н., Рахимов К.К., Собянин А.Д., Тикунов В.С. Географическое обоснование Индо-Сибирского транспортного направления. // География и природные ресурсы. 2012. № 3, июль-сентябрь. С. 168-172.
http://www.izdatgeo.ru

Эксперт предупредил о возможных событиях в России, на Кавказе и в Средней Азии. C руководителем службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александром Собяниным беседовала Матанат Насибова. "По-настоящему непредсказуемые события в Средней Азии будут разворачиваться вокруг исмаилитов" // АМИ Новости-Азербайджан. 11.09.2012.
http://conjuncture.ru/sobianin/
Каспийский "Орлёнок" сложил крылья и вернулся в гнездо на Волге, прийти в себя и окрепнуть силой.

М.Чернов: Русская база в Оше остановит большую кровь в Ферганской долине. США готовят передел границ в Средней Азии и срывают создание российской военной базы в Южной Киргизии // ЦентрАзия.Ру. 19.09.2012.
http://conjuncture.ru/kyrgyzstan/

Михаил Пак: Военная база России в Оше окажется в кольце "южной системы" ПРО НАТО // ИА REGNUM. 19.09.2012.
http://www.regnum.ru/news/polit/1572650.html
http://belarus.regnum.ru/news/analitics/1572650.html

Виктория Панфилова: Наступательный визит Путина в Киргизию. Объединенная военная база РФ будет соседствовать с ПРО США // Независимая газета. 20.09.2012.
http://www.ng.ru/cis/2012-09-20/6_kirgizia.html
http://www.centrasia.ru/news.php?st=1348113480
Фото Reuters Российские военные в Киргизии способны сыграть стабилизирующую роль в регионе.

Москва и Бишкек согласовали все. Президенты РФ и Киргизии подписали соглашения о военной базе, долгах и ГЭС // Коммерсант-Online. 20.09.2012.
http://www.kommersant.ru/doc/2026445

Визит Президента России Владимира Путина в Киргизию. Документы, подписанные по итогам российско-киргизских переговоров. Совместное заявление по итогам официального визита Президента РФ в Киргизскую Республику // Пресс-служба Президента России. 20.09.2012.
http://www.kremlin.ru/news/16509

Ядгор Норбутаев: Трындец крадётся из Бишкека? Откуда же растут ноги у фальшивки о "южной" системе ПРО? // UzMetronom.com. 21.09.2012.
http://www.uzmetronom.com/2012/09/21/tryndec_kradjotsja_iz_bishkeka.html
http://www.paruskg.info/2012/09/24/69036

К шестидесятилетию Эмомали Рахмона Владимир Путин подарил Эмомали Рахмону снайперскую винтовку // UzMetronom.com. 06.10.2012.
http://www.uzmetronom.com/2012/10/06/nash_postrel_vezde_pospel.html

Александр Князев: Итоги визита Путина в Среднюю Азию - на южном направлении только риски и угрозы. // ИА REGNUM. 07.10.2012.
http://www.regnum.ru/news/polit/1578638.html

Марат Шибутов: Визит Путина в Среднюю Азию надо сравнивать с визитом Блейка в Узбекистан // ИА REGNUM. 07.10.2012.
http://www.regnum.ru/news/polit/1578653.html

Кубат Рахимов: Инфраструктурные проекции геополитики в Центральной Азии. Возвращение России. Из сборника аналитических статей "Средняя Азия: Новые координаты". Вариант синергии: строительство Камбаратинской ГЭС -1 и каскада Верхне-Нарынских ГЭС в Киргизии и прокладка казахстанско-киргизско-таджикской железной дороги // Восточное агентство OSTKRAFT. 21.01.2013.
http://ostkraft.ru/ru/articles/252
Не стройте больше крепостей,
стройте железные дороги.
Альфред фон Шлиффен.
*
Цитата:
Налицо два сценария действий России в Средней Азии и проекция этих сценариев через инфраструктуру.
Первый сценарий - "Южная граница интересов России в регионе - южная граница Казахстана".
Подход заключается в том, что страны Средней Азии рассматриваются как "антиталибское предполье", они не являются приоритетом в российской политике и требуют лишь точечных инвестиций и регулирования потоков мигрантов из этих стран в Россию. Если брать географически и в военно-пограничном аспекте, то в этом действительно есть свой резон. Южная граница Казахстана проходит с запада на восток с Туркменией (379 км по данным "CIA factbook" и далее - автор), Узбекистаном (2203 км) и Киргизией (1224 км). Итого 3806 км общей "южной" моно-границы стран Таможенного Союза/ЕЭП/ будущего "Евразийского Союза трех". Таджикистан имеет общую границу с Афганистаном 1206 км, Узбекистан 137 км, Туркменистан 744 км. Также Туркмения граничит с Ираном - 992 км. Общее "удлинение" границ с Китаем дают Киргизия и Таджикистан - это 858 и 414 км соответственно. Таким образом, общий периметр бывшей "южной" границы СССР без учета казахстанско-китайской границы 3079 км и 4351 км с учетом границы стран Средней Азии с Китаем. То есть, без учета фактора границы с Китаем, происходит "сужение" почти на одну тысячу километров. Однако, если учитывать нейтралитет Туркменистана и неопределенную позицию Узбекистана, при вхождении Киргизии и Таджикистана в Таможенный Союз и Евразийский Союз, то Россия и ее евразийские союзники получают вновь прямую стыковку с Афганистаном 1206 км, китайское "плечо" 1272 км и общую границу Таджикистана и Киргизии с Узбекистаном 2260 км (1161 км и 1099 км соответственно) помимо казахстанско-туркменской и казахстанско-узбекской границы. То есть либо "брать все", либо не "брать вообще" - интересная дилемма с военно-пограничной точки зрения.
Второй сценарий - "военно-инфраструктурный".
Характер российского присутствия в Центральной Азии в этом случае должен быть военно-экономический. Войти, исходя из геополитических интересов, открыть через механизм государственно-частного партнерства ворота для крупного российского и международного бизнеса, зафиксировать присутствие через долгосрочные и многоуровневые договоренности (государственные структуры - корпорации - банки - законодательство стран ЦА) и закрепить все это военным присутствием в привязке к конкретным проектам в регионе.
Фактически речь идет о стратегии вхождения не триадой "железная дорога - энергетика - металлургия", а "тетрадой" (по аналогии с "триадой", но с четырьмя элементами), где в центре композиции появляется военная база. Возможно, легче представить конфигурацию не очень привычным термином "тетрада", а визуализировать объемной фигурой - тетраэдром. Кстати, в этом случае мы получаем 4 треугольника, то есть жестких по умолчанию фигур. Только таким образом можно защитить инвестиции и этот путь не просто традиционен, он носит характер имманентный для российского менталитета и освоения евразийского пространства.
В нашей тетраде/ тетраэдре сейчас отстающее звено именно российские железнодорожники. Без них трудно говорить о следующих важных моментах.
1. Военная логистика. Уповать на бравых десантников, которые свалятся с неба и быстренько наведут порядок, не стоит. Должна быть нормальная военная логистика для нормальных военных баз. Кстати, это самодостаточный бизнес.
2. Логистика сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Без нее любой серьезный проект по добыче сырья и переработке на местах уязвим и может оказаться экономически нерентабельным.
3. Самодостаточность электрифицированной железной дороги. Такая дорога имеет важное значение как крупный потребитель для "энергетического" участника тетрады/ тетраэдра.
4. Транзитный потенциал. Построив ту или иную дорогу в целях поддержки крупных горнорудных и металлургических проектов, необходимо обеспечить возможность ускорения окупаемости железной дороги через её задействование во внутрирегиональных или международных транзитных перевозках. Особенно это актуально как раз-таки в Средней Азии, где советская железнодорожная сеть оказалась порезанной на отдельные куски, не связанные между собой. Ряд комплексных проектов в Таджикистане и Киргизии, могут одновременно вытянуть и собственно формирование транспортных коридоров, которые будут замкнуты через казахстанские железные дороги с российскими. Построили ту или иную ж/д ветку, допустим, в проекте разработки месторождений нефелиновых сиенитов, замкнули ее на мощном электролизном заводе, перерабатывающем данное сырье в алюминий, а далее данная ж/д ветка выходит на густонаселенную долину, где располагается военная база.

* * *

Громыко Юрий Вячеславович, директор Института опережающих исследований "Управление человеческими ресурсами" им. Е.Л.Шифферса: "Такая база просто необходима. Она решает сразу несколько задач и не только военных, но и геополитических. Киргизия сегодня является стратегическим узлом возможных противоречий между РФ и Китаем. И если Россия хочет играть значимую роль в Центральной Азии, то военная база в Оше просто необходима - что бы ни говорили о дружеских отношениях с Китаем, Пекин жестко рассматривает Киргизию в зоне своих интересов и при подходящем случае займет место Москвы. События в арабском мире, заявления об участии иранских спецназовцев в Сирии означают, что мы находимся на пороге войны. Существует вероятность того, что она будет масштабной в Центрально-Азиатском регионе. Поэтому с этой точки зрения полноценная военная база, в том числе быстрого развертывания, выполняющая также и мирные операции типа контроля за наркотрафиком, необходима однозначно. Другой вопрос - сколько человек в Совете Безопасности РФ и в Генштабе РФ понимают особенности новой большой войны в условиях мирового финансового кризиса и концепции США присутствовать во всех точках мира. Российская база - это способ остановить нарастающую угрозу войны и привести зону нестабильности, охватывающую весь регион, в относительно седативное состояние".

Карта российских интересов в Киргизии.


Источник: журнал "Коммерсант-Власть", 30.07.2012.

Собянин Александр Дмитриевич, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества: "Россия сейчас ограничена в геополитическом маневре и вынуждена играть по американским правилам, что ярко видно по вынужденному согласию президента Путина на открытие базы США-НАТО в Ульяновске - логистического центра ВВС США-НАТО в Ульяновске под видом "склада временного хранения" Северной сети транзита военных и невоенных грузов в Афганистан и обратно. Американская стратегия подразумевает создание военных баз, логистических центров, аэродромов подскока по спецпрограмме "Листья кувшинки" (Lilly pads), центров обучения силовых структур, передачу части вооружения и военного оборудования выводимых из Афганистана войск США. Основной вопрос экономического сотрудничества Российской Федерации с Киргизской Республикой связан со сферой компетенции Игоря Сечина, который прилагает большие усилия для консолидации крупнейшей российской электрогенерации под эгидой четырех госкомпаний ("Интер РАО", "РусГидро", "Федеральная сетевая компания" и "Холдинг МРСК"), а также для консолидации электрогенерации ряда стран СНГ, в первую очередь Киргизии и Таджикистана. Реализация проектов в сфере гидроэлектроэнергетики ляжет в основу присоединения Киргизии к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. В Киргизии на начальном этапе речь идет о Камбаратинской ГЭС, в Таджикистане - о скорейшей достройке Рогунской ГЭС".

Американцы не собираются уходить с базы Манас (Центр транзитных перевозок), и начали переоборудование авианавигационного оборудования в аэропорту Бишкека "Манас", в связи с чем произошла некоторая неточность - в прессе заговорили о "южнокиргизской инфраструктуре ПРО США-НАТО". Нет, речь идет о ПВО, о подготовке американцев к плотной боевой работе в регионе Средней и Центральной Азии, для чего инфраструктуры противоракетной и противовоздушной обороны (ПРО и ПВО) на острове Диего-Гарсия и в Афганистане уже недостаточно. Киргизы скромно стараются умолчать о том, что новое американское оборудование в аэропорту Манас будет дополнено строительством 26 радарных станций (!), разбросанных по республике (в Нарынской, Ошской, Баткенской, Чуйской и Иссык-Кульской областях, - т.е. работа РЛС будет направлена против военных интересов РФ и КНР).

Князев Александр Алексеевич, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН: "Речь идет о создании буквально "в самом сердце" ОДКБ некоего аналога "южной системы противовоздушной обороны НАТО. Строящийся комплекс, помимо выполнения задач обеспечения полетов, будет являться центром создаваемого США в Киргизии единого радиолокационного пространства. Помимо комплекса в "Манасе" система включает 26 радарных станций, которые с запуском в эксплуатацию будут осуществлять мониторинг воздушного пространства не только Киргизии, но и широкой прилегающей территории Китая, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана".

Чернов Михаил Игоревич, специальный представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в странах Средней и Кавказа: "Подписание российско-киргизского соглашения об Объединенной военной базе связывает России руки в Южной Киргизии и Ферганской долине и ведет к полномасштабной реализации американского сценария уже в будущем году. Для обеспечения российских интересов логичнее было бы сразу же приступить к обсуждению вопроса об открытии русской базы в Оше. Российская военная база должна быть открыта в городе Ош, на объектах инфраструктуры бывших советских Ошского мотострелкового полка (полк "Три Семерки", в/ч 77701) и Ошского учебного пограничного отряда (в/ч 3333, 131-й Ошский пограничный отряд, который сейчас передислоцирован в Россию и называется Омским пограничным отрядом).
Сразу после открытия базы РФ в Оше будут решены важнейшие военные задачи России:
- станет невозможным проект исламского Ферганского халифата, радикального исламистского политического образования в Ферганской долине с приглашением в долину международных террористических групп;
- российская военная 201-я база в Таджикистане получит, помимо существующего железнодорожного пути через Узбекистан, надежную автодорожную трассу для материально-технического обеспечения из Южной Сибири через Казахстан и Киргизию в Таджикистан, минуя территорию Узбекистана;
- крупные российские проекты в области гидроэлектроэнергетики и добычи полезных ископаемых в Киргизии и Таджикистане обретут столь необходимый в нынешнее время революций и войн зонтик военного прикрытия;
- китайская экономическая в начале, а затем и военно-политическая экспансия в Киргизию, Таджикистан и Узбекистан, встретит серьезные затруднения;
- база РФ в Оше сделает невозможным образование де-факто независимого Исмаилитского религиозного государства на Памире - на территории Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан и провинции Бадахшан Исламского государства Афганистан.

Для РФ с США противоречия в Киргизии носят военно-стратегический характер Новой Большой игры в регионе Средней и Центральной Азии (the New Big Game in the Central and Middle Asia), где две страны предпочитают правила "джентльменской игры", когда прямые столкновения россиянами и американцами избегаются или противоречия передаются в исполнение непосредственно странам региона, которые поддаются под искушение "разновекторной стратегической ориентации", надеясь получать деньги и помощь и от РФ, и от США, и при этом сохранять с обеими странами отношения стратегического партнерства. Между тем, взаимозависимость РФ и США на глобальном уровне такова, что ни одна из двух стран не будет рисковать двусторонними российско-американскими отношениями во имя частных интересов той или иной страны Среднеазиатского региона.

Карта. Три варианта транскиргизской железной дороги (средний путь - Чуй-Фергана / ЖДЧФ через Сусамырскую долину, выделен синим цветом).


Источник: Железняков А.С., Тикунов В.С., Голубчиков Ю.Н., Рахимов К.К., Собянин А.Д. Железнодорожные модели интеграции Центральной Евразии. Три маршрута железной дороги Чуй - Фергана. // Теория и практика общественного развития. 2011. №8, декабрь.

Таким образом, судьбы двух российских проектов - военной базы в Оше и железной дороги из Сибири в Ош - связаны теснейшим образом. База в Оше - первое и главное, делает невозможным большое кровопролитие в Ферганской долине. ЖДЧФ закрепляет "евразийскую" экономическую ориентацию Киргизии и Таджикистана, а в дальнейшем и Узбекистана.

ККЖД, Панфилова Виктория, в/ч 3333, Горно-Бадахшанская АО, Независимый аналитический центр "Игла", база НАТО в Ульяновске, Орлов Дмитрий Геннадьевич, Россия в Киргизии, Ассоциация приграничного сотрудничества, Памирский тракт, Омский пограничный отряд, российская база в Оше, Собянин Александр Дмитриевич, Пак Михаил Дмитриевич, Южная Киргизия, силовые структуры Кыргызской Республики, совм. приказ силовиков КР 09.07.2010, Ошский полк 77701, пограничники России, Евразийский Союз, Громыко Юрий Вячеславович, американцы в Киргизии, Памир, Чернов Михаил Игоревич, американцы в Средней Азии, Евразийский Интернационал, Ошский пограничный отряд, исмаилиты, ГБАО, Ошский мотострелковый полк, Таджикистан, Киргизия, база Манас, Путин Владимир Владимирович, борьба с наркотраффиком, Атамбаев Алмазбек Шаршенович, Ош, Киргизско-Китайская жел.-дор., ОДКБ, Россия в Средней Азии, Масаулов Сергей Иванович, новая Большая страна, Ферганская долина, 3-я мировая война, Бадахшан, Агахан

Previous post Next post
Up