Юрий Шевцов о "Евразийской декларации" Михаила Чернова:
"Новый политический закон: каждая попытка либеральной революции в России приводит к расцвету евразийства. Так произошло в 90-х, так происходит сейчас... Созревание евразийства в общественное самостоятельное движение, автономное от власти - не менее важное событие нынешней российской политической эпохи, чем возникший открытый "альянс" либералов и части русских националистов. В этом смысле декларация Миши Чернова и интересна: если движение в пользу "Большой страны" превратится в самостоятельную от власти политическую силу, Россия, скорее всего, обретет внутреннюю устойчивость на много десятилетий вперед и колебания между либерал-ниционалистами и "евразийцами" (имперцами, почвенниками и т.д.) даст России тот политический плюрализм качелей двух партий, который давно мечтали бы выстроить в России многие".
На фото выше и ниже: Шевцов Юрий Вячеславович ака Гуралюк:
http://guralyuk.livejournal.com, директор Центра по проблемам европейской интеграции (Минск), 25.05.2011 в Клубе Института политических решений (Алма-Ата) читает лекцию "Современное состояние Беларуси - поиск новой модели развития". Копирайт фото: Институт политических решений
http://www.ipr.kz.
Юрий Шевцов: "Если движение в пользу "Большой страны" превратится в самостоятельную от власти политическую силу, Россия обретет внутреннюю устойчивость на много десятилетий вперед". // ЖЖ Гуралюк. 28.01.2012.
http://guralyuk.livejournal.com/1835378.html 28 Янв, 2012 at 7:28 PM
Новый политический закон: каждая попытка либеральной революции в России приводит к расцвету евразийства. Так произошло в 90-х, так происходит сейчас, и если эта тенденция продолжится, как бы это ни стало действительно идеологической основой новой политической системы России. Было бы логично: коммунизм и другие идеологии прошлых эпох отмирают. А националисты в значительной степени дрейфуют в сторону глубокого альянса с либералами. Такой своего рода альянс на базе признания европейской идентичности России уже отработан в восточно-европейских странах. Это - сильный конструкт. Либерал-националистический "альянс" обеспечил интеграцию восточно-европейских стран в ЕС и НАТО, десоветизацию и декоммунизацию в идеологии, "рыночные реформы", построение институтов национального государства и т.д. Абсолютно логично, что сейчас эта модель добила уже и до России и станет столь же устойчивым конструктом и в России. В этом смысле "Болотная площадь" , Навальный, Константин Крылов в одном политическом ряду с Немцовым - это не только внутрироссийская политическая закономерность, но и проявление успеха европейской интеграции в восточной Европе и начало перехлестывания европейской интеграции на Россию. Этого давно ожидали, но происходит это только сейчас. Русский национал-либерализм будет вести Россию к рациональному и рассчетливому сближению с ЕС и США. И несмотря на споры и ссоры по текущим конкретным вопросам единство ценностей Европы и национал-либеральной России в случае прихода к власти в РФ этого "альянса" к такому сближению приведет.
Встает вопрос, насколько далеко может зайти сближение национал-либеральной России и ЕС? Безусловно, националисты в "оранжевой" среде будут сдерживать традиционно нигилистический по отношению к своей стране порыв российских либералов. Они также сдерживают либеральный нигилизм и в восточно-европейских странах. Националисты - это своего рода воплощенный в политических институтах и идеологии инстинкт жизни народов, принявших курс на европейскую интеграцию. Но в условиях России, громадной и очень пугающей Европу своей громадностью и националистам в либеральном лагере придется ради признания на Западе идти на очень большие уступки западным ожиданиям. И одной лишь историей политического взлета Навального, его "йельским и германским периодами" его политического биографии в этих "уступках" не обойдется.
Есть хорошо известная аналогия такой либерал-националистической России - Турция после Ататюрка. Крупная специфичная страна, которую Европа переварить не может, несмотря на все стремление турецких либералов и националистов к тому. Турецкий национализм пошел на невероятнейшие уступки ради такой интеграции: мир с Грецией, мир с Арменией, подавление исламизма и европеизация в образе жизни - ничто не позволило стать Турции своей в Европе до конца. Но и иного пути для Турции, кроме постоянного дрейфа в сторону Евпропы, у турецких националистов нет.
Либерал-националистический "альянс" в России закономерен и перспективен. Но он же высвобождает по мере своего усиления политическую и культурую нишу для своего антипода - "почвенников", сторонников существования особой русской цивилизации, противной Европе, евразийцев разных оттенков. Это аналог "исламистов" Турции, но в русских формах и ином, чем в Турции социально-культурном структурировании, без опоры на традиционалистскую деревню, с опорой на военную традицию и ядерное оружие как фактор российской цивилизационной и геополитической идентичности. Коммунизм или православие по разным причинам вряд ли смогут дать свою идейную форму этому русскому как бы "империализму". Они могут быть лишь важными чертами, факторами этого явления. А, вот, евразийство в этом смысле еще фактор непонятный, непроясненный.
Вариантов евразийской идеологии в России уже много. Теоретически они политически более перспективны, чем православный фундаментализм в еще недавно атеистической стране или угасающий коммунистический идеализм. "Большая страна", "Империя", "Евразия" - образы легко кладущиеся на мышление значительной части государственно мыслящей бюрократии, на массовую историческую память народа. Предполагаемые через эти образы варианты решения национальных проблем - дополнительный плюс. Перенимание ими на себя функции защиты России от "Запада" в условиях перехода на сторону "Запада" русского национализма - тоже сильный аргумент.
После происшедшего фактически на днях перехода Путина к открытой риторике и некоторым евразийским тезисам евразийство в этих разных формах уже является альтернативным либерализму и сливающемуся с ним национализму идеологическим и политическим полюсом в России.
Пока неясно лишь одно: способно ли евразийство в какой-либо из его форм стать массовым общественным движением, независимым или хотя бы весьма автономным от государства. Подобно тому, как таким движением является либерализм и национализм. Созревание евразийства в общественное самостоятельное движение, автономное от власти - не менее важное событие нынешней российской политической эпохи, чем возникший открытый "альянс" либералов и части русских националистов. В этом смысле декларация Миши Чернова и интересна: если движение в пользу "Большой страны" превратится в самостоятельную от власти политическую силу, Россия, скорее всего, обретет внутреннюю устойчивость на много десятилетий вперед и колебания между либерал-ниционалистами и "евразийцами" (имперцами, почвенниками и т.д.) даст России тот политический плюрализм качелей двух партий, который давно мечтали бы выстроить в России многие. Но чего пока не удавалось и приходилось довольствоваться просто сильным национальным лидером и более менее окрепшими государственными институтами, ориентированными на него.
***
Михаил Чернов: Евразийский Союз Народов. Почему необходимо создание "Партии Евразийского Союза". // Российские вести. № 1 (2075). 18-24.01.2012.
http://rosvesty.ru/2075/upravlenie/8063-evraziyskiy-soyuz-narodov/
Автор - Чернов Михаил Игоревич, исполнительный секретарь оргкомитета по созданию Партии Евразийского Союза, специальный представитель российской Ассоциации приграничного сотрудничества в странах Средней Азии и Кавказа.