По моему мнению, в действительности в 2011 году речь пойдет о других странах Кавказско-Среднеазиатского региона. И уж точно не Таджикистан.
Более того, попытка может быть предпринята и в России и на Украине, и в Казахстане. Только не по Египетскому пути, а иному, но с киргизскими, тунисскими, египетскими, украинскими и белорусскими наработками.
Что уж говорить о неистовой Киргизии.
Но Stratfor - наряду с ICG представляет собой компетентный мозговой центр по бывшему Союзу (см.:
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1296795240).
Поэтому надо как минимум выслушать эту точку зрения.
"Stratfor", аналитик Юджин Чаусовски: Постсоветские страны могут повторить египетский сценарий? Dispatch: Egyptian Unrest and the Former Soviet Union. // Stratfor и ИноСМИ. 07.02.2011.
Постсоветские страны могут повторить египетский сценарий? // ИноСМИ. 08.02.2011.
http://www.inosmi.ru/video/20110208/166346552.htmlhttp://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1297158000 ("Stratfor", США)
Юджин Чаусовски (Eugene Chausovsky)
Постсоветские страны могут повторить египетский сценарий?
По мере того как события в Египте продолжают разворачиваться, в основных СМИ начали появляться заявления о том, что подобное может случиться и на территории бывшего Советского Союза. Это маловероятно по многим причинам, просто потому что слишком много существует различий, от политических до культурных, между Египтом и этими странами. Однако есть несколько государств, которые находятся в зоне риска из-за своей политической и социальной нестабильности, связанной с их собственными причинами, не имеющими отношения к Египту, в особенности это Киргизия, Таджикистан и Азербайджан.
Прежде чем подойти к конкретным условиям в каждой из этих стран я бы хотел отметить некоторые общие различия, которые не стоит упускать из виду. В политическом смысле власть режима в большинстве постсоветских государств строится на безопасности и разведывательном аппарате, в противоположность власти военных в Египте. Кроме того, многие страны бывшего Советского Союза не являются прозападными и потому не нуждаются в том, чтобы доказывать легитимность своих режимов Западу. Однако в то же самое время они более подвержены западному политическому влиянию, как мы могли видеть на волне цветных революций, которые прокатились по региону в начале-середине 2000-х годов. С другой стороны, есть несколько государств, которые находятся в зоне риска по причине нестабильности, связанной с их собственными условиями.
Во-первых, это Таджикистан. Последние месяцы в стране наблюдались насилие и нестабильность, в особенности с тех пор как в августе случился резонансный побег из тюрьмы на востоке страны. С того момента правительство и силы безопасности начали принимать жесткие меры в отношении того, что сами называют исламистскими боевиками, которые на самом деле могут быть оппозиционными элементами, берущими свое начало из гражданской войны 92-97 годов. Кроме того, правительство обрушилось на религиозные движения - путем закрытия мечетей, запрета на ношение исламского костюма, а также запрета студентам выезжать за границу для обучения в исламских учебных заведениях. Таким образом, на Таджикистан следует обращать пристальное внимание: границы между терроризмом, политическими волнениями и религиозными движениями размываются.
Киргизия - еще одна страна, которая находится под угрозой нестабильности, поскольку это единственное государство в Центральной Азии, которое на самом деле уступило революции - совсем недавно, в прошлом году. Протесты являются обычным делом по всей стране, и они подогревают этническую напряженность между проживающими в стране киргизами и узбеками. В сочетании со слабостью аппарата безопасности это может стать причиной того, что даже малейшая вспышка может привести к еще одному восстанию в стране.
Азербайджан - еще одна страна, за которой следует наблюдать, так как правительство ее испытывало давление даже до того, как начались беспорядки в Египте. Это связано с решением правительства запретить ношение хиджабов в общеобразовательных учебных заведениях. Это вызвало массу недовольства со стороны религиозных общин. Ситуация в стране была относительно спокойной с момента протестов, которые последовали за принятием решения, однако религиозный вопрос остается болезненной темой, которая вызывает широкое обсуждение общественности. Кроме того, это также вопрос, который эксплуатируется внешними силами, в частности Ираном, с целью разжечь беспорядки в стране.
В конечном итоге, повторение египетского сценария в странах на территории бывшего Советского Союза весьма маловероятно. Однако в то же самое время некоторые из этих государств могут столкнуться со своими собственными внутренними проблемами, которые могут представлять угрозу политической стабильности режимов и безопасности населения в целом.
Оригинал публикации:
Dispatch: Egyptian Unrest and the Former Soviet Union. // Stratfor. 07.02.2011.
http://www.stratfor.com/analysis/20110207-dispatch-egyptian-unrest-and-former-soviet-union Dispatch: Egyptian Unrest and the Former Soviet Union
February 7, 2011 | 2211 GMT
Analyst Eugene Chausovsky examines the reasons why it is unlikely the unrest in Egypt will have a contagion effect on the countries of the former Soviet Union.
Editor’s Note: Transcripts are generated using speech-recognition technology. Therefore, STRATFOR cannot guarantee their complete accuracy.
As unrest in Egypt continues to unfold there has been speculation in the mainstream media that similar developments could occur across the former Soviet Union. This is unlikely to happen for many reasons as there are simply too many differences, from political to cultural, between Egypt and these countries. However, there are a few states that are at risk for political and social instability for their own reasons unrelated to Egypt, especially Kyrgyzstan, Tajikistan and Azerbaijan.
Before we get to the specific conditions in each of these countries I’d like to make note of some general differences to keep in mind. Politically, the power of the regime in most FSU countries is rooted in the security and intelligence apparatus as opposed to the military in Egypt. Also, many countries in the former Soviet Union are not pro-Western and therefore do not need to prove the legitimacy of their regimes to the West. But at the same time they are more prone to Western political influence as was seen in the wave of color revolutions that swept the region in the early to mid-2000s. That being said there are a few states that are at risk of instability for their own reasons.
The first is Tajikistan. There has been violence and instability in the country over the past few months, especially since there was a high-profile prison break in the eastern part of the country last August. The government and security forces have since then been cracking down on what it calls Islamist militants, which may in fact be opposition elements from the country’s civil war from 1992 through 1997. The government has also been cracking down on religious movements by shutting down mosques, banning Islamic dress and preventing students from traveling abroad to Islamic schools. Tajikistan is therefore the country to watch most closely as the lines are blurred between terrorism, political unrest and religious movements.
Kyrgyzstan is another country that is at risk of instability as it is the only country in Central Asia that has actually succumbed to revolution, most recently last year. Protests are common throughout the country and they are also simmering ethnic tensions between Krygyzs and Uzbeks in the country. Combined with the weakness of the security apparatus another uprising in the country can occur from even the most minor flare up.
Azerbaijan is yet another country to watch as the government has faced pressure even before the uprising in Egypt began. This was caused by the decision of the government to ban hijabs from being worn in secondary schools, which caused a lot of discontent from the religious communities in the country. The situation in the country has been relatively calm since protests occurred following the decision but the question of religion has remained a controversial topic and one that has dominated public discourse. Also this is an issue that has been exploited by outside powers, particularly Iran, to stir unrest in the country. At the end of the day, the Egypt scenario repeating itself in countries across the former Soviet Union is highly unlikely. But at the same time, some of these countries will face indigenous problems that could threaten the political stability of the regimes and the security of the populations at large.