«Рабочий мигрант из Средней Азии - это наш соотечественник» (Всероссийское движение)

Feb 06, 2017 06:08

Всероссийское движение "Рабочий мигрант из Средней Азии - это наш соотечественник!". Поддерживаю инициативу моего соратника Эрика Отелловича Ханымамедова, яркого общественного активиста из Волгограда.

Оригинал взят у erik_73 в «Рабочий мигрант из Средней Азии - это наш соотечественник» // ЦентрАзия.ру. 01.07.2016.


Фото: парад Победы 9 мая 2015 года, Астана.
Необходимо всероссийское движение: «Рабочий мигрант из Средней Азии - это бывший соотечественник»

http://president-sovet.ru/presscenter/publications/read/4127/

После распада Советского Союза, на территории бывшей РСФСР ныне РФ, начала проявляться проблема трудовой миграции из бывших республик СССР. Большинство рабочих мигрантов - бывших соотечественников, составляют уроженцы Средней Азии. Последние несколько лет миграционная ситуация в России имеет тенденцию к обострению.
Как штрих к картине, выдержка из статьи http://www.levada.ru/2014/05/27/podmena-ponyatij-patriotizm-v-rossii/ с сайта «Левада-центра» 27.05.2014 «Подмена понятий: патриотизм в России»: «Особое место в списке «чужаков» занимают мигранты. По данным ВЦИОМ, в «рейтинге национальных угроз» заселение страны мигрантами считается наиболее существенной угрозой для страны: 35% населения считают такой вариант вполне возможным. По результатам другого исследования, проведенного фондом «Общественное мнение», две трети россиян «относятся с настороженностью к трудовым мигрантам». Причем опасения вызывает как нелегальная, так и легальная миграция. Только за пределами Москвы и Санкт-Петербурга около 65% опрошенных являются сторонниками жестких ограничений против приезда мигрантов на территорию России».
Т.е. получается, фактически со времени распада СССР в начале 90-х прошлого века, мы видим неприятие в России своих бывших соотечественников из Средней Азии - ныне в массе своей рабочих мигрантов. Исчезновение с распадом СССР наднациональной и надрелигиозной надстройки «советские» также послужило определенным фактором разделения социума.
По данным опроса, проведенного 27-30 мая 2016 года «Левада-центром» http://www.levada.ru/2016/06/27/tochki-raznoglasij-v-obshhestve/ из трех ключевых «точек напряжения» второе и третье место заняли межнациональные и религиозные разногласия, которые также могут усилить в конечном итоге непростую миграционную ситуацию в России. 52% опрошенных ощущают сильное напряжение между людьми разных национальностей, 60% считают, что межнациональные разногласия есть, и они могут стать причиной напряженности в будущем. Соответственно межрелигиозная напряженность выражается в 48% - почти половина опрошенных.
На мой взгляд, по крайней мере, та информация которая есть в открытом доступе, она показывает, мягко говоря, недостаточную работу в Волгоградской области по социальной и культурной адаптации рабочих мигрантов из Средней Азии. Этот важнейший аспект практически выпадает из поля зрения органов исполнительной власти нашего региона.
Выдержка из памятки органа исполнительной власти Волгоградской области, занимающегося вопросами национальной политике (памятка раздавалась в комплекте на круглом столе перед награждением победителей этапа «СМИротворец-Юг» 16 октября 2015 г.): «Раздел «Миграционная политика». …проводится обучение русскому языку, а также мигранты принимают участие в социальной жизни региона. В 2015 году обучена группа мигрантов представителей Таджикистана и Узбекистана в количестве 25 человек».
Из тезисов доклада http://www.34.fms.gov.ru/press/news/item/57843/ (итоги 2015 года) начальника УФМС России по Волгоградской области: «В частности, количество граждан Узбекистана, указавших работу в качестве цели въезда, увеличилось в 2015 году до 22,4 тысяч человек, что на 62% больше, чем годом ранее». А мы простите, указываем 25 человек обученных русскому языку в общественной организации, это вся адаптация?
Каким образом происходит участие рабочих мигрантов среднеазиатов в социальной жизни региона? Обучение русскому языку это только часть адаптации, но никак не весь процесс.
«Этническая адаптация - процесс активного приспособления этнических групп (общности) к изменившейся природной и социально-культурной среде. Основным способом этнической адаптации является принятие норм и ценностей новой социально-этнической среды (культурно-языковых, хозяйственно-культурных, политических, нравственных, бытовых и др.), сложившихся здесь форм межэтнического взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля поведения, семейных и соседских отношений и т. п.), а также форм предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ или семейных обязанностей).»
Каким образом у рабочих мигрантов из Средней Азии происходит этническая адаптация в социуме Волгоградской области? Как они интегрируются в принимаемое сообщество нашего региона?
Вот такая характеристика российской миграционной политики фигурирует в статье http://kommersant.ru/doc/2972383 от 22 апреля сего года «Соотечество в опасности»: ««Российская миграционная политика представляет собой скорее бизнес-проект», который нацелен только на привлечение временной рабочей силы и не предполагает адаптации мигрантов. Так охарактеризовали состояние дел в этой сфере правозащитники и члены Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ».
Выдержка из экспертного доклада «Молодежь в полиэтнических регионах Южного федерального округа» (2014 г.): «В опросе студентов, проведенном в Волгоградской области в октябре-ноябре 2013 г., приняли участие 345 человек. Респонденты обучаются в трех вузах различного профиля: Волгоградский государственный университет, Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоградский государственный технический университет. На вопрос, необходимы ли современной России трудовые мигранты, отрицательный ответ дали почти сорок процентов (38,1%; а среди русских - 43,5%)».
Депутат Государственной Думы от фракции «Единая Россия» Ирина Гусева в администрации Тракторозаводского района на встрече с представителями национальных объединений http://forum.er.ru/party_news?region_id=34#news212831 (апрель сего года): «Миграционная политика для нас крайне важна».
Из «Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области» http://docs.cntd.ru/document/819076044 принятой 21 ноября 2008 года: «В целом демографическая ситуация в области неблагоприятная - наблюдается естественная убыль населения (в 2006 - 2007 годах - 15,4 - 11,4 тыс. человек). Отток молодежи в областной центр, а также в другие регионы, с одной стороны, и рост миграционных потоков из республик Кавказа и Средней Азии, с другой стороны, приводят к замещению коренного населения области».
Из тезисов доклада http://www.34.fms.gov.ru/press/news/item/57843/ (итоги 2015 года) начальника УФМС России по Волгоградской области: «Численность постоянного населения Волгоградской области уменьшилась в 2015 году на 10 тысяч человек. Мы отмечаем отрицательные показатели внутрироссийской миграции (количество убытий превысило количество прибытий на 9 тысяч человек), которые не могут быть компенсированы незначительным, около 4-х тысяч, миграционным приростом за счет граждан СНГ».
Т.е. этническая картина Волгоградской области не меняется, отток местного населения и замещение его приезжими? На этом фоне мы декларируем, что миграционная политика важна, и…?
К вопросу акцентирования внимания именно на работе с национальными меньшинствами и руководителями диаспор нашего региона, в области межнацотношений и той же адаптации рабочих мигрантов. Выдержка из статьи с сайта Администрации Палласовского района http://admpallas.ru/news/1063/?sphrase_id=4151 «Дом, в котором мы живем»: «К слову сказать, оба главы диаспор (чеченской и казахской - прим. Э.Х.) заявили, что не могут нести ответственность за поведение каждого представителя своих народов, проживающих на территории района, при этом выказали готовность активно участвовать в урегулировании возникающих конфликтных ситуаций».
Т.е. упование на диаспоры в каких-либо форс-мажорных обстоятельствах (с теми же рабочими мигрантами) не совсем верная тенденция. Подконтрольность всей численности представителей местного национального меньшинства в регионе, а уж тем более приезжих рабочих мигрантов кому-то одному, какому-либо «официальному лидеру» - это очень спорный вопрос.
В Волгоградской области мигранты попадают в среду титульного этноса - русских, которых в регионе неоспоримо подавляющее большинство - смотрите перепись населения 2010 г. (численность населения Волгоградской области 2610161 чел., из них численность русских 2309253 чел.). Т.е. понятно какой процент занимают национальные меньшинства в регионе, и какой титульный этнос. Если мигранты в силу каких-либо причин не адаптируются (а такие причины безусловно могут быть в наличии), они закрываются в свои сообщества группирующиеся по этническому признаку. Предположу, что «чужим» туда входа нет…
Т.е. один из главных вопросов напрашивается сам собой. Где нужно адаптировать рабочих мигрантов, в среде национальных меньшинств, или все-таки в среде титульного этноса? Отсюда вытекает другой не менее важный вопрос. Как происходят взаимоотношения/взаимодействие титульного этноса региона и рабочих мигрантов? Если не происходит никак, значит межэтнического взаимодействия нет, а следовательно адаптация рабочих мигрантов затруднена.
Важный аспект в адаптации трудовых мигрантов из Средней Азии в регионе - работа в этом плане не только с мигрантами, но и с титульным этносом региона - принимающее сообщество должно понимать - рабочие мигранты не угроза, а помощь.

Проект решения:
- в целях оптимизации ситуации с рабочими мигрантами из Средней Азии в Волгоградской области, межведомственной комиссии обратиться с инициативой в соответствующие структуры, об открытии в Волгограде консульств Узбекистана и Таджикистана;
- открыть в Волгограде полноценный «Центр адаптации мигрантов» (Президент России Путин В.В., в Уфе на заседании Совета по межнациональным отношениям 22 октября 2013 года: «…главное внимание уделять социальной адаптации мигрантов, создавать для этого необходимые условия. Такие центры адаптации организованы в Тамбове и Оренбурге, и, по предварительной оценке экспертов, они могут дать хороший результат». http://www.kremlin.ru/events/president/news/19475);
- при волгоградских ВУЗах организовать волонтерские группы (либо региональное общественное волонтерское движение «Рабочий мигрант из Средней Азии - бывший соотечественник») студентов. Цель - помощь рабочим мигрантам среднеазиатам в адаптации в регионе (допускать студентов к подобной работе после обучения их профильными специалистами) и общественный контроль миграционной ситуации в регионе;
- открыть на телевидении Волгограда программу «Евразийский проект», в которой в том числе обсуждать с привлечением специалистов и миграционную ситуацию в регионе;
- провести круглый стол - совещание - заседание: «Волгоградская область: Демографическая ситуация и межнациональные, межконфессиональные отношения. Аспекты трудовой миграции региона». Участники: приглашенные эксперты (к примеру): (Москва) Крупнов Ю.В. - Председатель Наблюдательного совета некоммерческой организации «Института демографии, миграции и регионального развития», (Москва) Собянин А.Д. - Руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества, член Экспертного совета Центра стратегической конъюнктуры, член Российско-Иранского совета по общественным связям, местное научное сообщество, национальные объединения, общественники, представители Администрации Волгоградской области;
- разработать для школ и ВУЗов Волгоградской области курс культурно-исторических лекций о народах Средней Азии (5 бывших республик СССР. К вопросу о работе с местным принимающим сообществом. Воспитание нормального отношения у молодых жителей России к бывшим соотечественникам по СССР.);
- патриотические туры в Волгоград для школьников старших классов из Средней Азии. Лучшие школьники государств Средней Азии награждаются экскурсионными поездками в Волгоград, по местам сражений Сталинградской битвы. На стелах Мамаева кургана много павших защитников с восточными фамилиями. Для этого имеет смысл разработать дополнительные экскурсионные маршруты, где будут отображены участие и подвиги военнослужащих, призванных из республик советской Средней Азии. Естественно не забывая о том, что воевали они в составе многонационального советского народа (школьники из Средней Азии во взрослой жизни могут быть задействованы в рабочей миграции в Россию - такая работа с ними как упреждающий фактор).

P.S. Это текст моего выступления для заседания межведомственной комиссии по реализации единой государственной миграционной политики на территории Волгоградской области (состоялось 1 июля 2016 г. в администрации Волгоградской области). По словам заместителя председателя межведомственной комиссии Локтионова Д. П. (председатель комитета по труду и занятости населения Волгоградской области, представитель Волгоградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) ведущего это заседание, текст разослан всем участникам комиссии, административный состав внушительный.
Дали на выступление 5 минут, но дело конечно же не в этом. Всего этого не было бы, ни на какое заседание комиссии меня бы не пригласили, если бы я не писал «челобитных» к российскому руководителю.
Фактически нонсенс получается. Чтобы как-то поспособствовать (пусть будет такое корректное слово) региональным чиновникам в том, чтобы они выполняли поручения российского президента по социальной адаптации и интеграции мигрантов (этих президентских поручений, на минуточку, достаточно прописано в федеральных и региональных законодательных документах), я вынужден «осаждать» письмами руководителя России!
Учитывая, что рабочие мигранты в России преимущественно наши бывшие соотечественники из Средней Азии, в конечном итоге, это получается работа по евразийской интеграции!
Ну так почему же я должен доказывать нашим региональным чиновникам элементарные вещи и для этого обращаться к российскому руководству? Это что, вот такое ручное управление в России? Пока не напишешь на самый «верх», ничего вообще с мертвой точки не сдвинется? Да и не факт что сдвинется, будет так называемая «итальянская забастовка» - делать все, но очень медленно.
Из устава http://docs.cntd.ru/document/453115419 Волгоградской области: «Статья 32. Полномочия Администрации Волгоградской области. 2. Администрация Волгоградской области: 1.1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Волгоградской области, их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия; (п. 1.1 введен Законом Волгоградской области от 28.03.2014 № 37-ОД)».
И где в регионе эта «социальная и культурная адаптации мигрантов», только на бумаге, или в зачаточном состоянии?
Да, увы, все как всегда, власть у нас в России бесконечно далека от простых граждан…

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1467397860
http://zasssr.info/node/7262
http://www.paruskg.info/2016/07/04/133737

Евразийский Союз, СССР, Россия в Средней Азии, мобилизационное управление, Евразийский Интернационал, Россия в Киргизии

Previous post Next post
Up