Ирина Комиссина, РИСИ: Арктический вектор внешней политики Китая. Часть 2.

Aug 18, 2015 12:13

Комиссина И.Н. Арктический вектор внешней политики Китая // Проблемы национальной стратегии. 2015. № 1 (28), январь-февраль.



ФОТО: В 2012 году ледокол "Сюэлун" (Xue Long, "Снежный дракон") первым из китайских судов прошёл по Севморпути в Баренцево море, а на обратном пути - из Исландии в Берингов пролив прямо через Северный полюс. Вояж "Сюэлуна" "сильно воодушевил китайские пароходные компании". Экономические амбиции Китая в Арктике уже переходят в политические, и даже могут перейти в военно-политические. Фото: газета "Вечерний Николаев". 11.01.2014.

Начало здесь.

ОКОНЧАНИЕ

Интересы России

Однако целенаправленное продвижение Китая в Арктике не может не вызывать определённую озабоченность у России.
В Арктическом регионе фактически нет чёткого секторального разграничения. Официально на международном уровне вопрос о разделе Арктики ещё не решён. Согласно Конвенции ООН по морскому праву от 1982 г., прибрежные государства обладают правом на разработку недр континентального шельфа, который является естественным продолжением их территории в пределах исключительных экономических зон. Но понятие того, в каких именно географических пределах находится эта "естественная продолженная территория" может толковаться крайне широко. Примером может служить споры вокруг хребта Ломоносова, на который претендуют сразу несколько государств. Очевидно, что подобная ситуация открывает возможность для вмешательства "третьей силы" и выдвижения дополнительных требований новыми влиятельными игроками.

Россия заинтересована в сохранении стабильного и прогнозируемого характера отношений с КНР. Тем не менее китайская сторона порой не всегда учитывает российские национальные интересы, о чем свидетельствуют высказывания некоторых официальных лиц. Так, заместитель директора Центра по изучению полярных территорий Государственного океанического управления КНР Ли Юаньшэн открыто заявил о необходимости предоставления Китаю прямого доступа к Северному морскому пути: "Для нас вопрос освоения Арктики ключевой. И мы бы хотели, чтобы Россия не только пошла навстречу в исследовательском плане, но и предоставила благоприятные условия для прохода наших судов через свои воды" [52]. Китай, например, не устраивает тарифная политика России по использованию СМП и привлечению ледоколов. По его мнению, высокие расценки могут значительно сократить коммерческое преимущество его использования. Китай также обеспокоен расширением суверенных прав арктических государств и увеличением исключительной экономической зоны, в первую очередь России, так как в этом случае, зона международных арктических вод значительно сокращается.

Гораздо менее дипломатичное заявление сделал эксперт Китайского института международных проблем Юань Цзунцзэ: "Северный морской путь является глобальным общим достоянием и не может управляться отдельными государствами" [53]. В этой связи отметим, что ещё в 2010 г. тогдашний главком ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий на пресс-конференции в информагентстве ИТАР-ТАСС дал следующую оценку арктическим амбициям КНР: "Мы уже наблюдаем проникновение ряда государств, которые не входят в Арктический совет, но очень интенсивно позиционируют свои интересы. Китай становится серьёзным компаньоном, как с положительной, так и с проблемной позиции. России надо выстраивать разумную политику, при этом, не сдавая ни пяди своих интересов" [54].

Китай выступает за свободу навигации по арктическому маршруту. Однако определённая часть СМП пролегает в территориальных водах России, а Канада считает Северо-Западный проход своими историческими внутренними водами, что не во всём соответствует международному праву, например, пролив Ланкастера. В этой связи возникает вопрос, будет ли Китай, который имеет богатую историю защиты своих суверенных прав, при полном игнорировании требований других государств, уважать суверенные претензии приполярных государств или вместо этого применит военную силу для защиты своих интересов [55].

Очевидно, что Китай не намерен мириться с нынешним распределением сил в регионе. Большой резонанс в марте 2010 г. вызвало заявление на третьей сессии одиннадцатого созыва Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК) отставного контр-адмирала ВМФ НОАК Инь Чжуо о том, что " Арктика - это общее достояние народов мира и не принадлежит какой-то одной стране" и, следовательно, "Китай также должен иметь долю ресурсов региона" [56]. По сути, Пекин заявил о своих претензиях на Арктику и о том, что он тоже участвует в игре. "Китай должен играть незаменимую роль в Арктике, так как составляет одну пятую часть населения мира", утверждал контр-адмирал Инь Чжуо [57].

Спорной выглядит разработанная ведущим китайским экспертом Даляньского морского университета Ли Чжэньфу концепция Северного шёлкового пути, которую следует рассматривать в качестве стержневого принципа арктической стратегии Китая [58]. Очевидно, что получение доступа к месторождениям углеводородов и прочих полезных ископаемых Арктического региона играет в данном случае вторичную роль. Суть концепции состоит в том, что контроль над Арктикой, включая СМП, - это контроль над мировой экономикой и над новыми транспортными маршрутами на мировые рынки. Так Ли Чжэньфу оценил открытие для Китая арктических морских путей.

В перспективе нельзя исключить возможность того, что стремление Пекина обеспечить контроль над арктическими ресурсами может вступить в противоречие с экономическими интересами России и США в регионе. В частности, Китай, будучи заинтересованным в освоении наикратчайших арктических маршрутов (Северо-Западного прохода и СМП), может поставить задачу добиваться придания им статуса международных проливов. Так, на конференции в норвежском Киркенесе в 2013 г. посол Китая в Норвегии сказал, что "сотрудничество между Баренц-регионом [59] и неарктическими странами будет нарастать по мере открытия арктических водных путей", а "Баренцево море постепенно превращается в международное пространство в географическом и экономическом смысле" [60]. Не случайно в этой связи некоторые китайские эксперты заговорили о том, что СМП - "общее достояние всего человечества", поэтому необходима его интернационализация или предоставление ему "статуса нейтральных вод" [61].

По мере того, как в целях стимулирования своей экономики Пекин будет все больше полагаться на арктические ресурсы и активнее использовать арктический морской путь, может стать реальностью, как полагают иностранные эксперты, и китайское военное присутствие в Арктике [62].

* * *

Китай целенаправленно расширяет своё присутствие в Арктике, стремясь занять влиятельные позиции в клубе арктических государств. Легитимность региональных амбиций Китая признается рядом циркумполярных государств и, в частности, скандинавских стран, с которыми в последние годы Пекину удалось выстроить весьма прочные партнёрские отношения. Главная точка соприкосновения между Китаем и Скандинавскими странами - использование Северного морского пути для перевозки грузов в евроазиатском направлении, а также добыча полезных ископаемых и освоение нефтегазового потенциала арктического шельфа.

Очевидно, что активность и присутствие Китая в Арктике в последующие годы будут неуклонно возрастать. Более того, заинтересованность в освоении арктических маршрутов может заставить Китай добиваться придания им статуса международных, что не во всём совпадает с экономическими интересами России в регионе. Делаться это будет под предлогом необходимости мониторинга состояния окружающей среды, защиты арктических животных и заботы о коренном населении региона. Для этого Арктика будет позиционироваться как международная зона, изменения в которой касаются всех стран.

Чтобы предотвратить возможные негативные для нашей страны правовые коллизии, России необходимо предпринимать активные шаги по отстаиванию своей позиции в соответствующих международных организациях и активизировать усилия, направленные на расширение границ континентального шельфа за пределы 200-мильной зоны в сторону полюса.

Представляется также целесообразным использовать опыт США и Канады, которые имеют законодательства, закрепляющие приоритет национального флота в северных перевозках. Для этого необходимо изучить возможность принятия норм, предусматривающих перевозку грузов в акватории СМП, за исключением трансконтинентальных грузов, только российскими судами. Ведь Северный морской путь является исторически сложившейся единой национальной транспортной коммуникацией РФ.

Источники:
[1] КОМИССИНА Ирина Николаевна, старший научный сотрудник сектора Азии Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований (РИСИ).
http://riss.ru/profile/komissina/
komissina@riss.ru
ФОТО:


ВУЗы: МГПИ им. В. И. Ленина
Биография: Родилась 4 января 1950 г. В 1972 г. закончила Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. В 1974-1991 гг. работала в системе академических и отраслевых научно-исследовательских институтов СССР. С февраля 1992 г. занимается научной работой в Российском институте стратегических исследований. Автор свыше 100 научных работ, отчетов и публикаций, часть из которых опубликована в российских и зарубежных изданиях. Соавтор ряда коллективных монографий РИСИ: по Казахстану (1995 г.), Армении (1998 г.), Узбекистану (1998 г.), Грузии (2001 г.), Ирану (2003 г.), Шанхайской Организации Сотрудничества (2005 г.), политике России в Азии (2006 г.). С 1999 г. по 2008 г. активно публиковалась в шведском журнале «Центральная Азия и Кавказ». Автор ряда монографий и страноведческих справочников: «Мусульманские организации Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии» (2009 г.), «Научные и аналитические центры Китая» (2012 г.), «Научные и аналитические центры Азии» (2013 г.), «Научные и аналитические центры стран Южной Азии» (2014 г.). Неоднократно участвовала в международных конференциях. Владеет английским и японским языками.
Сфера научных интересов: геополитические и геоэкономические процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе; международные организации ШОС и АСЕАН; социально-экономические и культурные проблемы развития КНР.
[2] China's Arctic ambition / Winnipeg Free Press, 01/25/2014, URL: http://www.winnipegfreepress.com/opinion/editorials/chinas-arctic-ambition-241934391.html (дата обращения: 6.05.2014).
[3] По некоторым оценкам, к 2020-2040 гг. Арктика будет судоходной, по крайней мере, в летний период.
[4] Gullestrup, P. and Stumbaum, M.-B. 'EU maritime interests and the piracy problem: a perspective from the shipping industry', eds B. van Ginkel and F.-P. van der Putten, The International Response to Somali Piracy: Challenges and Opportunities (Martinus Nijhoff: Leiden, forthcoming 2010).
[5] Dave Manuel. When Will China's Economy Become Larger Than That of the United States? 2009-12-27, URL: http://www.davemanuel.com/2009/12/27/when-will-china-become-the-worlds-largest-economy (дата обращения: 25.07.2014).
[6] Banyan Snow dragons: As the Arctic melts, Asia shudders at the risks but slavers at the opportunities / The Economist, Sep 1st 2012, URL: http://www.economist.com/node/21561891 (дата обращения: 18.06.2014).
[7] Opinion of the European Economic and Social Committee on EU Arctic Policy to address globally emerging interests in the region - a view of civil society, REX/371 EU Arctic Policy, European Economic and Social Committee, Brussels, 17 April 2013, URL: http://eescopinions.eesc.europa.eu/viewdoc.aspx?doc=ces/rex/rex371/en/ces2179-2012_00_00_tra_ac_en.doc (дата обращения: 15.06.2014).
[8] Tong Guoqiang. "Arctic Issues and China's Stance" / China Institute of International Affairs, March 4, 2013, URL: http://www.ciis.org.cn/english/2013-03/04/content_5772842.htm (дата обращения: 26.05.2014).
[9] Эван Элис. Никарагуанский канал и преобразование Латинской Америки, 28.06.13, URL: http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/81355/ (дата обращения: 10.05.2014).
[10] См., например, материалы мультимедийного видеомоста Москва - Пекин на тему: "Арктика: экология, инфраструктура, ресурсы, развитие" / РИА Новости, 24.08.2011, URL: http://риановости.рф/press_video/20110825/#ixzz35Sp3BuxC (дата обращения: 12.05.2014).
[11] Никита Данюк. Китай - внерегиональный арктический игрок глобального масштаба, 2014-03-13, URL: http://www.csef.ru/index.php/ru/politica-i-geopolitica/project/501-arktika-i-antarktika-v-sovremennoj-geopolitike/1-stati/5209-kitaj-vneregiogalnyj-arkticheskij-igrok-globalnogo-masshtaba (дата обращения: 22.06.2014).
[12] В связи с растущим значением этого маршрута, Россия в марте 2013 г. воссоздала Администрацию Северного морского пути, приняла федеральный закон, регламентирующий порядок ледокольной проводки судов, определила правила судоходства в акватории Севморпути, ведёт работу по укреплению группировок войск для защиты национальных интересов России в Арктике.
[13] Движение на трассе СМП обеспечивают атомные ледоколы класса "Арктика".
[14] А.А. Штрек Транзитное плавание крупнотоннажных судов по Северному морскому пути, 05/04/2013, URL: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=4440 (дата обращения: 21.07.2014).
[15] Противоречивые данные о грузоперевозках Севморпути, 20 ноября 2013 года, URL: http://www.b-port.com/news/item/118571.html (дата обращения: 24.07.2014).
[16] Stephen Blank Exploring the Significance of China's Membership on the Arctic Council / China Brief, V.13, Issue 14, July 12, 2013,
URL: http://www.jamestown.org/programs/chinabrief/single/?tx_ttnews[tt_news]=41121&tx_ttnews[backPid]=688&no_cache=1#.UsLiubSomDo (дата обращения: 29.08.2014).
[17] Malte Humpert "Part 5: The Future of the Northern Sea Route - 'Golden Waterway' or a Niche Trade Route", 3 October 2011, URL: http://www.thearcticinstitute.org/2011/10/part-5-future-of-northern-sea-route.html (дата обращения: 16.05.2014).
[18] Нина Леонтьева. Китайский Дракон в Арктике, 28 сентября 2013, URL: http://www.notum.info/news/ekonomika/kitajskij-drakon-v-arktike (дата обращения: 22.05.2014).
[19] Ивановский А.Л. Арктический вектор китайской стратегии, 13.12.2012, URL: http://mir-politika.ru/2582-arkticheskiy-vektor-kitayskoy-strategii.html (дата обращения: 10.08.2014).
[20] Первый контейнеровоз на трассе Северного морского пути, 23 августа 2013, URL: http://severnash.ru/economics/sevmorput/7983-pervyy-konteynerovoz-na-trasse-severnogo-morskogo-puti.html (дата обращения: 3.10.2014).
[21] В России на трассе Северного морского пути расположены порты Диксон, Дудинка, Игарка, Тикси, Певек, Провидения, Салехард, Хатанга, Нарьян-Мар, Мурманск, Архангельск, Петропавловск-Камчатский и др., часть из которых планируется реконструировать, установив в них, в том числе, системы навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, а также аварийно-спасательные службы. Кроме того, будут построены новые порты, такие как Сабетта, Териберка и др.
[22] Сергей Суровцев. Канадцы прогнозируют рост объёмов перевозок по Северо-Западному проходу, 2 декабря 2013, URL http://argumenti.ru/economics/2013/12/302576 (дата обращения: 17.07.2014).
[23] Алексей Петров. Убить "Снежного дракона". Что забыл Китай в российской Арктике? 09.09.2012, URL: http://www.arcticway.ru/index.php?id=455 (дата обращения: 21.05.2014).
[24] Banyan. Snow dragons: As the Arctic melts, Asia shudders at the risks but slavers at the opportunities / The Economist, Sep 1st 2012, URL: http://www.economist.com/node/21561891 (дата обращения: 7.05.2014).
[25] Д. Тулупов Скандинавский вектор арктической политики Китая 2013 / Мировая экономика и международные отношения, 2013, №9, С.61.
[26] Linda Jakobson. China Prepares for an Ice Free Arctic, SIPRI Insights on Peace and Security, No. 2010/2, March 2010, URL: http://books.sipri.org/files/insight/SIPRIInsight1002.pdf (дата обращения: 10.05.2014).
[27] Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктика в международной политике: сотрудничество или соперничество? / Российский институт стратегических исследований, М., 2011.
[28] Adapting To Change: UK policy towards the Arctic / Foreign & Commonwealth Office and Mark Simmonds MP, 17 October 2013, URL: https://www.gov.uk/government/publications/adapting-to-change-uk-policy-towards-the-arctic (дата обращения: 6.08.2014).
[29] Jasmin Sinclair Japan and the Arctic: not so poles apart, JOGMEC, 2014, Vol.48, No.2, P.42, URL: http://oilgas-info.jogmec.go.jp/pdf/5/5225/201403_039a.pdf (дата обращения: 26.05.2014).
[30] Thomas Nilsen China-Nordic Arctic Research Center opens in Shanghai, December 12, 2013, URL: http://barentsobserver.com/en/arctic/2013/12/china-nordic-arctic-research-center-opens-shanghai-12-12 (дата обращения: 12.08.2014).
[31] Арктический совет - межправительственный форум циркумполярных государств, действующий с 1996 г. Это центральная организация сотрудничества в Арктике в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития региона. Совет образован странами арктической восьмёрки (А8): Россией, Канадой, США, Данией (включая Гренландию и Фарерские острова), Финляндией, Норвегией, Исландией, Швецией.
[32] Liu Zhonghuam, Yang Jingjie China Set to Become Observer to Arctic Council, Global Times, 2013-5-16, URL: http://www.globaltimes.cn/content/781943.shtml#.UsmYQLSomDo (дата обращения: 14.05.2014).
[33] Редкоземельные металлы представляют собой совокупность 17 элементов, которые распространены в земной коре, но, как правило, рассредоточены и редко встречаются в концентрированном виде. Они используются в высокотехнологичном производстве: радиоэлектронике, атомной технике, машиностроении, металлургии, химической и стекольной промышленности, гибридных автомобилях.
[34] Завоевав доминирующее положение на мировом рынке, Китай в 2010-2011 гг. стал сокращать квоты на вывоз сырья РЗМ из-за реальной угрозы их истощения в стране по причине резкого увеличения использования РЗМ в собственных высокотехнологичных производствах. Ограничение поставок отрицательно сказалось на японских, американских и европейских производителях.
[35] Roger W. Robinson Jr. China's long-term Arctic strategy, October 13, 2013, URL: http://www.troymedia.com/2013/10/13/chinas-long-term-arctic-strategy/ (дата обращения: 10.07.2014).
[36] Isabella Mroczkowski China's Arctic Century, February 10, 2012, URL: http://blog.project2049.net/2012/02/chinas-arctic-century.html (дата обращения: 28.06.2014).
[37] Andrew Erickson China's New Strategic Target: Arctic Minerals, Jan 18, 2012, URL: http://blogs.wsj.com/chinarealtime/2012/01/18/china%e2%80%99s-new-strategic-target-arctic-minerals (дата обращения: 14.05.2014).
[38] Д. Тулупов Скандинавский вектор арктической политики Китая / Мировая экономика и международные отношения, 2013, №9, С.65.
[39] Владимир Дмитриев Лёд тронулся / Российская газета, 01.06.2013, URL: http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=d027c5cf-9d14-433d-a655-719da0bf79cb (дата обращения: 26.07.2014).
[40] Китай заключил соглашение с Исландией, 18 апреля 2013, URL: http://www.arctic-info.ru/News/Page/kitai-zaklucil-soglasenie-s-islandiei (дата обращения: 24.05.2014).
[41] Ibid.
[42] Китайская CNOOC будет искать нефть на шельфе Исландии / Нефть России, 18.03.14, URL: http://www.oilru.com/news/402260/ (дата обращения: 18.07.2014).
[43] China, Finland eye further trade, parliamentary co-op / Xinhua, 2013-06-01, URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2013-06/01/content_16555102.htm (дата обращения: 28.06.2014).
[44] Sweden-China trade, investment to increase further, 2010-11-22, URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2010-11/22/content_11588736.htm (дата обращения: 22.05.2014).
[45] Артур Гущин Пекин подбирается к полярным богатствам, URL: http://lenta.ru/articles/2013/06/14/chinarctic/ (дата обращения: 16.08.2014).
[46] В Арктическом совете появились новые государства-наблюдатели / ИТАР-ТАСС, 15 мая 2013, URL: http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/546972 (дата обращения: 26.07.2014).
[47] Cheng Baozhi Arctic Aspirations / Beijing Review, August 22, 2011, № 34, URL: http://www.bjreview.com.cn/world/txt/2011-08/22/content_385386_2.htm (дата обращения: 22.05.2014).
[48] Torbjorn Noes Bertelsen China's Quest for the Arctic, November 18, 2011, URL: http://gbtimes.com/world/chinas-quest-arctic (дата обращения: 14.07.2014).
[49] Stephen Blank China's Arctic Strategy, June 20, 2013, URL: http://www.martinbreum.dk/Filer/File/Aviser/Udenlandske%20medier/China%E2%80%99s%20Arctic%20Strategy.pdf (дата обращения: 21.08.2014).
[50] Ibid.
[51] Cheng Baozhi Arctic Council Looks Beyond Icy Circle / Global Times, 2013-5-21, URL: http://www.globaltimes.cn/content/783254.shtml#.UsmWeLSomDo (дата обращения: 12.05.2014).
[52] Михаил Жуков Кто хозяин в Арктике? К заседанию Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Председателе СФ, 26 марта 2013, URL: http://www.pnp.ru/comment/detail/15665 (дата обращения: 15.08.2014).
[53] Артем Ивановский По заветам великого кормчего. Доктрина "нового интернационализма" позволит Китаю изменить баланс сил в Азии / Военно-промышленный курьер, 5 июня 2013 г., № 21 (489), URL: http://vpk-news.ru/articles/16196 (дата обращения: 18.05.2014).
[54] Ивановский А.Л. Арктический вектор китайской стратегии, 13.12.2012, URL: http://mir-politika.ru/2582-arkticheskiy-vektor-kitayskoy-strategii.html (дата обращения: 14.07.2014).
[55] Shiloh Rainwater Race to the North. China's Arctic Strategy and Its Implications. Spring 2013, vol. 66, № 2, URL: http://www.usnwc.edu/getattachment/31708e41-a53c-45d3-a5e4-ccb5ad550815/ (дата обращения: 2.08.2014).
[56] Shyam Saran India's stake in Arctic cold war / The Hindu, February 2, 2012, URL: http://www.thehindu.com/opinion/op-ed/article2848280.ece (дата обращения: 23.07.2014).
[57] Joseph Spears The Snow Dragon Moves into the Arctic Ocean Basin / The Jamestown Foundation, January 28, 2011, URL: http://theglobalrealm.com/2011/02/08/the-snow-dragon-moves-into-the-arctic-ocean-basin/ (дата обращения: 12.06.2014).
[58] Ивановский А.Л. Арктический вектор китайской стратегии, 13.12.2012, URL: http://mir-politika.ru/2582-arkticheskiy-vektor-kitayskoy-strategii.html (дата обращения: 8.05.2014).
[59] Баренц-регион - территории, примыкающие к Баренцеву морю, выделенные 11 января 1993 г. с целью развития международного сотрудничества. Включает в себя губернии Норвегии: Нурланн, Тромс, Финнмарк, лены Швеции Вестерботтен и Норрботтен, провинции Финляндии: Лапландия, Северная Остроботния и Каинуу, и регионы России: Мурманская область, Архангельская область, Республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика Карелия. Четыре государства-участника по очереди руководят сотрудничеством. Территория региона составляет 1,9 млн кв. км. Население - 6 млн человек. Сотрудничество осуществляется на двух уровнях: центральном и региональном. Для руководства сотрудничеством на центральном уровне создан Баренцев Совет, в который входят министры иностранных дел четырёх стран. На региональном уровне работает Региональный Совет, в состав которого входят административные руководители сотрудничающих территорий (губернаторы).
[60] Thomas Nilsen China-Nordic Arctic Research Center Opens in Shanghai, December 12, 2013, URL: http://barentsobserver.com/en/arctic/2013/12/china-nordic-arctic-research-center-opens-shanghai-12-12 (дата обращения: 10.08.2014).
[61] Сергей Лузянин Маршруты "китайского ледокола" в Арктике. Между политикой и экологией, 29 мая 2013, URL: http://rus.ruvr.ru/2013_05_29/Marshruti-kitajskogo-ledokola-v-Arktike-Mezhdu-politikoj-i-jekologiej-9703/ (дата обращения: 16.06.2014).
[62] Shiloh Rainwater Race to the North. China's Arctic Strategy and Its Implications / Naval War College Review, Spring 2013, vol. 66, №2, URL: http://www.usnwc.edu/getattachment/31708e41-a53c-45d3-a5e4-ccb5ad550815/ (дата обращения: 22.05.2014).



В Арктике Китай уже переходит от экономических к политическим амбициям, военные арктические амбиции Национально-освободительной армии Китая пока проявлены мало.

геополитика, нефтегазовые проекты, РИСИ, Китай, геостратегии, Комиссина Ирина Николаевна, транспортные коридоры, Китай и Россия, Арктика, флот

Previous post Next post
Up