В последнее время бытует точка зрения, что в связи с увеличившимся объемом информации и бесконтрольным ее потреблением (в пику анализу и обработке), у людей наблюдается увеличение разных когнитивных нарушений. Если коротко: люди становятся глупее, раздраженнее, тревожнее и часто теряют контроль над собой.
Я уже вижу доказательства этому. Хотя бы наблюдаемые послабления к написанию текстов. Начиная от обычного общения, и заканчивая официальными источниками - ошибки встречаются все чаще и чаще. Панические атаки, синдром дефицита внимания и гиперактивности - на каждом шагу.
Считается, что всему виной - информация и ее неверное использование. Но у меня есть другая гипотеза.
Мозг - пластичная штука. Когда ребенок рождается, он начинает подстраиваться под актуальные задачи, которые ставятся перед ним. И если в случае со взрослым еще более-менее понятно, почему информационный вал может на него повлиять негативно (с непривычки!). То для детей, которые родились в пору информационного вала, это уже не должно быть сюрпризом. Мозг должен по ходу развития подстроиться!
В гипотезе про информацию, последняя сравнивается с едой. Мол, есть правильная еда, а есть фаст-фуд. Правильная еда для организма - хорошо, фаст-фуд приводит к ожирению и болезням. С информацией та же фигня.
Но если есть фаст-фуд и при этом тяжело работать, он не принесет вреда! Она сгорит без остатка!
Вред причинит разве что ее некачественные ингредиенты: соль, сахар, рафинированные жиры. И то, только в очень больших количествах.
Пусть, информация для мозга - еда. Но если мозг работает, он не "разжиреет"! Он накачается :)
А вот качество поступаемой информации, действительно, может быть разной. И именно она может влиять на состояние психики человека. Не количество, а качество! В конце-концов, и правильной едой, извините, можно обожраться.
Итак, какие же мне видятся в ней некачественные составляющие.
1. Прежде всего - это эмоциональность. Вся реклама, новостные ТВ передачи и новости в пабликах - все они заряжены, прежде всего, на эмоциональную реакцию, и вызывают переживания. Считается, что человек привыкает к подобного рода влиянию, и даже реальные убийства, которые показывают по телевизору, уже не вызывают шока. Шока, может, и нет. И эмоции, возможно, уже не вызывают бурных реакций, не отслеживаются - но они есть, и прямиком уходят в память. Мозг просто складывает эту информацию на одну полку с подобной. И если в нормальное время, на этой полке память периодически очищается, то сейчас там постоянно лежит какой-то артефакт. Значимый или не значимый. Он лежит. И дверь в этот чулан не закрывается.
Кстати, я не вижу ничего плохого в положительном контенте, пусть он и пустой: котики, детишки, анекдоты. Да, это "дешевый дофамин". Так он в противовес льющемуся со всех сторон адреналину нужен.
2. Запредельное количество лжи. И снова сюда отправляется та же реклама и новости. Маркетинг вообще целиком состоит из лжи, из скрытого влияния! Отличить правду от неправды становится практически невозможным. Нам приходится жить в неопределенности. А это очень затратно для мозга. Постоянно быть начеку! Постоянно не доверять. К сожалению, сюда и близкие потихоньку подтягиваются: и невыполнение обещаний, опоздания на встречи, невнимательность к потребностям партнеров, предательства приводят к тому, что они тоже становятся факторами лжи. Собственно, и сам себе человек тоже врет. Он вынужден врать, чтобы оправдывать перед собой свои неудачи, свои разочарования, какие-то осуждаемые другими поступки, эмоции и даже мысли. Ну и вишенка на торте: врать человеку приходится даже наедине с компьютером и телефоном, иначе, правдивая информация может быть использована против него.
Мозг не любит ложь. Она ему очень дорого обходится!
Пока у меня два ингредиента. Но, думаю, есть еще.
Может, вы какие то видите?
Да, в подобное время человеку становится прямо таки необходимо наводить порядок хотя бы внутри собственного внутреннего мира, активно противодействовать инфовлиянию со стороны (к сожалению, на это тоже нужны силы, даже если ты прекрасно понимаешь что происходит). Но, мне кажется, не объем информации, а именно ее содержание, которое людьми же и производится, имеет значение.
С детьми и пожилыми, все несколько иначе. Как-нибудь потом объясню, как я это понимаю. Там других особенностей хватает.