Dec 07, 2023 11:00
Вы знаете, меня всегда удивлял тот факт, что в дорогих магазинах всегда очень ограниченный выбор. Чем дороже вещи или продукты, тем меньше ассортимент бутика. Думала, что это связано с высоким самомнением владельца, отсутствием желания расширять бизнес и другими малопривлекательными причинами.
Но тут наткнулась на исследование, которое может объяснить данный факт.
Оказывается, чем меньше вариантов выбора (желательно не больше 5), тем легче его сделать. Этот парадокс был обнаружен в 2004 г. американским социологом Барри Шварцем. Суть концепции сводится к утверждению, что в современных экономических условиях более успешными (эффективными) оказываются решения, предполагающие для потребителей либо ограниченный выбор между альтернативами, либо полное отсутствие выбора. То есть, чем меньше продавец предлагает товаров, тем скорее покупатель приобретет у него вещь.
Вроде бы истина из разряда очевидных. Действительно, чем больше вариантов, тем сложнее выбор. Мозг то не вычислительная машина, чтобы легко сравнивать предметы по множеству разных критериев. Тем паче, когда в добавок он знает, что, допустим, дорого не значит качественно, а красиво не значит подходит по стилю.
Утверждается, что такой сложный выбор, даже при успешном результате (то есть что-то вы все-таки выбрали) - не влечет за собой ощущения удовлетворения. Потому что вы остаетесь не уверены, все ли учли, правильно ли оценили, не продешевили ли и т.д.
Тоже самое действует и в ситуации жизненного выбора. Наличие, или даже иллюзия доступности многих вариантов - усложняет выбор. И тут главное, научиться останавливаться на переборах, а остановившись - не критиковать себя за выбор, а жить дальше :)
психология,
наука,
потребности,
парадокс