Всё, как говорится, познается в сравнении. Те, кто перемещался между городами Европы, используя ночные поезда, знают насколько это не всегда удобно - особенно, если это второй класс и не досталась нижняя полка. Купе на 4-х или 6 пассажиров. В старых вагонах спинка нижнего ряда превращается в среднюю полку, независимо от количества пассажиров в купе. В 4-х местном купе эта полка свободна или ее займет пассажир, который не в силах залезть по лестнице наверх.
В новых вагонах ситуация несколько иная. Купе так же трансформируется на 4 или 6 пассажиров, но сделать это может только проводник с набором ключей. Сетка безопасности натянута так, что требуется изрядная гибкость, чтобы пролезть по лестнице на верхнюю полку. Снять сетку самостоятельно никак не получится, а проводник, сославшись на инструкции, так же не будет этого делать. В целом, довольно бредовая конструкция, усложняющая жизнь пассажирам.
Постельное белье в европейских ночных поездах представляет собой наволочку, подушку размером в теннисный мяч и одну простынку - на половину ложишься, второй половиной укрываешься. Иногда простынку заменяет нечто похожее на мешок, отдаленно напоминающий спальник туриста. Одеяло сложно описать - что-то пыльное непонятного цвета и чистоты. Полотенце в состав постельного белья не входит.
В некоторых ночных поездах утром могут предложить завтрак (булочка, масло, джем, чай или кофе). Столик в купе довольно маленький…
Ночные поезда, как правило, содержат вагоны, следующие в разные города. На узловых станциях какие-то вагоны отцепляют, и они остаются ждать другой состав, другие прицепляют. Довольно сложная логистика, которая может отражаться на времени прибытия. Как-то раз поезд из Вены прибыл в Варшаву, задержавшись в пути на 3 часа. Ряд пассажиров в результате опоздали на свои рейсы. Проводник поставил каждому на билете отметку об опоздании поезда, чтобы решать вопрос с компенсацией. Но каждый ли турист готов в чужом государстве отстаивать свои права…
Оказавшись в поезде РЖД, который следует по европейским государствам, замечаешь, насколько здесь созданы лучшие условия для пассажиров. Будто дома оказался. Нет надобности объясняться с проводниками на неродном языке. Комплект постельного белья с нормальной подушкой и одеялом. Можно принять душ. И полотенце в комплекте белья имеется…
Пару лет назад бывший глава РЖД Якунин продвигал проект по возрождению ночных поездов во Франции силами РЖД с французскими партнерами. Если бы проект реализовали, то, возможно, удалось бы поднять качество европейских ночных поездов до уровня российских поездов международного сообщения… )