Шитрок

Mar 13, 2012 01:31

По Новосибирску прокатился слух, что в подсобных помещениях клуба Рок-Сити установлен и опробован работающий прототип машины времени. Источник вестей локализовать не удалось, сообщения поступали от совершенно случайных людей из самых разных частей города. Взяв за пуговицу одного из распространителей слухов, мы услышали, как всё было на самом деле. А было так...
Вечером 10 марта, на глазах у изумлённой публики на сцену из недр клуба вышли пять престранно одетых мужчин. Белые рубашки, чёрные жилетки, красные шарфы, полкило значков, бляшка "AC/DC" и раздолбанная гитара в руках у того, кто встал впереди всех. После взгляда на такую картину у половины зала зашевелились некоторые крепко спящие в отдалённом уголке мозга нейроны, разбудив не менее сонные мысли: "Где-то я это всё уже видел...", "Я же когда-то делал себе такой же значок!", "Кажется, мода на такую цветовую гамму пришлась на времена моей бурной молодости..."
Другая половина зала, не мудрствуя лукаво, дружно закричала: "Ор-ги-я! Даёшь Шитрок!"
И "Оргия" дала.

"На просторах небесной страны..."
Не заморачиваясь постепенной раскачкой, музыканты грянули "Нашу Родину", вошедшую в новый мини-альбом в шикарно аранжированном и исполненном виде. Грянули знатно, однозначно дав понять, чем они будут заниматься ближайшие пару часов. Сказали "Шитрок" - будет шитрок. "Наша родина" выступила камертоном, настроившим всех на одну волну, на гребне которой в этот вечер катилась "Оргия Праведников"

"И время встало навсегда, поскольку время стоит"
С первых аккордов "Чжоан-Чжоу" зал приготовился к классической ОПшности, недооценив, однако, целеустремлённость группы. "Сегодня даже Оргия - Шитрок!" - под этим негласным девизом прозвучал первый куплет, сыгранный как пародия "Оргии Праведников" на "Оргию" же. Потом ребята перешли ко второй части слова "шитРОК", и честно отырали остаток песни, окончатлеьно разбудив народ и подготовив почву для дальнейшего.

"Я человек, но я умею летать!"
Композиции из "Шитрока" перемежались оргиевскими обработками других образцов русского рока. Первая из них - "А и Б" Ольги Арефьевой - органично вписалась в общую картину. Калугин оставил голосовые выкрутасы автору песни, и "Оргия" взяла дистанцию аранжировкой и драйвом - получилось отлично, и очень по шитрокерски.

"Я был сияющим ветром, я был полетом стрелы"
"Битву деревьев" Бориса Гребенщикова "Оргия" перепела уже давно, вот только на сцене исполняла не очень часто. Давно проверенный кавер оправдал себя в очередной раз. Дух БГ и стиль ОП соединились в мистическую композицию, которая внесла необходимый элемент безбашенности в общую атмосферу концерта.

"Некому скрываться, нечего скрывать"
Первым же куплетом "Чёрная земля" раскрывает свою суть - посвящение Егору Летову. Дальнейшие аккорды являют мощь - "Оргия" знала, что и как надо спеть, чтобы даже Летов услышал. Композиция получилась своеобразная и разнообразная. Сочетание бешеного темпа с парой блатных аккордов, слов с прямо противоположной эмоциональной окраской, оргиевского и летовского стиля - в этом вся "Чёрная земля".

"Только так, моя радость, вот так, моя радость, вот так!"
Впервые публике представлена полная версия "Королевской свадьбы", также вошедшая в новый альбом.
Задача это, на самом деле, далеко не простая. Сыграть вживую, впятером, плод долгой и кропотливой работы без малого тридцати человек - это само по себе граничит с фантастикой. Прибавив к этому десятиминутную продолжительность песни, получим чистую фантастику. "Праведники" выложились на полную катушку, и воплотили фантастику в реальность. Каждая часть песни имеет свой, характерный оттенок, и, складываясь вместе, эти оттенки создают поистине "Королевскую свадьбу" - в том варианте, в котором её видит "Оргия Праведников". В непривычном, сильном, странном, но интересном.

"Есть гитара, есть струны, есть крепкие пальцы - ну и всё! Подключайся! Наше дело - шитрок!"
Яркой кульминацией и логическим завершением первого отделения концерта стала песня из нового альбома, вынесенная в его заглавие - "Шитрок". Композиция представляет собой своеобразный гимн шитрокера с точки зрения тех, для кого шитрок стал "точкой начала", и кто теперь "вернулся на отчий порог". Дядюшка Оккама оценил бы песню по достоинству - ничего лишнего, никаких иносказаний и заумных метафор. Поётся именно о том, о чём сказано в тексте - о шитроке и его простой, недвусмысленной сути.

Поставив жирную и многообещающую точку, "Оргия" удалилась со сцены, генерировать второй заряд пробуждающей весны. И через пять минут вернулась с новой порцией.

"И воссиял великий свет, и отделился свет от тьмы"
Взяв громкое начало отделения на правило, "Оргия Праведников" оседлала тыгыдымского коня и выдала "The Catcher in the Rye". Намёк на то, что "Оргия" вернулась, был воспринят залом на "ура". Ибо каверы - хорошо, а родная ОП - лучше!

"Кофе, трубка и Армагеддон - неплохое начало для эры Любви без закона!"
Одной и самых противоречивых песен "Оргии Праведников" можно, по праву, назвать "Армагеддон FM". Несоответствие того, о чём поётся, тому, как это поётся, настолько сильно, что осознаётся только с третьего-четвёртого прослушивания. Тем не менее, песня стабильно производит фужер, и любима народом. Общий расколбас зала - прямое тому подтверждение. "Оргия Праведников" - слушай "Оргию"! Здесь "Оргия Праведников"!"

"Вожделеет разум рьяный мир системою сковать"
Ода пофигизму и самоиронии, истинная "Школа мудрости"! Песня спасает любой концерт от чрезмерной серьёзности, а если это не требуется - просто добавляет разнообразия, как и случилось в этот раз. Если что-то способно оставить широкий и кривой след в стройной колее концептуальности концерта - то это именно "Школа мудрости". И это хорошо!

"Так из пламени наших сердец, в чёрном небе полярной зимы, загорается новое Солнце!"
Любимая песня альбома "Для тех, кто видит сны. Vol.1" неизменно радует, вдохновляет и мотивирует. На этот раз в удесятёренном живым концертом размере. Каждая строчка резонирует и отдаётся в разных уголках души, музыка же всё гармонизирует и создаёт общее впечатление чего-то чудесного и не очень земного... Да, так возникают миры!

"В нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен"
Первая мысль: и во второе отделение кавер засунули? Но вторая мысль принесла осознание, на ЧТО это кавер. И понеслось... Не теряющая актуальности песня Цоя (Цой - жив!) в мощной, современной обработке "Оргии Праведников" произвела невообразимый эффект. Видимо, так же чувствовали себя те люди, которые стояли перед Цоем, когда снималась финальная сцена "Ассы". Самое точное слово, которое можно подобрать - "крышеснос". И вернулась крыша нескоро...

"Сильна, как смерть, любовь!"
С квинтэссенцией альбома "Для тех, кто видит сны. Vol.1", песней "Вперёд и вверх", "Оргия Праведников" пошла на взлёт, к кульминации шикарного концерта. Здесь барьер между идеей группы и залом поклонников истончается до минимума - не слышатся отдельные слова, инструменты, ноты... Видимо, это и есть "полтонны пробуждающей весны", в первозданном и ничем не обременённом виде.

Ничто, даже самое прекрасное, не вечно под луной. Вот и "Оргия", под гул апплодисментов, удалилась со сцены, погасли огни... Но народ чувствует подвох - чего-то явственно не хватает. И, не мудрствуя лукаво, начинает читать массовое заклинание: "Ор-ги-я! Ор-ги-я!" Магия зрительской любви срабатывает незамедлительно - все пятеро возвращяются на сцену, и ведут концерт к эпическому и окончательному завершению.

"Но я помню вершину холма, ветку вишни в руке..."
Теперь я окончательно убедился, что угадаю эту мелодию вообще без нот. "Das Boot" достойна называться лучшей песней "Оргии Праведников", ибо поднять такую гамму эмоций первыми несколькими нотами способна только поистине великая вещь. "Это же целая рок-опера!" - сказала моя мама, впервые услышав эту композицию. А если рок-опера длится семь с половиной минут, не теряя ни капли своего эффекта и силы - это настоящее мастерство исполнителей.

"Напоенный светом Солнца, я дремал под сенью лоз"
Песня, без которой мне не представляется концерт "Оргии Праведников" - это "Сицилийский виноград". Светлая, чудесная, вдохновляющая, любимая композиция - без неё просто нельзя обойтись! Слова здесь перебиваются играющим мотивом песни, да и вообще, они излишни. Это надо слушать и слышать!

"И я кричу им - "Вперед!", я кричу им - "За мной!"
Завершающим аккордом (а точнее - несложным и очень знакомым риффом) стал "Последний воин мёртвой земли" - песня, которая отлично подходит как для разогрева, так и для завершения. Отбарабанив основную часть песни, Калугин устроил небольшой интерактив - дал передней линейке зрителей прокричать заглавную фразу в микрофон. И в очередной раз, уже с чувством полностью выполненного долга, Сергей Калугин, Юрий Русланов, Алексей Бурков, Артемий Бондаренко и астральный дух Александра Ветхова, временно вселившийся в незнакомого мне барабанщика (имени которого я, к стыду своему, не запомнил) покинули сцену.

Общее впечатление: шикарно и незабываемо! Слова описывают лишь малую часть от действительно происходившего там. А происходило нечто!

Огромное спасибо всем, кто был на сцене; всем друзьям, бывшим в это время рядом со мной в зрительном зале; всем героическим людям, организовавшим этот концерт. Я клянусь - это было прекрасно!

P.S. Я сознательно не упомянул пару-тройку исполненных каверов. Причина проста - мне просто нечего о них сказать, так как я, по стечению обстоятельств, очень слабо знаком с оригиналами.
Next post
Up