Помпеи, 14-18 июня 2017, все в кучу

Jun 23, 2017 22:09

***На одном конце Помпей чихнешь - с другого «будь здоров» кричат. (объективная реальность)
Я безумно рада, что прожила в Помпеях эти несколько игровых лет. Очень благодарна мастерам за все, что они сделали. За то, как придумано и реализовано. Плотность застройки и ареноцентричность привели к тому, что от игры деться было буквально некуда, она кипела вокруг и не давала скучать. Частенько ее буквально нам приносили. Погода несколько подгадила идее полной открытости локаций, но испортить игру ей не удалось.

***Зяааааать! Вот она - рыба моей мечты! Зяаааааать! (когда у человека целых три тещи)
Семья вышла настолько сплоченной ячейкой общества, что по-отдельности мы редко во что-то влипали. Шли комплектом. Поэтому у нас был один зять на троих и одна же внучка, даром что зятю мы с Ласой чуть ли не ровесницы получились. Причем мозг Кальпу Веттию был вынесен ноль раз (если не считать финансовых взаимозачетов). Ну и что что непутевый, зато чоткий! Внучка наша Танаквиль как ни сопротивлялась, а боги привели-таки ее к предназначению: сначала бабки свалили в паломничество и пришлось гадать, потом случился переизбыток раненых и пришлось подключаться к лечению, бабульки обрадовались и торжественно приняли ее в бизнес. Очень, надо сказать, своевременно.

***Поминали Авла Веттия - порвали три баяна. (хроника событий)
Этрусская этническая группировка (а как еще назвать это чоткое братство?) до сих пор вызывает у меня острое желание «ящик водки и всех обратно». «Зашквар», «ответить за базар», «не по понятиям» - слышала бы меня моя мама!.. Но мы отлично друг друга поняли. Я чувствовала себя частью чего-то большого и правильного. Нобильская семья была своей в доску, патрон - вообще большая общая любовь всей аптеки, хотелось отдать все доходы только чтобы ему было приятно. Я не знаю, что отмечалось с бОльшим размахом - этрусские поминки или этрусская свадьба. Для посторонних зрителей наверно и не отличишь на первый взгляд, что там что там оргия. Больше этрусков богу этрусков!

***Хтонические твари и прочие женщины… ( (с) глашатай)
Сестры мои по женскому собранию, мы были невероятно слаженны, эффективны и красивы. Никакого же базара ни разу! Сам пласт игры в женское собрание, Венеру Помпейскую и подготовку мистерий зашел мне на 100% - как в роли участника, так и в роли простого зрителя. Мы были очень разные, но умели договариваться. Гречанки, римлянки, этруски - мы были женщинами, и это оказалось важнее.

***Сначала намечались торжества, потом - аресты, потом решили совместить (обычный день на Арене)
Жители города, соотечественники, греки и римляне, фракийцы и нумидийцы, граждане и рабы, вы все дохрена настоящие! Это был такой восторг - видеть наши различия и находить точки соприкосновения! Судить и оценивать со своей колокольни, играть в недостижимость взаимопонимания и непримиримость точек зрения, а то и в откровенную вражду - все то, чего в реальной жизни обычно избегаешь. Читаю отчеты - мама дорогая, сколько вокруг было историй, скрытых от глаз! Сколько подоплеки у всего, что было на виду! И сколько в них оказалось ролевой магии, совпадений нарочно-не-придумаешь, страсти, боли и любви! Этот котел народов наварил таких щщей, что расхлебывать можно было еще не один игровой день.

***Ю-ВЕН-ТАААС!!! (междометье, означающее у этрусков крайнюю степень воодушевления)
Гладиаторы. Любимые. Всех трех лудусов. Аве вам просто всем скопом и каждому в отдельности! Вы были центром игры, ее острием и квинтэссенцией. Я считаю совершенно гениальным решением поместить боевку в такую точку, где ее совершенно логично будет много, зрелищно и у всех на виду. Это было невероятно красиво и эмоционально. Я, кажется, впервые в жизни прочувствовала, что значит по-настоящему "топить за своих". И финал - прекрасный насмерть.

***Кажется, мы сейчас сделаем катарсис (произносится с удивлением и потрясенными переглядываниями)
Театр-в-театре. Прием, от которого у меня раз за разом перехватывает дыхание. Огромным удовольствием было продумывать сюжеты вечернего шоу, чувствовать, как складывается что-то очень правильное, удачные решения часто приходили сами, мы на удивление мало спорили и очень бережно относились к чужим идеям. Два совершенно разных удовольствия: участвовать в постановке (о, как я была горда играть Пенелопу!..) и смотреть ее с трибун, специально не заглядывая перед этим на репетиции. Я один раз за игру чуть не разревелась - когда в последней мистерии "погиб" римский побратим. Хотя перед этим мы сами же и придумали этот сюжетный поворот и радовались, как драматично у нас получается. Была в мистериях "искра божьего гнева".
Комедия Деменция вызвала двойственные чувства: с одной стороны - ну зашквар же, лицедейство удел рабов и позорная профессия для гражданина, но с другой - ооо, как оно было на злобу дня!..
После игры рассказали, что посмертие было реализовано тоже в театрализованной форме, и по-моему это очень правильно для Помпей. Именно тот рефрен, который идеально подходит для этой истории.

***За базар ответишь? (вопрос, который задает себе каждый этруск)
Лидия жила в постоянном страхе. Век ее народа истекал, и истекал раньше срока. Каждый помилованный гладиатор, каждое игнорируемое пророчество и каждое решение, не соотнесенное с волей богов, приближали конец. Она буквально чувствовала, как просачивается, убегает сквозь пальцы время. Каждый год мог стать для Помпей последним.
Кроме того, им с сестрами некому было передать свое искусство. Лидия молила богов о детях. Мальчики были обещаны в услужение либитинарию, девочкам предназначалось стать гаруспиками. Боги были милостивы, и Лидия готовилась дать начало новой жизни, но - слишком несдержанный муж, слишком громкая ссора, перешедшая в рукоприкладство - и нерожденный ребенок погиб. Мальчик.
Лидия за руку привела мужа в Яму, увидела его гибель и унаследовала его Знак.
Приходя в Яму, каждый ее Хранитель знает: если сегодня боги укажут на него - он станет гладиатором Ямы и почти наверняка сойдет в царство Аиты. Кто-то этого боится. Кто-то жаждет и сам делает шаг вперед, когда приходит время. Лидия просто ждала. Жизнь не утратила для нее вкуса, но с этой поры все события разделились для Лидии на те, что утоляют жажду богов, и на прочие. Вторые случались только для того, чтобы явить волю богов тому, кто сумеет ее прочесть.
Лидия умела. Она ловко раскрывала еще горячую печень и читала ее словно книгу. Училась слышать подсказки в отдаленных громах. Угадывала знаки в полете птиц. Но только до тех пор, пока вопросы не касались ее самой. Своей судьбы она не видела. Зато судьба города была каждый раз как на ладони, и картина эта вызывала только отчаяние: порой большее, порой меньшее, но хорошие знаки не встречались совсем.
***
В тот год, когда фракийские рабы подняли восстание и покинули Помпеи, приезжий римлянин Гай Серторий показал себя большим этруском, чем иные местные, был смертельно ранен, защищая город, и понес на лице печать обреченного. Ночью римлянин должен был предстать перед судом богов и стать гладиатором Ямы, и Хранители решили: он должен жить, если богам будет угодно услышать их молитвы.
И снова Лидия раскрывала горячую печень жертвенного барана, спрашивала о судьбе Помпей, и не смогла на этот раз истолковать ни одного знака.
А потом, когда боги снизошли до своих служителей, чтобы сквозь прорези масок смотреть их глазами на смертельный бой на пороге царства Аиты, гладиатор Электра - принявшая яд, добытый для нее Лидией - протянула руку и вывела Лидию из круга зрителей.
Так Лидия оказалась в Яме с оружием в руках лицом к лицу с римлянином, которого обещала спасать.
Исход боя решают боги. Но сейчас боги смотрели на Лидию глазами ее сородичей и друзей. А перед ней стоял римлянин, чужак. Ничего не было предопределено в эту минуту, не было никакой воли богов, была только ее собственная воля. Лидия явила эту волю единственным возможным способом - опустив оружие. Страшно не было. Было радостно от того, что путь ее стал прям и ясен. Падая на руки победителя, Лидия улыбалась.
С порога она не обернулась на тех, кто возвращался в мир живых. Но знала, что смерть только потому имеет смысл, что служит продолжению жизни.

Пока не испила вод забвения, спешу принести поименные благодарности:
Поль, Фидель, Кайт Ши, Эйлин, Бонни, Тёма, Тарас, Ваня - вы сами знаете за что. Никаких слов не хватает.
Сестры мои Тасита и Ласа - за все вообще. Без вас бы ничего не случилось. Мы неописуемые молодцы.
Танаквиль - за то, что у нас был прекрасный цветок, который мы оберегали (хотя прекрасно понимали, что кто еще кого убережет, если что)
Кальп Веттий - за чоткость и искренность
Электра - за доброе соседство и за то, что твою руку направляли боги. И за первый наш и последний танец на краю.
Гай Серторий - за то, что ты был, и стоил смерти
Авл Веттий - за яркость жизни и смерти, и то и другое сплачивало этрусков
Сения - за деловитость и конфликтность
Артар Цереллий - за чувство защищенности в мире свободной коммерции, за поддержку словом и делом, за лучшего на свете патрона
Вея Ванка - за теплоту и легкость
Нумерия Цереллия - за дружбу и гостеприимство, "свойскость" и простоту.
Гай Цереллий - за демократичность и неоднозначность
Прекраснейшая этрусская бабулька Нумерии - за вынос мозга половине Помпей и за яркость образа
Луция Тарквиния - за то, какими настоящими были этрусские боги. За ежедневный подвиг во имя жизни и смерти.
Гней Капис - за эталон этрусского мужчины, с которым приятно иметь дело
Гуннар Капис - за не менее эталонный эталон этруска, за кураж и харизматичность
Елена - за самую этрусскую из всех римлянок
Вита - за жизнелюбие и искренность
Иола - за доброту
Тиберий Вит - за то, что ТАК жог. А еще больше - за то, как жог ИНАЧЕ.
Пий Дидий - за бодрые крики водоноса по утрам и за неожиданную для римлянина правильность
Аэлла - за силу и стойкость, и за единственно возможную Венеру Помпейскую в этот тяжелый год
Таис, Стратон и Танамар - за легенду
Телета, Алкиона, Кадмос, Мелания - за то, что с вами рядом было хорошо
Деметрий, Велия и Аспазия - за нелегкий ваш труд и колорит, без которого Помпей бы не было
Ниомэ - за то, что скрестила со мной оружие
Исул - за сказки и сны
Тит - за то, что был истинным Марисом, за сорванные голоса и отбитые ладони
Секст - за жизнь и смерть, за несколько минут, проведенные с Одиссеем. В тебе чувствовался нобиль.
Гамилькар, Юсул, Спарадок, все гладиаторы, которым я уделяла меньше внимания, чем они того достойны - за то, как билось сердце Арены
Сертория - за... не знаю... незабываемость?
Марк Серторий и Каллипсен - за живые до дрожи образы и отрицательную харизму, которая многого вам стоила
Этруски, греки и римляне, фракийцы и нумидийцы - спасибо вам за игру!

игры, имею сказать

Previous post
Up