Оригинал взят у
rais в
Камбоджийский рок-н-роллМеньше недели, как я узнал про камбоджийский рок-н-ролл, но он вставляет меня по полной!
Невероятно жизнеутверждающий драйвовый перепев лучших образцов американского рокабилли, серфа и твиста 60-х годов с национальной кхмерской спецификой.
Трагедия заключается в том, что группы и музыканты перестали существовать почти в одно мгновенье.
Когда к власти в результате крестьянской революции пришли красные кхмеры Пол Пота и Иенг Сари, в апреле 1975 года, почти весь 2,5 миллионый Пномпень за 72 часа был выселен в удаленные сельские районы.По дороге в жаре и неразберихи погибли и были растрелянны сотни тысяч людей.Всего за годы правления Пол Пота было погибло более 3 млн людей, в первую очередь, городская интеллегенция. Разумеется, музыканты были уничтожены в первую очередь.
Однако, кое-что из образцов той великолепнейшей музыки удалось спасти и издать.
Click to view
Послушать
в контакте Оригинал взят у
alpauk в
Камбоджийский рок-н-роллvia
CD_COVER Various Artists - Cambodian Rocks (p) 2000 (1965-1970)
История прекрасная и трагическая...
Исполнитель: Various Artists
Название альбома: Cambodian Rocks
Год выпуска: 2000 (1965-1970)
Лейбл: Parallel World
Жанр: Cambo-Beat, Garage Rock, Folk-Rock, Ethnic Rock, Psychedelic
Качество: 320 kbps + FLAC
Размер: 162.58 МБ + 537.14 МБ
Длительность: 1:09:33
Ссылка [320 kbps]:
ЯндексСсылка [FLAC]:
Яндекс Сборник камбоджийского рока под названием «Cambodian Rocks» охватывает исторический период с 1965 по 1970 год и был первоначально выпущен лейблом «Parallel World» на виниле в 1996 году, а затем переиздан на CD с дополнительными трэками в 2000-м. На обоих этих изданиях не были указаны ни имена исполнителей, ни названия композиций, ни дата записи, поскольку в то время об этом не было абсолютно ничего известно. Кропотливыми совместными усилиями энтузиастов-любителей кхмерского рок-н-ролла информация о музыкантах была по крупицам воссоздана из небытия и стала достоянием общественности несколько позже.
Камбоджийским музыкантам, чье творчество увековечено на этой компиляции, удалось во второй половине 60-х создать свою самобытную рок-музыку, представлявшую собой удивительно трогательный и искренний сплав гаражного бита, поп-психоделии и рок-н-ролла западного образца с традиционной кхмерской музыкой и культурой.
«Cambodian Rocks» - это собрание чудом сохранившихся уникальных звуковых документов безмятежной довоенной эпохи Камбоджи. В 1975 году с приходом к власти режима «красных кхмеров» рок-музыка в Камбодже оказалась под запретом, а многие музыканты, которых можно услышать на этом диске пропали без вести в кровавой коммунистической мясорубке Пол Пота и Йенг Сари. Или были арестованы и отправлены в трудовые лагеря, в которых мало кому удавалось выжить.
Началась эта удивительная история в середине 90-х, когда бывший басист панк-группы «The Screamin' Mee-Mees» из Сент-Луиса по имени Пол Вилер (Paul Wheeler), в течение нескольких лет, живший в Японии, решил перед своим возвращением на родину попутешествовать со своим приятелем по Юго-Восточную Азии и поближе познакомится с реальной жизнью этого экзотического региона. Конечной точкой маршрута была выбрана Камбоджа. Это была очень бедной страной с множеством нерешенных проблем, но, по словам самого Вилера в ней очень остро ощущалось дыхание нетронутой красоты и люди выглядели абсолютно беззаботными, очень оптимистично настроенными и бесконечно счастливыми.
Пол Вилер и его приятель решили осмотреть развалины заброшенного храма в Ангкоре и отправились туда на случайно подвернувшемся грузовике. Во время этой долгой поездки водитель беспрестанно крутил единственную имевшуюся у него кассету с песнями на кхмерском языке. «Я никогда не слышал ничего подобного», - признавался позже Пол, вспоминая о той знаменательной поездке: «Музыка, записанная на пленке, была камбоджийским отражением американской сцены конца 60-х, начала 70-х. Там можно было услышать и эсид, и поп, и соул, и психоделию, и все это звучало невероятно свежо и искренне. Это не было заокеанским импортом передовых мелодий в культуру слаборазвитой страны. Эту музыку нельзя было назвать бледной и вялой вторичной копией. Это был энергичный, творчески переосмысленный и видоизмененный психоделический рок-н-ролл от первоклассных артистов. И он вставлял по-полной!»
Куски бита, элементы сёрфа, неудержимый ритм-энд-блюз, женское групповое пение, гаражная и пост-гаражная психоделия, кубинские бонги и прото-панковский вокальный водоворот - и все это, зачастую в одной и той же песне. В популярной кхмерской музыке существует давняя традиция, когда певцы словно бы дразнят аудиторию во время исполнения и эта игривость со всей очевидностью проявляется и в камбоджийском роке. Во многих песнях отчетливо слышится наигранная вокальная ирония, столь характерная для современных японских музыкальных групп. Может даже сложиться впечатление, что музыканты в известной степени пародируют западные музыкальные модели, сознательно разрушая их звуковую структуру с точки зрения привычного музыкального смысла. Но их исполнение так безупречно и выверено, что они скорее благоговеют перед первоисточниками, скорее творчески развивают их, чем ёрничают и подсмеиваются над ними. Несмотря на виртуозное дурачество с Западным роком, местные народные стили в камбоджийской музыке в большей степени сращиваются с тайско-лаоским стилем «mor-lam», ритмические акценты и гармоническая структура которого аккуратно поглощает роковые 4/4 бьющиеся в прогрессии блюзовых аккордов. Подобная музыка будет доминировать на тайском радио в восьмидесятых.
Камбоджийский рок-н-ролл времен правления принца Сианука был настолько силен, что его вполне можно считать самостоятельным направлением гаражного рока 60-70-ых, причем не уступающим классическому американскому. Нужно обязательно также упомянуть и вокальное мастерство ведущих исполнителей того времени. Многие из них были простыми уличными артистами и не имели даже начального образования в традиционных музыкальных заведениях. Они выступали на улицах за жалкие гроши, и для них это была суровая «школа выживания». Голодные и амбициозные они сражались друг с другом, в жесточайшей конкурентной борьбе за место на столичной сцене и поэтому на вершину пробивались только профессионалы с огромным опытом выступлений и студийной работы..
Пораженный услышанным, Пол Вилер не смог удержаться от соблазна переписать кассету у водителя, а чуть позже нашел груды подобных лент в придорожном рынке. Он не смог узнать ни имена исполнителей, ни названия песен, но ко времени приезда в Пном Пень уже достаточно хорошо в них ориентировался. Камбоджийские друзья Пола рассказали ему, что подобная музыка называлась у них раньше «circle dance music». Вернувшись в Штаты, он выпустил при поддержке нью-йоркских коллекционеров Пола Мейджера (Paul Major) и Майка Эшермэна (Mike Ascherman), на принадлежащей им маленькой фирме «Parallel World» некоторые из своих уникальных камбоджийских артефактов на виниловой компиляции под названием «Cambodian Rocks». И лед тронулся… Миру был открыт доступ к феноменальному каталогу утерянных и обретенных вновь архивных страниц камбоджийского музыкального наследия. Это исторический культурный документ, который сохранил творчество по-настоящему одаренных рок-артистов, сформировавших уникальный стиль музыки едва не погибший безвозвратно в страшной и бессмысленной трагедии.
Tracks:
- 01. Yol Aularong - Jeas Cyclo (Ride A Cyclo)
- 02. Ros Sereysothea - Chnam Oun Dop Pram Muy (I'm 16)
- 03. Ros Sereysothea - Tngai Neas Kyom Yam Sra (Today I Drink Wine)
- 04. Somnang + Tuk - Sou Slarp Kroam Kombut Srey (Rather Die Under The Woman's Sword)
- 05. Sin Sissamouth - Srolanh Srey Touch (I Love Petite Girl)
- 06. Pan Ron - Rom Jongvak Twist (Dance Twist)
- 07. Pan Ron - Knyom Mun Sok Jet Te (I'm Unsatisfied)
- 08. Liev Tuk - Cambodian Rocks - Rom Sue Sue (Dance Soul Soul)
- 09. Ros Sereysothea - Jam 5 Kai Thiet (Wait 5 More Months)
- 10. Ros Sereysothea - Jah Bong Ju Aim (Old Sour & Sweet)
- 11. Samouth + Sothea + Pen Ron + Dara Jamchan - Maok Pi Naok (Where Are You From?)
- 12. Sin Sissamouth - Phneit Oun Mean Evey (What Are Your Eyes Made Of?)
- 13. Yol Aularong - Yuvajon Kouge Jet (Broken Heart Man)
- 14. Meas Samon - Jol Dondeung Kone Key (Going to Get Engage)
- 15. Ros Sereysothea - Kerh Songsa Kyoum Thay (Have You Seen My Boyfriend?)
- 16. Ros Sereysothea - Chnang Jas Bai Chgn-ainj (Old Pot, Tasty Rice)
- 17. Ros Sereysothea + Dara Jam Chan - Kone Oksok Nas Pa (We're Very Bored Dad!)
- 18. Ros Sereysothea - Kom Kung Twer Evey (Don't Be Mad)
- 19. Ros Sereysothea - Penh Jet Thai Bong Mouy (I Like Only You)
- 20. In Yeng + Pen Ron - Sralanh Srey Chnas (I Love Mean Girls)
- 21. Sin Sissamouth + Meas Samon - Komlos Teng Bey (Three Gentlemen)
- 22. Ros Sereysothea - Retrey Yung Joup Knea (The Night We Met)
Информация о некоторых исполнителях с этого диска:
Sinn_Sisamouth (1935-1975):
Ros_Sereysothea (1948-1977):
Pan Ron:
upd Нашел подробную статью Александра Яковенко
(ссылка) Реинкарнация камбоджийского рока
С самого начала, хочу попросить прощения за использование в названии статьи слова с таким сенсационным для нашего времени значением. Тем не менее, слово "реинкарнация" по нашему мнению точнейшим образом отражает судьбу рок-музыки из Камбоджи.
На начало 60-ых гг. ХХ века в этой стране уже сложилась местная поп-культура. На сцене Камбоджи доминировали исполнители с репертуаром из народных и популярных песен на кхмерском языке. Рок-музыка, как модное течение, занесённое на полуостров Индостан, появилась в середине 60-ых, и для её развития в Кабодже были все предпосылки: авторы, исполнители, оркестры, радиостанции, рекламные кампании, и даже в некоторой степени менеджмент. Рок в этой стране попал на очень плодотворную почву. Под влиянием западных Rithm & Blues, Rock N 'Roll и латиноамериканской музыки, которую камбоджийцы слышали на американском радио вооруженных сил США во время войны во Вьетнаме, и был создан уникальный новый звук, в столице страны - Пномпене в 60-х и первой половине 70-х. Эта новая музыка дополнялась инструментами из кхмерской традиции и совмещалась с западнымими стилями. Чтобы её описать, придётся представить себе некий музыкальный гибрид из сильного, иногда режущего слух, голоса вокалиста, в сопровождении тяжёлой гитары , едкими и назойливыми клавишами электронного органа и громко звучащими барабанами. В результате всё гремело интенсивно, весело, и иногда навязчиво.
Характерной чертой этого нового явления было особое, часто противоречащие соотношение между текстом песни и её музыкой. Пропитанная болью лирика обречённой на страдания судьбы сопровождалась яркой, интенсивной и весёлой мелодией. Можно сказать, что такое необычное для своего времени соединение, порождало особое отчаяние у слушателей. Куски бита, элементы сёрфа, неудержимый ритм-энд-блюз, женское групповое пение, гаражная и пост-гаражная психоделия, кубинские бонги и прото-панковский вокальный водоворот - и все это зачастую в одной и той же песне. В популярной кхмерской музыке существовала давняя традиция, когда певцы, словно бы дразня аудиторию, во время исполнения напевают фрагменты известных произведений, что и проявилось во всей красе в камбоджийской роке. Может даже сложиться впечатление, что музыканты в известной степени пародировали западные музыкальные модели, сознательно разрушая их звуковую структуру с точки зрения привычного музыкального смысла. Но при этом их исполнение было настолько безупречным и выверенным, что скорее речь шла о каком-то новом жанре, чем о пародировании. При этом народные стили в камбоджийской музыке в большей степени сращиваются с тайско-лаоским стилем mor-lam, ритмические акценты и гармоническая структура которого аккуратно вписывались в роковые 4/4.
Практически все песни без исключения исполнялись на местных диалектах, которых в Камбодже великое множество, но не на английском. Камбоджийский рок был полностью ориентирован на местного слушателя. Здесь следует сказать об особенностях кхмерского языка. В его алфавите присутствует 60 букв, из которых 29 являются гласными! Часть этих гласных является простыми, а часть - дифтонгами. Некоторые гласные отличаются друг от друга только одной долготой или краткостью звучания. Таким образом, долгота и краткость гласных в кхмерском языке играет смыслоразличительную роль. Все слова состоят из одного либо двух слогов. Более длинные слова заимствованы из других языков. Таким образом, для европейского слушателя , пение на этом языке выглядит очень необычным и экзотичным.
Время сохранило имена некоторых наиболее заметных и талантливых исполнителей: Sinn Sisamouth, Ros Sereysothea, Pan Ron, So Savoeun, Yol Aularong, Chhoun Vanna, Sieng Vanthy, Pov Vannary, Thraka Band, Houy Meas, Mao Sarath, Somnang , Liev Tuk, Dara Jamchan, In Yeng, Meas Samon, Son Thoeung, Prum Manh.
Sinn Sisamouth, без сомнения, самый известный и любимый камбоджийский певец всех времен. Спустя годы его прозвали "Императором кхмерской музыки". Он оказал большее влияние на кхмерскую рок-музыку, чем любой другой певец в истории своей родины. Его родители были очень опечалены, когда он выбрал путь на сцену - ведь они надеялись, что их ребёнок пойдёт по стопам отца и станет медиком. К тому были все предпосылки. Но в определённый момент, Sinn Sisamouth начал совмещать учёбу в медицинской школе с уроками пения, а потом и с выступлениями на эстраде. Он не ограничивался какими-то стилистическими рамками и традиционные камбоджийские стили совмещал с поп- и рок-музыкой. Кроме популярных песен, к 1970 году были сделаны записи древних камбоджийских произведений "Sak Krova", "Mahori", "Ayai", "Chapei", "Yekea", и "Basak". Позже, он начал писать для кино. Собственное творчество он разбавлял сотрудничеством с другими авторами, среди которых есть возможность назвать: Pov Sipho, Svay Som Eur, Ma Laopi, Mae Bunn, Has Salorn. Между 1970 и 1975 годами эксклюзивным автором для него стал Voy Ho. В 1973 году Sinn Sisamouth опубликовал книгу-сборник "A Collection of Sentimental Songs" , которая включала около 500 произведений из его репертуара. В эти же годы был выпущен альбом для месной компании Chann Chaya and Heng Heng. Пел он каждый день. Никто не может указать точное количество произведений , написанных и записанных этим исполнителем. Некоторые специалисты утверждают, что на начало 1975 года у Sinn Sisamouth было записано около 1000 различных песен. По словам его сына Chaya, "он записал столько песен, сколько дней был знаменит". Хотя объем музыки, который создал Sisamouth, поражает, все же он не брался за исполнение не нравившихся ему песен и не хотел сотрудничать с какими попало музыкантами. Он пел только произведения избранных авторов и записывался только с теми группами , которые придавали ему уверенности в себе. Несмотря на популярность национального масштаба, постоянные концерты и выступления по местному радио, его доходы были скромными...
Следует сказать, что Sinn Sisamouth, по большому счёту, начинал, как и множество исполнителей в этой стране - простым уличным артистом. Он, как и другие, в начале своей карьеры выступал на улицах за гроши, и прошёл суровую школу выживания. Среди таких иполнителей была жесточайшая конкуренция за место на столичной сцене, на вершину которой пробивались только профессионалы с огромным опытом выступлений и студийной работы.
Пан Рон (Pan Ron) была известной камбоджийской певецей и автором песен, периода 60-70гг. Она имела некоторый успех в 1963 году благодаря её ее хиту "Pka Kabass", но по-настоящему её карьера пошла вверх только после того, как она начала сотрудничество с Sinn Sisamouth в 1966 году. В её списке находится множество хитов, среди важнейших следует выделить "Kanha 80 Kilometer" и "Komlos Jreus Jap." Pan Ron принято считать второй леди камбоджийской рок-сцены и одной из самых универсальных исполнительниц, ведь её творчество охватывало такие стили как traditional, rock, twist, ch cha cha, agogo, mambo, madizon и jazz. Но при всем этом, о её личной жизни известно крайне мало, да и то, большинство сведений извлечено из тех песен, автором которых была она сама, что, согласитесь, является не очень надёжным источником. Некоторые сведения можно почерпнуть из фильма "Sleepwalking Through the Mekong" , в котором её младшая сестра Pan Rom уточнила одну важную деталь. По её сведениям, Pan Ron оставалась жива до начала 1978 года...
Самой знаменитой и талантливой певицей камбоджийской сцены, без сомнения является Ros Sereysothea. Известно о ней, к сожалению не так много. Во-первых Ros Sereysothea - это псевдоним . Родилась она в крестьянской семье в 1948 году, музыка и пение были семейным делом, и поначалу, её выступления проходили совместно с выступлениями её родного брата. У неё был сильный голос, с уникальным тембром, не характерным для небольшой женщины высотой в пять футов. В своих выступлениях она часто могла обходиться без микрофона. Выиграв провинциальный конкурс в 1963 году, она была приглашена в группу Lomhea Yothea. Петь в столицу её пригласила знаменитая певица Im Song Seurm в 1967. В определённый момент, выступления Ros Sereysothea в столице и на национальном радио стали пользоваться большим вниманием публики, что послужило росту её популярности. Множество раз её голос звучал в камбоджийских фильмах. Более того, ей удалось сняться в нескольких из них, в роли камео. На рубеже 60-70 принц Камбоджи Norodom Sihanouk дал ей прозвище "Preah Rheich Teany Somlang Meas" ("Золотой голос королевской столицы"). В это время Пномпень захлестнула волна психоделии и гаражного рока, настоящей королевой которой и стала Ros Sereysothea.
Но при этом она никогда не была довольна своей личной жизнью. Дело в том, что, будучи певицей, она не получила достаточного уважения от тех людей, с которыми у неё были отношения. Пение для женщины тогда считалось недостойной профессией. "Продажа голоса", по мнению кхмеров, портит женщину, делая ее частью общественного блага, и, тем самым ухудшая её репутацию. Но при этом, красивая женщина с прекрасным голосом всегда была привлекательна для мужчин... Что позже обернулось трагедией.
Камбоджийский рок закончился 17 апреля 1975 года, когда красные кхмеры вошли в Пномпень.
Среди современников ведутся дискуссии о том, кто больше виноват в сложившемся положении.
Советские источники обвиняют в основном маоистский Китай. Точно так же, как дальневосточная территория Советского Союза со стороны Китая была подвержена картографической агрессии, Камбоджа тоже входила в разработки китайских политиков. Маоистский Китай доставлял красным кхмерам не только оружие, но и подкреплял их военные действия регулярными частями своей армии в количестве 80 тысяч человек. В Китае видели Камбоджу поставщиком риса . Также, в противостоянии с Советским Союзом и Вьетнамом, Камбоджа рассматривалась потенциальным союзником, а позже и частью китайской территории.
Западные источники указывают на то, что США своими бомбёжками восточных камбоджийских провинций готовили победу красных кхмеров в 1975 году.
Пол Пот (настоящее имя Салот Сар. Псевдоним "Пол Пот" является сокращением от французского "politique potentielle" - "политика возможного") - лидер красных кхмеров. В юности он успел побывать прислужником в буддистском монастыре, получить образование в католической начальной школе, продолжил обучение во Франции, где посещал марксистский кружок, позже вступил в Коммунистическую партию Франции, затем - в ряды Народно-революционной партии Камбоджи. С 1963 года он становится Генеральным секретарём Коммунистической партии Кампучии , а с 1967 года возглавляет партизанскую войну красных кхмеров против короля Камбоджи - Нородома Сианука. Пол Пота считают сталинистом и маоистом.
Сами красные кхмеры мало говорили о коммунизме. Чаще всего они называли своё новое государство, партию и закон в нём словом "Ангка". Этим они пытались заявить свои претензии на звание последователей древнего камбоджийского царства в Ангкоре.
За то время, пока красные кхмеры были у власти в Камбодже (17 апреля 1975 - 7 января 1978) , они успели истребить, по разным оценкам, от 500 тыс. до 3 млн.100 тыс. человек. Почти все жители городов насильственно переселялись в сёла, в так называемые трудовые лагеря, где они под надзором военных , за миску рисового отвара (900 граммов риса в день на 40 человек) должны были тяжело трудиться в полях (по советским источникам - 12-14 часов в сутки, а по некоторым другим- и все 18-20 часов, без выходных). Переиодически, среди поселенцев этих лагерей , власти проводили так называемые чистки, при которых обессиленых от труда, голода и недосыпания людей забивали мотыгами. В условиях Камбоджи создавалась специфическая форма "казарменного коммунизма" и "аграрного социализма". Уничтожались национальные меньшинства и религиозные организации. По образцу Освенцима устраивались концентрационные лагеря, в которых над людьми подолгу издевались и тщательно документировали свои зверства, вплоть до фотографирования результатов пыток. В этот период в Камбодже зверскими методами уничтожалась не только вся интеллигенция, но и даже те, кто просто носил очки.
Были "отменены" (полностью уничтожены) системы медицины, образования, науки и культуры. Больницы, школы, вузы, библиотеки, все другие учреждения культуры и науки были закрыты. Были запрещены деньги, иностранные языки. Книги сжигались. Страна за четыре года вернулась в каменный век.
"Общество, олицетворяемое кампучийским народом, должно быть здоровым и крепким. Эталон - человек не обременённый культурой, образованием, семьёй, лишённый каких-либо привязанностей и сентиментальности" - цитата из Пол Потовских брошюр.
Певец Sinn Sisamouth, погиб, будучи замученным в одном из таких лагерей. Ros Sereysothea, неузнанная никем, прожила в трудовом лагере до 1977 года. Ей вменялось в обязанности рытьё арыков вместе со всеми поселенцами. Позже, когда она была опознана, она множество раз пела для людей в трудовых лагерях, утоляя боль песней. Власти Ангки занимались, кроме всего прочего, гражданским правом и решали в принудительном порядке вопросы брака. Ros Sereysothea выдали замуж за одого из сообщников Пол Пота. Из-за постоянных ссор она попала под подозрение властей, которые решили, что ни она, ни её семья не нужны для Ангки. Приблизительно в начале 1978 года, Ros Sereysothea погибла при невыясненных обстоятельствах. С песней она не расставалась вплоть до последних своих дней.
В этой мясорубке редчайшим случаем, можно считать спасение певицы So Savoeun. В тот день, когда красные кхмеры вошли в Пномпень, она с мужем успела эмигрировать сначала в Таиланд, а затем во Францию. Сейчас эта женщина живёт недалеко от Парижа и до сих пор занимается музыкой. So Savoeun можно считать последней представительницей того поколения камбоджийских музыкантов.
Политический режим Ангка был почти полностью изолирован от внешнего мира. Полноценные дипломатические контакты поддерживались только с Китаем, Албанией и Северной Кореей, частичные - с Румынией (Чеушеску) и Францией.
Почему же ООН не вмешалось в происходящее? Почему мировое сообщество так долго терпело геноцид? Дело в том, целый ряд стран не хотели портить отношений с КНР... К тому же, США скрывали от мировой общественности свои бомбёжки 1975 года, а СССР официально осудил режим Пол Пота только пост-фактум в 1979 году.
Конец геноциду положила Вьетнамская народная армия, которая после двухлетней пограничной войны, совместно с камбоджийскими силами сопротивления, развернула наступление на Пномпень и выбила красных кхмеров на границу с Таиландом. Но сами красные кхмеры существуют до наших дней...
Сквозь геноцид времен правления Пол Пота, образцы камбоджийской рок-музыки дошли до наших дней только в редких пиратские кассетах, мегараритетных винилах и фрагментах местных фильмов. Тот факт, что многие камбоджийцы сохраняли копии этих классических песен, несмотря на риск для собственной жизни, является высшей данью любви для великих музыкантов той эпохи.
Хоть сам камбоджийский рок, как культурное явление закончился в 1975-ом, но его история имела продолжение. Такое случается как с астрономическими объектами, когда свет от звёзд можно наблюдать многие годы после исчезновения звезды, так и с культурными явлениями на Земле. Произошло именно то, о чём говорится в названии нашей статьи. Естественно, по законам реинкарнации, камбоджийский рок воплотился уже в другом месте и в иных людях.
В середине 90-ых басист Пол Вилер (Paul Wheeler) из американской панк-группы "The Screamin' Mee-Mees" путешествовал по Камбодже в качестве туриста. По пути в храм Ангкора, в машине, он слушал кассетную запись на кхмерском языке, которую то и дело ставил водитель. Далее, следует прямая речь Пола Вилера: "Я никогда не слышал ничего подобного. Музыка, записанная на пленке, была камбоджийским отражением американской сцены конца 60-х, начала 70-х. Там можно было услышать и эсид, и поп, и соул, и психоделию, и все это звучало невероятно свежо и искренне. Это не было заокеанским импортом передовых мелодий в культуру слаборазвитой страны. Эту музыку нельзя было назвать бледной и вялой вторичной копией. Это был энергичный, творчески переосмысленный и видоизмененный психоделический рок-н-ролл от первоклассных артистов. И он вставлял по-полной!"
Пол Вилер переписал кассету у водителя, а чуть позже нашел груды подобных лент у продавцов придорожных рынков. Вернувшись в Штаты, он выпустил при поддержке нью-йоркских коллекционеров Пола Мейджера (Paul Major) и Майка Эшермэна (Mike Ascherman), на принадлежащей им маленькой фирме "Parallel World" некоторые из своих уникальных камбоджийских артефактов на виниловой компиляции под названием "Cambodian Rocks". Немного позже, этот материал был переиздан и на CD. Миру был открыт доступ к феноменальному каталогу утерянных и обретенных вновь архивных страниц камбоджийского музыкального наследия. Это исторический культурный документ, который сохранил творчество по-настоящему одаренных рок-артистов, сформировавших уникальный стиль музыки, едва не погибшей безвозвратно в страшной и бессмысленной трагедии.
Также, в 2001 году , вдохновлённые поездкой в Камбоджу жители Лос Анжелеса Итан и Зак Хольцман (Ethan & Zac Holtzman), решили создать рок-группу, которая бы исполняла все те песни, что они услышали в путешествии. Для этого им пришлось искать вокалистку которая владела бы или могла бы петь на кхмерском языке. Как вы помните, это дело не из лёгких. Братья нашли девушку по имени Чом Нимол (Chhom NIMOL) в ночном клубе "Little Pnom Phen" на Лонг Бич, которая у себя на родине была исполнительницей караоке, а незадолго до 2001 года эмигрировала в США. Кроме вокалистки Chhom NIMOL, роли в группе распределились следующим образом : вокалист-гитарист Zac Holtzman, Ethan Holtzman играл на электронном органе, бассистом стал Шенон Вильямс (Senon Williams), роль ударника получил Пол Смит (Paul Smith), ну и Дэвид Райлике (David Ralicke) играл на духовых инструментах. Коллектив взял название Dengue Fever - по имени острого вирусного заболевания , которое протекает с лихорадкой и интоксикацией и распространяется в основном в странах Юго-Восточной Азии.
На данный момент, группа выпустила пять альбомов и две мини пластинки формата EP. Первый одноимённый альбом вышел в 2003 году и был полностью составлен из произведений 60-70 годов на кхмерском языке. А вот второй и третий альбомы уже вмещали несколько композиций, которые звучат на английском, но это были переводы с кхмерского, выполненные братьями Holtzman. В основном в репертуаре группы используются произведения камбоджийских исполнителей Sinn Sisamouth, Pan Ron и Ros Sereysothea.
Самой интересной страницей коллектива , наверняка, можно считать гастроли в Камбодже в 2005 году, которые нашли отражение в фильме "Sleepwalking Through the Mekong" (2007). Очень трогательной сценой в фильме выглядит та, где Dengue Fever выступают в камбоджийской школе и множество детей , в сопровождении группы, исполняют песни камбоджийского рока 60-70 годов.
Материалы использованные для написания статьи:
Нулевой год - тихая смерть Камбоджи / Year zero - the silent death of Cambodia (Джон Пилджер / John Pilger) (1979, документальный)
На перекрестках Кампучии (Осьминин В) [1983, документальный]
http://khmermusic.thecoleranch.com http://alpauk.livejournal.com/216299.html (Саша Орлов)
Дементьев Ю.П. Кампучия: крах маоистского эксперимента. - М.: Междунар. Отношения. 1979. - 56с.
Wikipedia.org