капоэйра!

May 13, 2015 11:37

сегодня прекрасный день, чтобы написать именно о ней.
в этот день, 13го мая 1888го года было отменено рабство в Бразилии. гугл вместо этого рапортует о дне рождения Инге Леманн, сейсмолога, которая совершила важные открытия о строении Земли... разум или чувства? Дания или Бразилия...



откуда я вообще знаю, что это. первый раз я увидела капоэйру на Копакабане, мне было 14. Мы шли с родителями, гуляли вдоль и остановиться посмотреть мне не разрешили. небольшой кружок, парни без маек, белые штаны, они все показались мне одинаковыми). и делали они что-то непередаваемо изящное. и мощное. если бы я могла вынуть кадр из головы). что это называется капоэйра как-то всосалось из воздуха.

потом мы переехали в Самару. мой французский здесь никому не нужен, а вот португальский понадобился. на мои резюме онлайн среагировало одно агенство и в телефонную трубку я услышала "пара спортивных тренировок для детей, это очень просто. капоэйра". "хмм", подумала я. нужно посмотреть, как это происходит. гугл мне рассказал, что в Самаре три места, где это есть, и по чёткости сайта я выбрала одно  из них. пришла. переоделась. захожу. "вы что, будете заниматься?..". ну да, я занималась. потом спрашиваю, не вы приглашаете бразильца на работу? неееет, не мы, у нас таких денег нет. это дорого.

первый рабочий день с капоэйристами у меня был 3го ноября 2010го года. я плохо знала город, транспорт, место было найти очень трудно, я очень долго добиралась, припоздала и даже успела расплакаться по дороге. потом клиент мне рассказывал, что первое его желание было послать меня подальше, но его сын не дал. теперь он мой мастер, клиент и друг. он, и ещё много прекрасных людей по всей стране: я стала переводчиком группы "Arte de gingar. Só capoeira" и её сестры-близнеца "Espirito da capoeira".

информация от агенства была неверной чуть менее, чем полностью: тернировки были для взрослых, это было надолго, и там было совсем не просто. но очень классно. стоять среди пыхтящих людей, у которых в голове "слишком много мыслей" (с) в юбочке мне было не очень, поэтому я начала тренироваться тоже. кроме того, это помогает лучше понимать предмет и наконец стоять среди капоэйристов и ничего не делать телом не-воз-мож-но. невозможно.

клиент мой, mestre Bandeira, Luis Santos Barbosa носитель _традиционной_ капоэйры. и я тоже. и все наши. это приходится подчёркивать, потому что слово капоэйра ассоциируется со стилем regional и мастером Бимбой, и вот об этом-то и нужно рассказать, чтобы стало ясно, что и как, и почему в Самаре три места, все говорят "мы капоэйристы" и все делают совершенно разные вещи. капоэйра традиционная кохожа на не-традиционную как апельсин на тыкву: вроде круглые и оранжевые, но общего на самом деле ничего.

так вот. индейцы были плохими рабами. они или убегали и найти их было невозможно, либо ложились и умирали от горя и непосильной работы. поэтому португальцы привозили людей из Африки, с того куска побережья, что между Анголой и Дагомеей, Бенином. откуда там брались люди. их продавали свои, предварительно поймав в глубине земель и держа в... огороженных местах, скажем так, покуда не придут корабли европейцев. кто выживал в этой охоте на людей, в лагере на берегу и на корабле, становился рабом на плантации. кофе, сахар, какао. позже рудники.
белые штаны капоэйриста- из поношенных мешков, подпоясаны поначалу верёвкой от низ же. руки очень часто связаны. а кроме того, в Африке считают, что руки человеку для созидания, причинять вред и обороняться нужно ногами. обороняться открыто нельзя. увидят и пресекут, если жизнь оставят. поэтому всё маскировалось под как бы досуг. музыка, голос, движение. такие они, эти дикари, что с них взять. высокомерие белых, невнимание, нечуткость и позволило капоэйре появиться и сохраниться. стать боевой техникой, позволяющей выигрывать войны.


когда удавалось бежать не-индейцам, они собирались вместе и вели ту жизнь, которую потеряли в родной Африке. их поселения назывались quiliombo(s), килОмбо. да, имена собственные и термины переводу не подлежат, а в капоэйре их предостаточно. в килобмо капоэйра развивалась беспрепятственно и стала основой светской, скажем так, части культуры, связи её с культами кандомблЕ, батУке, и сходными на самом деле совсем не так крепки, как кажется: они связаны как, скажем, русский кулачный бой и православие. интереснее с самбой, она происходит от ангольской сембы и является частью ритуала кандомбле, но позже втянула в себя музыкальные инструменты из соседнего культа, батуке, известные под общим названием батукАда: и ансамбль инструментов, и само действо, и искусство игры.

из киломбо капоэйра перешла просто в среду рабов, и конечно была вне закона. капоэйрист получал прозвище не только как посвящённый, но и в целях конспирации. и на самом деле отмена рабства это положение усугубило, потому что после него для некоторых капоэйра стала единственным профессиональным навыком и применялась для убийств за деньги. тайных, конечно. "капоэйрист" стало синонимом "наёмный убийца". а полицейский не мог против капоэйриста ничего, ещё Амаду писал об этом в "Генералах песчанных карьеров". и сейчас есть подразделения капоэйристов в полиции. я лично знаю одного такого человека.
такое искусство не может не привлекать и капоэйрой стали интеерсоваться белые молодые люди. и вот тут-то начинается самое интересное. и очень драматичное.

жил-был мастер Бимба,  Manoel dos Reis Machado, и был он крут. как все капоэйристы, ни на кого не похож. и было ему очень больно, что капоэйра имеет низкий статус и обвешана предрассудками. он не умел читать и писать, был чёрным и бедным. но таких же как он он не тренировал, только белых и богатых. сыновей адвокатов, политиков, военных. так белые и болатые юноши стали преодолевать водораздел между классами общества, который в Бразилии был такой же, как и в нашей стране: правящий класс жил в культуре европейской, а не-правящий- в своей, народной. конечно ничего хорошего отцы тех юношей в этом не видели и решили дать Бимбе то, что он просил, а себе забрать своё.

мастера пригласили представить своё искусство президенту. дали ему денег, земель, почёта и уважения, славы. и сказали, что хотят ввести капоэйру в школьную программу. есть ли метод обучения? где он, дайте нам. мы назовём ваше искусство Luta Regional Bahiana (буквально- боевое искусство региона БаИя). даже слово "капоэйра" не фигурировало в этом проекте, но Бимба согласился. и его ученики разработали известные "восемь связок Бимбы", которые называют "секвенциями", но это неправильно. и постановили, где держать руки и локти), и что можно, чего нельзя. собственно, эти события могли бы стать началом конца капоэйры, но не стали, к счастью.

а метода не было). нет его и сейчас. есть стиль режионал- наследники Бимбы, есть традиционная капоэйра, от тех мастеров, которые вообще в этом бурлении не участвовали, и есть капоэйра-ангола.
современник Бимбы, мастер... охохо, на русский плохо транслитерируется... ПашчИнья, (Pastinha) глядел на весь этот режионал процесс, глядел и скзал что-то вроде "а моя капоэйра будет капоэйра-мать, я буду блюсти традицию". стиль современных анголейро острые на язык их же ученики называют "capoeira angola contemporanea". последнее слово буквально значит "современная", и в капоэйре называет развитие стиля режионал, подразумевающее включение в себя элементов других искусств. как-то так вышло, что анголейро стали говорить "не поднимай ноги высоко, упадёшь", хотя конечно это частенько требуется. стали исполнять в родах ритуалы вызова на смертный бой, без каких-либо серьёзных последствий конечно.

в итоге что думают о капоэйре бразильцы. что это фольклор. а боевое искусство- это вот, джиу-джицу. очень популярное в Бразилии сегодня. поэтому наш мастер и учит нас. а не бразильцев, не американцев (жил там, пытался), не италльянцев и получал приглашения в Японию. потому что в русских учениках он увидел понимание того, что понимает сам: традиция не противоречит развитию и свободе. можно всё. если знаешь для чего и зачем. сальто? да. если это нападение. любая акробатика. если есть смысл и цель. а если вы видите двух людей на расстоянии метра, делающих что-то якобы в диалоге- знайте, на таком расстоянии диалог невозможен. а когда они скажут, что короткая дистанция небезопасна, потому что высокая скорость, знайте, что это прикрывает недостаток техники и владения телом.

одна из причин, почему я люблю разглядывать бразильское: культура совсем юная, но имеет все черты древней, все элементы того, что даёт лоюдям силы и когда они вместе, и когда нет: музыка, пение, танец, бой.
инструменты у капоэйристов очень простые. и именно на них я поняла, что музыка- она внутри, а инструмент всего лишь инструмент, и если сложный может макскировать отсутствие музыки внутри исполнителя, обмануть публику, то простой инструмент обнажает всё. и выходит что играть на нём гораздо сложнее. а ещё часто выходит, что вместо музыки слышится утомляющий шум, быстрый, мельтешащий, действующий на нервы. и да, отдельный разрыв шаблона у меня случился, когда Мастер сказал "а, ну это я мелодию ритмом назвал... " это музыка ритма в первую очередь.

когда начинается рОда, буквально "круг", который нельзя как попало пересекать, который нужно держать, у которого два входа-выхода и в который включаются люди с инструментами, старший поёт ладаИнью. у неё чёткий "канонический" ритм и мелодия. стихи есть разные, много и у меня есть любимая). по идее каждый капоэйрист однажды должен написать свою). это песня о главном. о жизни и смерти, горе и радости, спасении и гибели. о жребии. в ней просят провести, оборонить и помочь сделать дело. благословить. потому что круг есть мир, а движение в нём- жизнь с её законами. сейчас, когда искусство приобетает форму спорта, уже не смерть, но бывало всякое.
например, сейчас посвящение в капоэйристы происходит просто после полугода тренировок и небольшого "теста". раньше учитель готовил ученика тайно. и когда решал, что он готов, приводил в роду. и он считался посвящённым и получал пояс, если оставался жив. ну, по крайней мере демонстрировал, что не боится смерти. в роде это легче. там получается то, что может просто на тренировке не получаться.

как проходят тренировки сейчас). когда капоэйра больше не вне закона и когда она спорт. пробежка, немного офп, жИнга (ginga). что это такое. словари дают варианты со смыслом качки. на деле это способ передвижения, который позволет контролировать пространство в радиусе вытянутой ноги так, что капоэйриста не только удаить или уронить не могут, но и дотронуться до него. да, это не бокс. сразу "ставить удар" вам не начнут. вас будут учить жинге. чтению тела. а ударные приёмы будут в жингу вписаны. высокие, низкие, вращательные, все. нападательные, оборонительные, сочетающие эти цели. вы может и будете разучивать отдельные связки, но использовать именно их, заучивать чем на что отвечать, этого от вас не станут требовать.

потом будет рода. каждое занятие стараются проводить роду. и вот тут многих подстерегает трудность, потому что на тренировках просят петь. играть, петь и танцевать, но петь нашим людям трудней всего. трудно вспомнить, что это не для красоты, не для производства впечатления), а для хода силы. для освобождения и поддержки. в нашей народной манере, например. и не важно, что на иностранном языке. португальский не такой уж сложный).
после ладаиньи поют уже все, хором, отвечая солисту, тому, что роду ведёт и начинает возгласом "iÈeee!!!". поются простые двустишия с вариациями, на разные мелодии, но с чётким ритмом, который бывает трёх типов. похоже на наши частушки, не только краткостью, но и остротой), чёткой связью с моментом, с просиходящим в роде.

да, капоэйра не фольклор, но у неё есть одна его черта: ценность импровизации вокруг события, момента. о фольклоре как-нибудь в другой раз,

а сейчас я скажу, что в июне 2015го года в России пройдёт музыкальный фестиваль имени недавно покинувшего нас нашего мастера и друга Braulino Luis`a de Vasconcelos`а. хотя конечно будет не одна музыка "друг друга бить"(с)) там тоже будут. по неделе в каждом городе, Москва, Нижний Новгород, Тюмень, Калининград.
Пенза, Петербург, Екатеринбург и Астана- осенью, когда будет традиционная осенняя серия семинаров Arte de Gingar- Espirito da Capoeira

работа, рассказ, праздники

Previous post Next post
Up