про меня и педагогику

Feb 05, 2014 13:36

долго думала, писать ли именно "педагогику", я ведь вела занятия в только для довольно взрослых уже людей. но решила, что не стоит быть такой формалисткой, ситуация учения- это как бы символически-условное детство всё равно. уязвимость?
почему я вообще об этом думаю, читаю и пишу. конечно потому, что дети. их есть у меня, и хочу я того или нет, совершенно независимо от меня, моих желаний и воли я их веду. уперЭд). и муж мой ведёт, хотя старается не вести, как он говорит. надеюсь моя мысль, что это не то, чего дети хотят, прорастёт у него в сердце...

сама я ходила в школу достаточно нетравматично. как потому, что травматично было в садике, и всё остальное уже по сравнению было окей, так и потому, что мне повезло со школой. директор и педколлектив были люди разумные. это касалось и материала, и формы преподавания, и человеческих отношений. в конце концов, это был тот радостный момент, когда советский учитель получил значительный кусок свободы и смог наконец привнести в свою работу то, что давно хотел, но было "не положено". как-то всё было... без обострений. у меня. я понимаю, что не всем в моём классе было так же. кое-кто страдал.

выполнить мамину просьбу и рассказать своему сыну "в школе хорошо" у меня совести не хватает. потому что он не я. и потому что я уже сделала, что могла в этом отношении, и лучше не смогу. в другой школе, в другом классе, с другой учительницей, это те же... многоугольники), вид сверху: я взрослый и делай, что я говорю. от меня зависит твоё будущее, не расстраивай меня. и много чего ещё, что почему-то мыслится как необходимое в жизни, и я не понимаю, почему. "ну он же будет общаться с этими школьниками!"- говорят мне люди. "и что, это значит, что он должен быть также обработан?"- недоумеваю я. зачем. нЕзачем.

многим в моём окружении кажется важным опыт "когда тебя прессуют, а ты отстаиваешь себя". вот это меня уже начинает задевать за остатки моих заноз. меня было позволено прессовать, пугать, ругать, унижать, обесценивать разным детям и взрослым. никакой пользы это не приносит, можете мне верить. столкновения мнений и сами происходят в жизни моего сына, без какого-либо создания условий, и происходят так, что он может с этим справиться с минимальной нашей помощью.

потом в университете в меня вцепились тётеньки из педа, сказали мне, что я методист и обязана работать с детьми. я испугалась и сказала, что больше хочу со взрослыми. я не понимала детей, Рома был мал, и хотя я нашла ему хороший садик, (почти всё время нашего туда хождения это был прекрасный домашний садик), применила я его к нашей жизни неверно. я его туда сдала и разделила наши с ним жизни. и у меня его как бы не стало. и до сих пор у меня как бы есть Рома, и как бы его нет, и я печалюсь. и сейчас, когда Андрюша как раз в том возрасте сдачи Ромы в сад, я получаю этот опыт адаптации к меняющимся запросам ребёнка.

с тех пор, как я живу в Самаре, я мотаю на ус всё, что относится к образованию, знакомлюсь со всеми, с кем могу и считаю нужным. Что мы имеем кроме гос.школ. две вальдорфовских, С.В.Зимина с его Русичами, производными от Щетинина, институт Наяновой, который не особо отличается чем-то обычной школы и находится очень далеко от нас. последнее замечание очень важно, проблемы перемещения по городу Самара очень и очень остры. есть пара частных школ,  где тоже всё "не так" только номинально, есть не ушедший в работу стартап "школа экстернов" и есть эн человек хоумскулеров. наверняка не самая бедная вариантами ситуация.

почему я хочу заниматься неформальным образованием, вместе с aleksejchuk.
1.потому что это то, чего хотелось мне).это чувствовали те, кто учил меня, и, спасибо им за это, реагировали на меня естественно. то есть, давали мне знать, что им что-то не нравится не тогда, когда я нарушала правила, а когда они лично начинали испытывать дискомфорт, как люди. "Света, ты нарушаешь субординацию")). хехе. я не понимала, зачем нужна субординация, но понимала, что не хочу рвать людям шаблон)). а ходить в школу, где нет формальностей, так что и школой в общепринятом смысле оно называться не может, вот это было бы круто.

какие в школе формальности? это вы знаете и без меня. звонки, оценки, парты, учебники, уроки, сами задания, "я учитель, я знаю и я прав,  а ты сиди, слушай, и будь доволен, мал ещё что-то из себя представлять". там всё формальности. кроме детей, которых не формализуешь, что с ними ни делай. как нашим преподавателям удалось давать нам понять, что формальности второстепенны, что можно решать другим способом, что можно не читать, если не нравится, что можно плакать и не слушать урока, если всё плохо, этого я не знаю. наверное это была любовь. и смелость. и ум. и точно редкость. и, нельзя не сказать, это _у меня_ было впечатление, что формальности не на первом месте. в нашем классе были ещё дети, и моим родителям формальности были важны.

2. потому что я действительно думаю, что такая версия... вырастания? тоже должна быть. для тех родителей, которые хотят такого для их детей, как ни крути, решения принимают родители.

3. потому что такой формат идеально вписывает в себя то, что я давно хочу организовать для младших вместо детского сада. эдакое альтернативное жизненное пространство, для маленьких, для больших и для их мам, если это нужно.

4. потому что я чую, что это действительно даст результат и действительно является жизненной образовательной стратегией в современном мире.

словом, не знаю пока, буду ли я педагогом неформального образования. таки я переводчик. и немного преподаватель португальского, довольно неуверенный, должна сказать.
я ещё не представила себя в этом. но я знаю, что мне очень интересны эти способы общения с детьми, со взрослыми, с действительностью, и с собой. что эта альтернатива школе вписывается как нельзя лучше в наш "мир поколения". без прививок, со слингами, заботливой альфой и без телевизора. я вот тюнер собираю футбольный ЧМ смотреть, в четыре года раз. бразильянка, я или где.

кому интересно, читаем вот такую книгу:


продаётся в Чаконе с бешеной скидкой. качается из сети.
 

смотрю в себя, сын первый

Previous post Next post
Up