Маскарад маркиза де Сада. Начало

Feb 20, 2014 07:21

Всегда сложно начать. Первое слово всегда дается с трудом и не всегда быстро удается нащупать то верное буквосочетание, которое могло бы помочь начать разговор. Но ....
.... Пару дней назад, а точнее 17 февраля, мне с небольшой компанией блоггеров Харькова повезло попасть на премьеру спектакля "Маскарад маркиза де Сада" Романа Виктюка, поставленную по пьесе Андрея Максимова. Возможность прикоснуться к прекрасному была предоставлена ресурсом internet-bilet.ua в лице организатора гастролей театра Михаила Бондаренко и господином Сашей Зарайским zarajsky, который любезно донес нам эту новость.
Какое то время назад я посещала один из спектаклей Романа Виктюка, но к своему стыду совершенно не запомнила его название. Зато вспоминала я свое посещение со смешанным чувством стыда и смеха. После первого раза Виктюк у меня прочно ассоциировался с чем-то безумным, пошловатым и странным. Тем скорее мне хотелось подтвердить или опровергнуть свое такое восприятие режиссёра, о котором говорит пусть и не весь мир, но значительная его половина точно.
Роман Григорьевич Виктюк родился еще в Польском Львове в 1936 году, а рос и взрослел уже в Украинской ССР. На протяжении многих лет Виктюк ставил спектакли в различных театрах СССР и даже мира. А в 1991 году создал свой собственный "Театр Романа Виктюка" (данные с ресурса Википедия и с сайта театра).
Но вернемся к нашему "Маркизу".
Получить свои билеты можно было в кассе "Интернет-билет", все довольно быстро и оперативно -  на наши фамилии были заказаны пригласительные.


Кстати, при печати допустили досадную ошибку. Кто-нибудь обратил внимание, не? Странное слово "которій"





Встретив по дороге feuer81и jkniazeva, а потом вместе с ними дождавшись yellow_mamba, я двинулась в сторону входа. Оказалось, что места наши были разделены на два сектора. Распрощавшись с Мамбочкой мы с Мирославом и Юлей пошли к нашим местам. Я судорожно пыталась понять - можно ли доставать камеру. Было неудобно расчехлять ее и направлять обьектив на сцену, с одной стороны, а с другой - я не представляла себе отчета без хотя бы нескольких фотографий. Эх, была не была.


Вот он, Зарайский. Стоит и ждет. Чего ждет? Махали ему руками, не увидел (


Буквально сразу же ко мне подошел смотритель и вежливо уточнил правильно ли он понял то, что я действительно собираюсь спрятать и выключить камеру сразу же, как только начнется действо на сцене. Я поспешила подтвердить сей очевидный факт и поблагодарить уважаемого смотрителя за беспокойство. Сделав еще пару кадров, я выключила камеру и приготовилась вкушать, с недоверием и опаской глядя на сцену. Декорации внушали беспокойство.




Но тут свет в зале дал понять что "началось".....
Буквально с первой минуты стало понятно - Виктюк себе не изменяет. Маркиз грозно вышагивал по сцене обутыми в ведра ногами, а охранник экспрессивно произносил монолог, повиснув вниз головой с несколькометровой высоты.  Я разочаровано сделал вдох и....забыла выдохнуть.
Видите ли....То, что говорилось со сцены, было настолько впечатляюще, что со временем ты перестаешь замечать чем именно сопровождаются данные диалоги и монологи. Поначалу все эти акробатические этюды очень отвлекали, казались ненужными и опасными, но примерно к середине спектакля становится понятно - они вносят свою лепту в восприятие текста. Костюмы странноватые? Наоборот - их минимализм и практически монохромность не отвлекает от самого важного - от диалогов. Ну после того, как к ним привыкнешь, безусловно. Словом, примерно к середине спектакля, меня накрыло чувство восхищения метром. Настолько продуманной и складной оказалась постановка.
Перед походом в театр меня посетила мысль прочитать то, что будет нам показываться. Я нашла в сети пьесу, по которой ставился спектакль, прочитала буквально пару первых абзацев и закрыла ее. Если бы постановка была по какой то книге де Сада или по какой то книге о де Саде, я бы предпочла сначала прочитать источник, а потом сравнить свое восприятие с восприятием режиссера. Но тут выяснилось что это пьеса, причем написанная специально для театра, да еще и отданная Виктюку сознательно. При таком раскладе практически не остается вариантов для полета фантазии, а следовательно и режиссёру будет незачем что либо додумывать или переиначивать. И я не ошиблась, к слову.
Но все же Виктюку удалось сделать так, чтобы каждый человек нашел для себя в ней что-то свое. Вот казалось бы - одна пьеса, один спектакль, с четко прописанными диалогами и практически без ремарок. А мнения и ощущения зрителей были совершенно разные. Кто-то обратил внимание на музыку. Кто-то зацепился за вставки из фильмов, кто-то за линию революционерки, а кто-то за революцию. Ну с последним то как раз все более менее понятно, так совпало что премьера спектакля состоялась в сложное для Украины время. И у меня даже закралась мысль не специально ли подгаданы гастроли по Украине именно с этой постановкой и именно сейчас, но я не о том.
Меня затронуло совершенно иное, то, о чем я так и не услышала ни от кого из моих спутников после спектакля.
Безумно глубоко затронута мысль о порочности человечества. Автор в лице маркиза де Сада буквально кричал мне о двуединстве наших сущностей. Человечество, которое привыкли все превозносить, одухотворять и приравнивать к Богу, буквально на руках носит того, кто сказал о нем правду, неприглядную правду. Правду о низменности и порочности плотских желаний человека. Это вот людям интересно, именно это перечитывается, тайно передается из рук в руки и цитируется на каждом углу. Именно это и стало залогом успеха и популярности того маркиза, о котором нам рассказали. Он не побоялся вынести тайны из будуаров человечества и не проиграл. Но, по сути, сам боялся этих проявлений сущности.
"Это сначала было страшно, потом противно, а потом я привык и втянулся" - слова инспектора? О нет. Слова любого человека, мысли которого занимает вопрос - а не порочно ли то, о чем мне мечтается? Это же противно, страшно, но настолько притягательно, что сил нет с этим притяжением бороться. Ну что будет, если  я один разок попробую? А потом я себе легенду красивую придумаю, вот к примеру о том, что меня заставили (в варианте Лакосты) или о том, что это нужно для общего дела (в варианте инспектора). А опасно это тем, что можно втянуться. И мучаться потом несоответствием морального воспитания и душевных наслаждений. Но что значит опасно? Опасно для чего? Для собственного спокойствия? Но ведь есть вторая половина тебя, та которая жаждет этих приключений.
Автор намекает нам о том, что Маркиз де Сад был фикцией и реальностью одновременно. Он был верным мужем по призванию души и коварным соблазнителем по велению времени. И от этого двуединства мучался.
А инспектор Маре....Был ли он? Безусловно был. Но был ли он инспектором в этой пьесе? Вот не уверена. Скорее дьявол. Искуситель. Вечное напоминание маркизу о его же собственной порочности. И не избавишься от него. Не убьешь просто так. Двуединое существо не так легко разделить.
После спектакля мне хотелось подумать. Подумать не столько о спектакле, сколько об эмоциях, которые он во мне всколыхнул. Поэтому я осталась на вечерние посиделки совершенно ненадолго, ровно настолько чтобы прощупать своих спутников - кто-нибудь увидел то, что увидела я? Я в всматривалась в смеющиеся лица и искала тень сомнения. Не нашла, что не может не радовать. Значит все ровно в Датском королевстве, все спокойно. Может мне просто показалось?
Я быстро допила свой напиток, закуталась в пальто и вышла на свежий воздух. Мой спутник рассказывал мне что-то, я кивала головой и даже принимала участие в разговоре, но в голове билась одна и та же мысль - кто же он, этот Донасьен Альфонс Франсуа де Сад, маркиз де Сад? 

фото, livejournal, Жизнь, внутрикопательное, ничёсе, Ощущения

Previous post Next post
Up