Мы с друзьями едем в деревню Жупраны. До того, как открыла интернет, даже не слышала о ней. Просто деревня, в стороне от больших городов и больших дорог.
Приезжаешь и ах! Костел! Такой большой! Такой красивущий!
Внешние двери открыты, а внутренние решетчатые заперты.
Но и то хорошо, можно хоть немного посмотреть и сфотографировать.
Солнце то приходило, то уходило, и я носилась с фотоаппаратом вокруг, распираемая восторгом и делая все новые и новые снимки.
С тыльной стороны костел украшен крестом, нигде ранее такого не видела
Вот что удалось найти в интернете: В 16 веке в деревне Жупраны основан католический приход, построен деревянный костел. С 16 по 19 век место принадлежало известному роду Радзивиллов, многие из которых были протестантами-кальвинистами. Поэтому деревянный костел был переоборудован под кальвинистский сбор. В 19 веке земля отходит к роду Чапских. Чапские, будучи католиками, поддержали католический приход в Жупранах. В 1853 году на средства графа Адама Чапского начинается строительство нового каменного храма. Поражение восстания 1863-1864 годов не позволило завершить строительство костела: у католиков начались проблемы с российской царской властью. Однако, костелу Святых Петра и Павла в Жупранах суждено было быть достроенным. По одним сведения в 1875 году, по другим - в 1890 году строительство храма было завершено.
В 1900 году в костеле был отпет известный белорусский поэт Франтишек Богушевич.
За костелом сохранилось здание плебании (дом ксендза)
На прикостёльной территории захоронения фундаторов (спонсоров) и священников.
Рядом - деревенское кладбище с могилой Франтишка Богушевича.
Я улыбаюсь. В 1991, на вступительном экзамене я вытащила билет «Творчасць Францiшка Багушэвiча». Адказала выдатная i был адразу залiчана у iнстытут. )
Так что Богушевич мне родной.
Рядом похоронены его родственники.
Я заинтересовалась, как сложилась их судьба. Информация весьма скудная, только на сайте «Ошмянского вестника» нашлась заметка:
http://www.osh.by/?p=13106http://www.osh.by/?p=13106 В Жупранах я впала в эйфорию путешественника, из которой выйду только в Ошмянах, но этот рассказ впереди.