«Воскрешу», решил как-то я о своей рубрике, посвященной книгам. Тем более что есть о чем поговорить.
Сегодня это будет Исаак Бабель. Вроде, привычный нам советский классик, а у кого не спросишь, никто толком не помнит, что он написал. Даже старшее поколение не помнит. Хотя это и понятно, у советов были смешанные чувства по отношению к Бабелю. Особенно его не долюбливал товарищ Сталин ( в девичестве Коба).
Было за что. Так правдиво, наверное, даже Шолохов писал о тех временах. А кто читал, сразу вспомнят его «Конармию» и «Одесские рассказы».
И я вам скажу, что «Конармия», это не критика советской власти или любой другой. Это самое чистое и самое не искривленное изображение войны, полевых условий, ненависти и грязи, что рождаются ими.
Если вы думаете, что как-то благородней выглядели «белые», вы сильно ошибаетесь. Война всегда выглядит одинаково.
Одинаково неопрятно.
Одинаково дико.
Одинаково неблагородно.
Любая, какие бы благородные цели она не преследовала.
Любой полевой выход в армии, даже в мирное время, это всегда грязь, усталость, злость и ничего больше. Война, все это только в тысячи раз больше и ощутимей.
«Конармия», впрочем, передала не только всю обнаженную правду о войне, но и всю правду об искалеченных судьбах и душах, которые вынуждены были к этой войн прийти.
Другое дело - «Одесские рассказы». Это квинтэссенция всех еврейских прибауток, всего еврейского колорита.
Сборник - прекрасный образец иронии и самоиронии. Кажется, что Бабель написал его на одном дыхании, так как именно на одном дыхании он и читается.
Эти истории, порождены причудливой смесью из баек бандитской Одессы и еврейского быта в России.
Остро, легко и, одновременно, глубоко.