Хочу, чтобы люди жили и радовались

Sep 09, 2011 13:04


Каждый, кто проезжал мимо села Уржумское Майнского района, не мог не обратить внимание на пустующий возле него животноводческий комплекс. Он, похоже, в самом скором времени обретёт нового хозяина. Им станет глава крестьянско-фермерского хозяйства из села Тагай Василий Дмитриевич Козлов - знатный хлебороб, глава одного из крупнейших и стабильных КФХ Ульяновской области.


На хозяйстве уже на пару с сыном

О создании хозяйства он объявил в мае 1995 года. Начинал практически на пустом месте, с 18 гектаров заросшей бурьяном земли. Сегодня только под зерновыми у него 1700 га. Ещё 240 отведены под подсолнечник: затраты на эту культуру не самые большие, а доход ожидается солидный. Добавим сюда овёс, ячмень и кормовые культуры.

Техники хватает на все площади, что есть в наличии. Как говорит сам фермер, он живёт и работает с запасом прочности. Помогает соседям. Даже выезжал в соседний Карсунский район, где потребовалась помощь такому гиганту, как САХО.

Фермер давно вынашивал мысль, что хозяйство должно быть многоотраслевым. Упор только на зерновые себя оправдывать перестаёт. В позапрошлом году урожай пшеницы был богатый, даже до сих пор сохранились кое-какие запасы. Прошлый год вспоминать не будем: из засухи выбрались, что называется, полуживые. Нынешний год, по признанию фермера, тоже особых благ не сулит: много пшеницы уродилось пятым классом. Какие деньги выручишь за фуражное зерно? Да и цены на пшеницу обвалились дальше некуда.

Тогда-то по-настоящему и взялся Василий Козлов за животноводство. Но уже на пару с сыном Алексеем. Отец двоих детей, имеющий большие перспективы на будущее в одном из банков Ульяновска, он круто переменил свою жизнь после тяжёлой болезни отца. Козлов-младший принял на свои плечи тяжёлую крестьянскую ношу. К делу, признаться, Алексей подошёл основательно, с расчётами в руках.

С учётом нынешней ситуации поправки в планы пришлось вносить буквально на ходу. Первым делом потуже затянули пояса. Ввели режим чрезвычайной экономии. Можно было бы одним махом погасить кредиты, глядишь, одной заботой стало бы меньше. Но тогда останешься ни с чем. Этого Козловы себе позволить не могут, сегодня хозяйство как никогда требует поддержки.

От животноводства отец и сын открещиваться не стали. Только вместо 200 голов КРС остановились пока на 60. Выбор сделали на мясном направлении. Оно менее затратное, не требует столь жёстких, как в молочном производстве, условий для содержания животных. Василий Дмитриевич изрядно поколесил по области, изучая опыт по мясному скотоводству. Впереди поиски скота мясной породы из того, что по доступным ценам: многомиллионные траты хозяйству пока не по карману.

Под животноводство была выкуплена старая ферма. Её реконструкцию откладывать не стали. Тем временем подошёл вопрос с животноводческим комплексом в селе Уржумское. Дело осталось за решением районных властей. Как только оно будет принято, сразу же начнётся ремонт, реконструкция, достраивание. Всё, не подлежащее восстановлению, перевезут в Тагай: ни один кирпич, ни одна балка пропасть не должны. Теперь только бы дождаться субсидий на полученные от Агропромпарка комбайны, отдать за них оставшиеся 2,5 млн рублей, а остальные средства пустить на строительство фермы, приобретение скота и оборудования.

Не будет проблем с кормами. Под ними уже было 50 га. В нынешнем году добавили ещё столько же. Сено запасли впрок, до «зелёнки» будущего года. А там, скорей всего, кормовой клин будет увеличен вдвое.

В заботе о людях

Василий Дмитриевич признаётся, что есть у него мечта: в том месте, где будет ферма, построить городок для обслуживающего персонала. И чтобы он был со всеми удобствами, коммуникациями, как сейчас говорят, инфраструктурой. Три пруда уже зарыблены карпом, толстолобиком, белым амуром…  На очереди четвёртый. Фермер говорит: «Хочу сделать так, чтобы люди жили и радовались».

Козлов-младший, в свою очередь, отмечает, что в хозяйстве нет временно работающих, как это принято сегодня сплошь и рядом. Если человека принимают на работу, то исключительно на постоянной основе, со всеми причитающимися в таком случае социальными гарантиями. Зарплата не «плавающая», а фиксированная с обязательной премией за хорошую работу. Последнюю, кстати, не делят на «свою» и «чужую». Будь готов сесть и за руль автомобиля, и за штурвал комбайна, и топором на стройке поработать, и грузчиком по необходимости побыть.

В уборочную страду механизаторы хозяйства зарабатывают до 60-70 тысяч рублей. На работе - бесплатные обеды, а на полевых работах - и ужины. Многие из 17 работающих в хозяйстве имеют собственные автомобили, сделали дома евроремонт, подвели газ, обустроились по-городскому. Если человеку не хватает собственных средств на какие-то цели, хозяйство выдаст ему беспроцентный кредит. Ты только трудись на совесть, а без внимания тебя не оставят.

Василий Дмитриевич перед своими работниками вида не показывает, но в доверительной беседе не скрывает, что порой ночами не спит, всё о людях и о хозяйстве думает, переживает. Заболел даже, да так серьёзно, что трое суток был на грани жизни и смерти. Теперь стало легче: сын рядом. Но тревога не покидает. Хозяйство получало кредиты при стоимости зерна 5-6 рублей за килограмм. Сегодня его стоимость составляет 3 - 3,50. Ставки рефинансирования снижаются, а процентные ставки, напротив, растут. В результате плата по кредитам оборачивается удавкой. Диктуют свои условия посредники и элеваторы … Крестьянам, как и прежде, выкручивают руки, загоняют низкими ценами на плоды их труда в кабалу. В таких условиях думать о развитии хозяйства, да что там, просто выживать, очень сложно. Общая нестабильность ситуации в стране не даёт спокойно жить и работать.

И всё-таки фермер уверен: «Мы обязательно будем жить хорошо. Есть понимание проблем у губернатора, региональных властей, министерства сельского хозяйства. Я им верю. Свои обязательства в плане поддержки и оказания помощи крестьянам они выполняют всегда. Проверено опытом».

Автор: Виктор Никитин

фермерство

Previous post Next post
Up