Цены растут, а крестьянский труд дешевеет

Sep 09, 2011 11:47


Уверения властей в совершеннейшем к нам участии и реальность бытия ничего общего между собой не имеют. Политическая трескотня о низкой инфляции, растущих зарплатах, стабилизации экономики и чуть ли ни всеобщем благоденствии ничего не вызывают кроме раздражения. Да и как верить этому словоблудию, если рубль стремительно катится вниз, а цены стремятся в заоблачную высь.



Вклад в мировое производство продовольствия 1,5%

Даже осторожный в оценках министр сельского хозяйства региона Александр Чепухин не скрывает: «Мировые тенденции свидетельствуют, что в ближайшие годы ожидать удешевления стоимости продуктов питания не приходится».

Далее следует раскладка. Неиспользованной почвы на планете практически не осталось: задействовано 80% пригодных под зерновые территорий. Из них 15% испорчены «химией» - удобрениями, инсектицидами, гербицидами … Если в 1960 году гектар пашни приходился на двух человек, то в 2002 - уже на пять. Ожидается, что к 2015 году с гектара будут кормиться шесть человек. К чему приводит такая ситуация, известно. В 2007 году грянул глобальный продовольственный кризис. Он на время укрылся в тени кризиса экономического, но в 2010 году заявил о себе с новой силой.

Можно, конечно, говорить, что Россия располагает 9% всех сельхозугодий планеты. Даже по приблизительным оценкам мы готовы прокормить полтора миллиарда человек. Однако этот колоссальный потенциал не используется: вклад нашей страны в мировое производство продовольствия составляет не более полутора процентов.

Напротив, аграрии Ульяновской области имеют хорошие перспективы. Вот только бы покончить с иждивенческими настроениями. Как говорит министр: «Наша цель - дать не рыбу, а удочку». Говоря иначе, создать условия, при которых агробизнес станет более эффективным и выгодным.

Не овощные сертификаты, а продуктовые карты

Помощь самым бедным всегда была острейшей необходимостью. Помните акцию с овощными сертификатами? Свои обязательства по ним Минсельхоз региона выполнил. Но сама акция не прижилась.

Тогда-то и вспомнили, что, например, в США к решению вопроса помощи бедным подошли грамотно. У нас ведь как? Захотели помочь - скинули цены на социально-значимые группы продовольствия. Льготой пользуются и бедные и богатые. А зачем кормить всех? В США особо нуждающимся слоям населения стали выдавать не продовольственные карточки, а продуктовые чеки. На них можно купить определённый перечень продуктов, производимых в своей стране. На какие-то другие цели чек потратить нельзя. Таким образом, решаются сразу две задачи: стимулируется производство собственной сельхозпродукции и поступает точечно помощь всем, кто в ней нуждается.

Министр сельского хозяйства региона не исключает, что и мы придём к такому варианту решения проблемы. Но без слепого копирования. Надо учитывать, что у наших стран разное законодательство, условия жизни, потребности … Но сделать скидку на товары, производимые в Ульяновской области, обеспечить их доставку до торговых сетей, в конечном итоге, до потребителя, нам вполне по силам.

Борьба с диспаритетом цен

Надо отдать должное, власти региона стремятся всеми силами удержать ситуацию с ценами под контролем. Другое дело, что далеко не всё от них зависит. Без более жёсткого, чем сегодня, вмешательства государства в рыночные отношения подорожание продуктов питания не остановить. Неоправданно высокие цены на продукты крестьянского труда есть, в большинстве своём, результат безобразной и неконтролируемой производственной политики федерального центра. Взять, хотя бы, пресловутый диспаритет цен. Дорожает всё: услуги, ГСМ, электроэнергия, запчасти, удобрения, семена … Не растёт в цене только крестьянский труд. Год за годом идёт, болтовни вокруг этого вопроса всё больше, а проблема если и решается, то с тележным скрипом.
В чём причины? Они общеизвестны. Это, прежде всего, коррупция, порождающая чиновничий произвол, разного рода, откаты, распилы, рогатки для развития малого и среднего бизнеса. Монополии в России стали сильнее государства.

Вселяют оптимизм данные мониторингов: в ПФО мы по многим показателям далеко не на последнем месте. В этом есть изрядная доля лукавства. В мониторингах прописываются цены поставщиков сырья, затем  отпускные цены производителей, оптовиков, торговых сетей и рынков. Понятно, что розничные цены, с которыми покупатель имеет дело, в сравнении с первоначальными, что небо и земля. Рядовой потребитель, однако, этих тонкостей не знает и когда видит разницу, приходит в сильное негодование, обвиняя власть предержащих во всех смертных грехах, прежде всего, в обмане. Он по-своему прав: ему вовсе нет дела, что у статистики свои законы, ты дай ему реальную картину, а не экономические выверты.

Вернёмся, однако, к диспаритету цен. Министр готов признать, что проблема завязана на федеральный центр. Находит ли она своё решение? В определённой степени, да. За примерами далеко ходить не будем. Одним из них является предоставление скидок на ГСМ. Нынешней весной, особенно после засушливого 2010 года, такая помощь оказалась как нельзя кстати. Согласитесь, что 24 тысячи рублей за тонну дизеля по рыночной стоимости и 16200 по скидкам - это существенная разница. В нашем регионе, по некоторым данным, выигрыш только на топливе составил около 100 миллионов рублей.

Как полагают в Минсельхозе, ещё одной важной мерой в борьбе с диспаритетом цен является заключение соглашений с производителями минеральных удобрений об отгрузке их продукции потребителям по отпускным ценам. В регионе проведена работа по пресечению роста тарифов на электроэнергию. Субсидии, которые получают аграрии области, - это тоже одна из мер по выравниванию диспаритета цен.

И всё-таки не будем забывать, что во всех случаях рычаги воздействия находятся в руках федералов, и передавать их на места они не торопятся. А потому говорить о ценах всегда сложно. Не вызывает сомнений, что их рост создаёт угрозу развитию экономики и сохранению социальной стабильности. А ценовой шок, как мы уже убедились, способен быть катализатором различного рода кризисов, причём планетарного масштаба.

Цены могут подняться ещё выше, если производство продовольствия, особенно пшеницы, не будет расти. Здесь очень многое зависит от урожая.  Нынешний сельскохозяйственный год, только бы не сглазить, обещает быть особенным. Погода как никогда к сельчанам благоволит. Начало уборочной страды показало, что регион может рассчитывать на рекордные урожаи многих видов сельхозкультур. Есть уверенность, что прилавки магазинов и рынков мы сможем заполнить собственной продукцией. Останется сделать так, чтобы цены на неё потянул наш тощий кошелёк.

Автор: Виктор Никитин

Чепухин, сельское хозяйство

Previous post Next post
Up