В списках не значатся…

Jun 02, 2011 20:18


Ульяновск снова «прославился» на всю Россию. Не далее как 18 мая школьницы-подружки нашли в заброшенном здании бывшего ПУ №16, что в Засвияжском районе, сваленные в общую груду папки. О находке немедленно сообщили в милицию и прокуратуру. Правоохранители схватились за голову. В папках, как потом скажет старший помощник прокурора области Василий Зима, оказались личные дела детей, усыновлённых и переданных под опеку в период времени с 1988 по 2009 год.



Материалы, которые по закону должны храниться не менее 75 лет, представляли собой необходимые для усыновления документы, как-то: биографии детей, истории болезни, данные о родителях, копии паспортов, множество фотографий, адреса усыновителей, в том числе иностранных … Одним словом, Клондайк для преступников и мошенников всех мастей. Приходится только радоваться, что их загребущие руки сюда не дотянулись. Хотя вовсе не исключено, что часть документов всё-таки оказалась в «свободном доступе» и могла использоваться в различных целях, в том числе криминальных. Мы об этом ещё скажем.

Сиротам устроили «тёмную»

В ходе проверки прокуратурой установлено, что вопреки требованиям закона, документы до 2010 года хранились органами опеки и попечительства Засвияжского района  в служебном кабинете, для таких целей вовсе не предназначенном.

Всё происходящее напоминает чехарду и ничего, кроме недоуменных вопросов не вызывает. Судите сами. В феврале 2010 года сотрудники Департамента профобразования и охраны прав несовершеннолетних регионального Минобра совместно с представителями областного Центра развития образования перевезли личные дела детей в здание бывшего ПУ №16 и, по принципу «наплевать и растереть», не составляя акта приёма-передачи бросили их в связках на полу в спортзале. В ноябре 2010 года охрана с помещения была снята. Однако чиновники и пальцем не пошевелили, чтобы позаботиться о сохранности документов. В результате, как говорит Василий Зима, было утрачено более 800 личных дел усыновлённых детей. На практике это означает, в лучшем случае, что дети, о чьи документы чиновники от образования попросту вытерли ноги, лишились каких-либо видов социальной помощи и мыкают нужду или в обход закона стали приёмными детьми.

Мы ещё до конца не понимаем, какой объём работы предстоит правоохранителям, которые будут перелопачивать этот Монблан документов и какие нас ждут «сюрпризы». Если, конечно, станут «копать» до конца. По крайней мере, насколько нам известно, органы внутренних дел тянули с возбуждением уголовного дела по фактам халатности и разглашения тайны усыновления сколько могли. Когда же всё-таки подчинились требованиям прокуратуры, выяснилось, что первые лица Минобра области в деле почему-то не фигурируют, словно скандал их совершенно не касается. В этой ситуации надзорное ведомство посчитало необходимым изъять уголовное дело из Засвияжского РУВД и передать его для проведения расследования в следственное управление следственного комитета РФ по Ульяновской области.

Одновременно с этим прокурор области внёс представление губернатору региона с требованием незамедлительно принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений. И хорошо, если дело не дойдёт до различных посольств, тем паче, приёмных родителей-иностранцев. Они такой международный скандал раздуют, что нашим властям, конкретно, Минобру, станет жарко.

Версии происшедшего

Впрочем, скандал уже муссируют на интернет-сайтах столичных регионов. Более того, ситуацию взял на контроль Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Павел Астахов. В релизе его пресс-службы сказано, цитируем: «Эта находка свидетельствует об отношении Минобразования области, в ведении которого находятся органы опеки и попечительства, к судьбам детей-сирот. Все виновные должны быть привлечены к ответственности». Он направил в адрес прокурора, губернатора и министра образования области телеграммы с настоятельной просьбой разобраться в сложившейся ситуации и взять дело под личный контроль.

В Минобре выдвинули сразу несколько версий происшедшего. Одни с пеной у рта утверждали, что архив попросту забыли вывезти. Другие, напротив, пытались доказать, что налицо … кража. Никто, однако, так и не дал вразумительного ответа на вопрос о том, почему же секретные документы оказались именно в ПУ №16. Почему их никто не сдавал с рук на руки по обязательной в таких случаях описи? И как, вообще, их могли здесь «забыть»? Иного объяснения нет, кроме как того, что бумаги здесь бросили специально. Действительно, передача в архив на хранение такого количества документов видится делом хлопотным и долгим. Проще свалить «до кучи» в месте, где их никто не будет искать. Если это так, то налицо дикость и вандализм. Будем надеяться, что следствие всё расставит по своим местам. А пока что глава ведомства Екатерина Уба «попросила на выход» замдиректора департамента Минобра Александра Мишалова и двоих его сотоварищей рангом пониже. Начало разборкам положено.

Впрочем, в последние годы они не прекращались. Минобр настолько в них погряз, столько выплывает на свет неприглядных фактов его деятельности, что приходится лишь удивляться, что губернатор области до сих пор хранит в отношении этого ведомства олимпийское спокойствие. Видимо, у нас другие приоритеты. Нас, похоже, даже не задевают слова Павла Астахова: «Ульяновская область относится к 10 регионам России, где вопреки указанию Президента РФ нет Уполномоченного по правам ребёнка». Судя по всему, на родине Колобка и буквы «Ё», в столице всего и вся, он не нужен.

Автор: Виктор Никитин

прокуратура, общество, дети

Previous post Next post
Up