От ежедневной политической трескотни об инновациях, инвестициях, целевых программах федерального, регионального и ведомственного разлива шум стоит в ушах и в голове каша. Беспрестанные призывы беречь государственные, то бишь, наши, вроде бы, общие деньги начинают вызывать непреходящее чувство тошноты и омерзения. Тем временем областная прокуратура проверила, как на самом деле соблюдают бюджетное законодательство органы госвласти и местного самоуправления.
Результаты способны вогнать в ступор. Только за первый квартал 2011 года в Ульяновской области выявлено более 1200 нарушений. Опротестовано 76 незаконных правовых актов. Внесено 164 представления, в том числе в правительство области. Предъявлено в суды 19 исков. Возбуждено четыре уголовных дела. Прокурорами Майнского, Новоспасского, Базарносызганского, Павловского, Старомайнского и Вешкаймского районов установлено, что муниципальные контрольно-счётные органы уклонялись от надлежащего контроля над исполнением бюджетов поселений, а также использованием их имущества и земельных ресурсов.
Проявили резвость не по разуму главы администраций Лебяжинского и Тиинского сельских поселений. Они, не моргнув глазом, утвердили целевые программы капремонта многоквартирных домов и газификации сёл. При этом их почему-то не обеспокоил тот факт, что программы не обеспечены финансированием из местного бюджета. Надо полагать, отдуваться за реализацию этих «пустых» программ они вовсе не собирались. Пришлось вмешаться прокуратуре Мелекесского района, чтобы остановить игры в «мыльные пузыри».
Да что там какое-то поселение! Область и та не потрудилась обеспечить надлежащее финансирование расходных обязательств, которые были установлены некоторыми ОЦП, в результате чего их социально-экономический эффект приблизился к уровню городской канализации. А что вы хотите, если в прошлом году предусмотренный ОЦП объём бюджетного финансирования был урезан на 3,8 миллиарда рублей, а в нынешнем году и вовсе на 6,8 миллиарда. Прокуратура тем временем утверждает, что низкую результативность показывают даже те ОЦП, которые были профинансированы в достаточном объёме. В качестве примера берётся ОЦП «Развитие сельского хозяйства в Ульяновской области на 2008-2012 годы». В прошлом году на её реализацию было выделено более одного миллиарда рублей. Это полностью соответствовало заявленной региональным Минсельхозом потребности. Но вот беда: из целевых индикаторов за 2010 год достигнута лишь треть. Можно только предполагать, что виной всему засуха. Прокуратура, между тем, предупреждает, что по соглашениям с федеральными структурами существенное отклонение от намеченных индикативных показателей является основанием для уменьшения в следующем финансовом году размера средств федерального бюджета, выделенных на эти цели.
Это лишь один пример. Надзорный орган тем временем утверждает, что с эффективностью менее 50% реализованы 11 целевых программ, а по четырем и вовсе не достигнут ни один индикативный показатель. Вот она, наглядная иллюстрация к песнопениям власть предержащих о громадье планов. Такие мыльные пузыри, пожалуй, будут ослепительнее всякого фейерверка.
Но и это, оказывается, далеко не всё, хотя, казалось бы, дальше некуда. Органы госвласти области, как выясняется, далеко не всегда осуществляли надлежащий контроль в части устранения выявленных нарушений финансовой дисциплины. Так, например, проведённой региональным Минфином ревизионной работой в деятельности поселений Тереньгульского района и некоторых дошкольных учреждений Ульяновска были выявлены факты нецелевого и иного неправомерного расходования средств областного бюджета. Представления об устранении нарушений бюджетного процесса были внесены. Они, однако, оказались что мёртвому припарка. Все сроки истекли, но изъятие в бесспорном порядке незаконно используемых средств чиновники министерства так и не обеспечили. Более того, руководители ревизуемых учреждений совершенно спокойно и без всяких для себя последствий были освобождены от административной ответственности. Стоит ли после этого удивляться, что из выявленных в этих учреждениях нарушений 40% так и не были устранены.
«Порулить» казной желающих много. Совет депутатов Оськинского сельского поселения утвердил Положение «О расходовании средств резервного фонда местной администрации». Потребовалось вмешательство прокурора Инзенского района, который указал «слугам народа», что утверждение состоялось с превышением их полномочий, а потому подлежит отмене.
Тем временем прокурор Мелекесского района направил в суд заявление с требованием обязать администрации сразу нескольких поселений опубликовать сведения о численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание за второе полугодие минувшего года. Видимо, было что скрывать. Непонятную «доброту" проявили чиновники в Железнодорожном и Засвияжском районах. Она обернулась неисполнением бюджета по доходам. После вмешательства прокуратуры «активизировался» Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами городской мэрии. Выяснилось, что «добрые» районные чиновники не обременяли себя взысканием с арендаторов муниципального имущества задолженности по арендной плате. Скрепя сердцем, ошибки пришлось исправлять.
Примерам нет числа. Всё остальное будет повторением сказанного. Если верно, что голь на выдумки горазда, то ещё больше на них горазда чиновная рать. Бюджеты всех уровней как были, так и остаются боксёрской грушей, из которой всеми правдами, а чаще неправдами выколачивают наши с вами денежки. Есть веский аргумент в пользу ныне сказанного: череда громких коррупционных скандалов, которым, похоже, в нашей области не будет конца. Каждый из них, по большому счёту, начинался «невинной игрой» с бюджетным законодательством. Чем заканчивался, всем хорошо известно.