Здравствуйте, дорогие мои читательницы рубрики "ЖенСовет"! Сегодня мы коснемся непростой темы - церкви. Несколько дней осталось до окончания православного Великого поста. В этом году многие мои знакомые пробовали поститься. Но в храм они, как правило, не ходили, молитв не читали. Для них пост - это диета. Если следовать мнению диетологов, которые тоже рассматривают православный пост как диету, он гораздо полезнее, здоровее и безопаснее, чем любые искусственно придуманные диеты и системы питания.
Но что же такое пост с точки зрения церкви? Как из него правильно выйти? Об этом мы спросили отца Серафима из Благовещенского храма г. Ульяновска.
- Отец Серафим, сейчас стало модным соблюдать посты. И, как правило, постятся женщины. При этом они стараются себя ограничивать в еде, из рациона убирают все мясное и молочное. Правильно ли они соблюдают пост?
- Я поправлю. Точнее сказать, сейчас модно не поститься, а соблюдать диету. Пост - это не только запрет на определенный срок некоторых видов пищи, но обязательное сочетание его с молитвой. Пост не для похудения, а для спасения души. Это не цель, а средство. Как инструмент, им надо уметь пользоваться. Когда человек поститься, еда для него становится обузой. Хочется, чтобы пост продолжался и дальше. Правда, если пост соблюдается впервые, когда он заканчивается, хочется съесть чего-нибудь вкусного. Это пробуждается страсть чревообъедения. Пресыщенная плоть становится полным хозяином человека и открывает двери множеству других нечистых страстей. Значит, во время поста мы не боролись со своими страстями. Пост вскрывает и очищает гнойники и нарывы нашей души, делает ее более способной для восприятия Божьего дара любви, помогает обрести равновесие и умиротворение, преодолеть страсти и вредные привычки. А для этого надо находиться внутри себя, а не снаружи.
- Еще осталось несколько дней до завершения поста. Как священнослужители выходят из поста?
- Я скажу по себе, что поститься не сложно, сложнее выйти из поста. Как вы знаете, подвиг поста заканчивается Пасхой. Люди в знак радостного единения начинают пасхальную трапезу, телесное подкрепление. Но разговляться надо аккуратно, чтобы желудок не болел. Особенно нельзя употреблять жирную пищу. Исстари на Руси начинали разговение с овсяного киселя. Здравый смысл и чувство меры ещё никому не навредили. Именно поэтому лучше съесть одно яйцо, немного творожной пасхи, небольшой кусочек кулича, приготовленного заранее.
- Отец Серафим, а кто в основном в наши дни посещает церковь?
- Конечно, женщины. Женщина быстрей приходит в церковь, потому что она чувственная, она стремится, как мать, к Богу. Чтобы мужчина переступил порог церкви, надо его «растолкать». Но женщина может и уйти. При каких-то жизненных обстоятельствах ее чувственность может увести. А если мужчина пришел в церковь, то навсегда. Сейчас, кстати, много молодых тянется к Богу. Их душа требует чего-то светлого. Вера в Бога помогает молодым людям встать на путь истинный.
- А с чем приходят в храм?
- С разными проблемами. Женщины в основном из-за детей. Аборты - другая существенная проблема. Молодежь, как правило, ищет спасение от греховной жизни. Некоторые сначала ради интереса заходят на православный сайт, а потом уже начинают посещать храм.
- Отец Серафим, а Вы сами как пришли в церковь?
- Можно сказать, меня за руку привели. Я жил тогда в Питере. Был обычным человеком. После армии устроился на работу. Там познакомился с одним интересным человеком, который своими рассказами привел меня в церковь. Так я стал ходить на церковные службы. Первое время ломало: несколько раз зарекался, что не буду больше ходить в церковь. Но после служб на душе было как-то светло и хорошо. Так потихоньку приобщился к церкви. Главное, кто на пути попадется. Каждый, кто ищет Бога, находит его: одни быстро, другие - окольным путем. Но каждый приходит в свое время.