Многочисленные факты ненадлежащего исполнения органами власти и местного самоуправления требований законодательства, регламентирующего вопросы проведения капитального ремонта многоквартирных домов, после очередной проверки выявила областная прокуратура.
Установлено, в частности, что органы местного самоуправления не утруждают себя соблюдением установленного законом порядка направления получателям средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Так, например, в Карсунском и Сурском районах деньги на проведение капремонта жилых домов были направлены … коммерческим структурам. Но и это полбеды. Беда в другом: средства отдавали «наобум», в отсутствие смет расходов и решений о долевом финансировании работ за счёт средств собственников помещений. Скажем больше. Закон ФЗ-185-ый предписывает, что авансирование работ подрядных организаций не должно превышать 30% от суммы по смете расходов. Это справедливо: аванс ты получил, выполни работу на высшем уровне и получай остальную сумму. Не выполнил, извини, с расчётом придётся подождать, пока не устранишь все недоделки, причём, за свой счёт. В нашем случае всё было иначе. Подрядчик в лице ООО «Жилдорстрой» получил всё до копеечки, даже не приступая ещё к работам. Чем чревата такая доброта? Прежде всего, тем, что если подрядчик схалтурил, ищи его, как ветра в поле, деньги ему уже выплачены.
Факты нарушения
Между тем прокуроры Цильнинского, Новоспасского, Чердаклинского и некоторых других районов вскрыли факты нарушения хозяйствующими субъектами сроков выполнения ремонтных работ. И что в итоге? В десятки многоквартирных домов тепло пришло с большим опозданием. При этом, как утверждают в надзорном ведомстве, органы местного самоуправления не только устранились от контроля над реализацией ФЗ-185, но и сами ударились во все тяжкие, нарушая сплошь и рядом градостроительное законодательство. Прискорбно, но пример в этом подаёт областной центр. Именно здесь работы по ремонту свыше 300 домов, включенных в МПЦ «Проведение капремонта многоквартирных домов на территории МО «Город Ульяновск», проводились в отсутствие проектной документации. Не было и выдаваемых органами местного самоуправления документов, подтверждающих право на проведение таких работ. Более того, в нарушение требований закона мэрией Ульяновска даже не выдавались разрешения на ввод в эксплуатацию «отремонтированных» домов.
Помимо областного центра аналогичные факты вскрыты в Большенагаткинском сельском, а также в Старотимошкинском, Измайловском, Чуфаровском, Цильнинском городских поселениях. При этом, как утверждает прокуратура, органы государственной власти региона, цитирую, «фактически самоустранились от реализации задач по организации управления и контроля над эффективным использованием средств долевого финансирования программных мероприятий». После такого заявления в голову даже лезет крамольная мысль: «А использовались ли вообще по назначению эти самые средства долевого финансирования?» Страшно даже подумать. Судите сами. В последние годы, по оценкам надзорного ведомства, на мероприятия по созданию благоприятных условий для нашего с вами проживания потрачено более двух миллиардов рублей. Созданы ли такие условия? Пусть на этот вопрос каждый ответит сам за себя.
А где же денежки? Этот вопрос надо бы адресовать по назначению, то есть в Министерство строительства и ЖКК области. Но там, как выясняется, далеко не всё ладно. Оказалось, что при попустительстве чиновников Минстроя ТСЖ, ЖСК и прочие УК свои полномочия по установлению порядка использования подрядных организаций для капремонта многоквартирных домов использовать даже и не думали. Что из этого вышло, всем хорошо известно. Вместо солидных фирм, имеющий квалифицированный персонал, необходимое оборудование и транспорт на ремонт домов были брошены различные «шарашки», у которых всего богатства, извините, в дырявом кармане блоха на аркане. Кое-кто не погнушался даже «услугами» гастарбайтеров, которые имеют о строительстве очень смутное представление. Стоит ли после этого удивляться, что ещё до завершения ремонта там и здесь начались перебои с теплом, потекли трубы в квартирах и подвалах, забили фонтаны горячей и холодной воды.
Инспекции стоят в сторонке
Приходится лишь сожалеть и негодовать, что от реализации полномочий в сфере ремонта жилищного фонда устранилась даже областная Инспекция государственного строительного надзора. Её должностными лицами, считает прокуратура, не пресекались нарушения заказчиками и подрядными организациями требований проектной документации, технических регламентов, обязательных стандартов, строительных норм и правил. Речь, напомню, идёт о той самой Инспекции, на сайте которой до сих пор «висит» перечень объектов, не имеющих разрешения на строительство.
«Досталось на орехи» от прокуратуры и Государственной жилищной инспекции региона. Она тоже оказалась не без греха, потому как не осуществляла контроль над соблюдением требований нормативно-технической документации при производстве ремонтных работ. Сказанное в полной мере относится и к вопросу о содержании придомовых территорий. Ну, а если не осуществляла контроль, то нет ничего удивительного в том, что многочисленные жалобы населения о нарушении законодательства при проведении ремонта жилья должной оценки не получали.
Нет необходимости говорить и дальше, как идёт в регионе реализация ФЗ-185. Её результаты каждый из нас не только видит, но ощущает на собственных горбах и кошельках. Скажем лишь, что прокурор области внёс губернатору Сергею Морозову представление. Для тех, кто подзабыл: это документ, содержащий требования незамедлительно устранить выявленные проверкой нарушения и привлечь к ответственности виновных должностных лиц. Возымеет ли он действие? Вопрос, конечно, интересный.
Автор: Виктор Никитин