Эксперты Института экономики РАН уверяют, что эпоха дешёвого продовольствия ушла в прошлое. Рост цен на продукты продолжится. Виноваты в этом засуха, вызвавшая дефицит продовольствия, и спекулянты, которые только за последние полгода втрое увеличили свои наценки. Будет давать разгон ценам и увеличение налоговой нагрузки на бизнес.
Эксперты Центра развития ВШЭ утверждают, что темпы роста цен на продукты за последние как минимум два года не опускались ниже 14,7%.
Кто кого смог, тот того и с ног
В ценовом беспределе первую скрипку, несомненно, играет крупный бизнес. Для него, похоже, закон не писан. Картельные сговоры стали носить системный характер. По оценкам ФАС только в прошлом году больше сотни дел было связано с ростом цен на продовольствие. При этом представители бизнеса пакостят едва ли ни в открытую. Будучи участниками аукционов на получение госзаказа, они всё чаще договариваются между собой о том, чтобы, например, сбить начальную цену на те или иные продукты питания не на 10-15%, а всего на 0,5%.
После этого нет ничего удивительного в том, что в нашем регионе, например, повысились цены более чем на два десятка продуктов, по которым отслеживается стоимость. Среди них, в частности, говядина, колбаса варёная и полукопчёная, масло животное, мука. При этом масло подсолнечное подорожало на 6,9%, сахар - 7,8%. Все рекорды бьют крупы и овощи. Цены на рис, морковь, капусту выросли на 18,3%, крупу гречневую - 18,8%, свёклу 21,4%, лук репчатый - 23,1%. В явные лидеры вышло пшено - 31,4%.
Не меняется в лучшую сторону ситуация с гречкой, которая буквально в один день стала едва ли ни национальным продуктом питания, причём, единственным: такой вокруг неё подняли бум. Её стоимость, кстати, за последнее время поднялась ещё почти на 19%. Как говорит министр сельского хозяйства области Александр Чепухин, вины региона в этом нет. Мы традиционно не производили гречки столько, чтобы обеспечивать даже самих себя. Предпочитали закупать её в Татарстане и Алтайском крае. По его мнению, всё, что сегодня происходит вокруг гречки, чистейшей воды спекуляция. Сегодня её смело можно подавать не по 90-120 рубле, а по 75 рублей. Возьмём картофель, о котором наш разговор впереди. Он ведь тоже доходил до 95 рублей. Но появилась конкуренция и цены на него «сдулись». Это означает лишь одно: цена падает до тех пор, пока позволяет разница между продажей и покупкой.
Между тем ситуация меняется в неожиданную для населения сторону. Торговые сети города ведут себя более-менее достойно. По крайней мере, наценки на основную группу продовольственных товаров стараются сдерживать: видимо, сказались Соглашения о сдерживании цен, подписанные с региональными властями. С рынками подобные Соглашения не подписаны, там стихия индивидуального предпринимательства. Это не совсем понятно, если учесть, что ценовая ситуация на них отслеживается и на общих основаниях вносится в данные мониторингов. В результате имеем дисбаланс. Цены на рынках лютуют. Даже бабки-«одуванчики» успешно усвоили науку задирать их до небес. Покупателей в рыночных рядах поубавилось. Время очень быстро показало, что, оказывается, выгоднее делать покупки в торговых сетях, где цены более стабильны и хотя бы сохраняют видимость приличия. Чтобы там ни говорили, а законы экономики не обманешь: надо брать не ростом цен, а оборотом рубля.
«Второй хлеб» дороже «первого»
Совсем недавно, казалось бы, в разговорах о картофеле звучали истерические нотки. Масса «аналитиков», многие из которых на полном серьёзе склонны полагать, что огурцы растут на деревьях, кинулись на проблему, как голодные собаки на обглоданную кость. Слова губернатора о том, что, цитирую, «ценовая ситуация на продовольственном рынке региона по-прежнему находится на постоянном контроле правительства области», они мусолили до неприличия долго, так и не придя к единому мнению.
Между тем истерия вокруг «второго хлеба» не всегда имеет под собой основание. В одном из предыдущих номеров газеты мы рассказали о его поставках из Германии и Голландии. Меры оказались достаточно эффективными. Стоило прозвучать тревожному звонку из Димитровграда, где цены на картофель поднялись до 50 рублей, как туда незамедлительно отправили 30 тонн для реализации по фиксированным ценам, которые, как известно, составляют 32 рубля за килограмм. Условились, что если этого будет недостаточно, торговля продолжится в еженедельном режиме. Вопрос был исчерпан. Потребуются дополнительные поставки картофеля в другие города области, проблем не будет.
Слышатся призывы как-то особо выделять продукты, реализуемые по фиксированным ценам, в том числе и картофель: вывешивать, например, баннеры, клеить большие и яркие ценники. На первый взгляд, логика в этом есть. Только вот беда. Закон «О торговле» категорически, под страхом наказания, запрещает открыто отдавать предпочтение тем или иным видам продукции и товаров. У нас, знаете ли, свободная торговля и конкуренция. Можно сколько угодно негодовать по этому поводу, однако запрет никто не отменял. Закон, может быть, и плох, но это закон.
Другое дело, что вопрос реализации заморского картофеля, действительно, до конца не урегулирован. В областном центре, например, «второй хлеб» большей частью можно видеть лишь в отдельных торговых точках Центрального рынка. До «спальных районов» он добирается с трудом. В региональном Минсельхозе заверяют, что реализация картофеля идёт, в основном с автомашин, поэтому торговлю лучше всего проводить максимум при пяти-семи градусах морозах. В противном случае его можно переморозить и вместо стола горожан отправлять на свалку. Умалчивается, правда, а где же обещанные стационарные торговые точки «шаговой доступности», о которых много говорилось не далее как осенью минувшего года? Вопрос тем более важный, что помимо картофеля ОАО «Агропромпарк» налаживает поставки в регион гречки, подсолнечного масла, пшена. Учитывая, что стоимость их начала двигаться не туда, куда нужно, их тоже решено продавать населению по фиксированным ценам. Так что без стационарных торговых точек, судя по всему, не обойтись. В противном случае так и будем читать на подъездах домов объявления (стилистика и орфография сохранены - авт.): «Прадаю картошку из Галандии по 35 рублей за килограмм». Вот так. Реализация «второго хлеба», вроде бы, в целом проходит спокойно. Ажиотажа и «скупок на корню» не наблюдается. Более того, конкуренция позволила приостановить на него цены, а кое-где их даже сбить. А тут, на тебе, «картошка из Галандии». Видимо, у «Агропромпарка» конкуренты всё-таки остались.
Сильной мерой стабилизации цен всегда были и остаются сельхозярмарки. В нынешнем году мы на них «поскользнулись»: виной всему, как говорят в Минсельхозе, сильные морозы. Время проведения ярмарок несколько раз пришлось переносить: есть риск, что продукция, особенно овощи, такие холода не перенесёт и просто перемёрзнет. Остаётся надеяться, что у горожан ещё будет возможность закупить продукты по приемлемым ценам. По крайней мере, предпраздничная ярмарка в Ульяновске запланирована на 5 марта.
А пока суд да дело, Минсельхоз, как заверяет Александр Чепухин, ежедневно ведёт мониторинг цен по всем районам области. Если где-то они начинают превышать допустимые пределы, проводится отработка всей цепочки: продавец - поставщик - наценки в опте и рознице. Главное, выявить причину, а меры себя ждать не заставят.
Как долго кашу из чужой гречки есть?
Разговор о ценах и «втором хлебе» не будет полным, если обойти молчанием проблемы наших аграриев. Можно сколько угодно рассуждать о причинах нынешней ситуации, искать правых и виноватых, но пока не будет собственного производства, все разговоры останутся не более чем сотрясанием воздуха. Население некогда самодостаточной Ульяновской области сегодня ест кашу из чужой гречки, пшена и даже гороха. А где же свои крупы и бобовые? Где картофель? Почему за них надо платить втридорога чужому дяде? Потому что нет своих.
Потребовалась страшная по своим последствиям засуха, чтобы мы, и то пока сквозь зубы, начали признавать, что упущено очень многое. Уповали: «Частник вывезет!» Он, действительно, вывозит. Пока. Прежде всего, потому, что без картошки в селе никак нельзя. Она идёт не только на стол, но, прежде всего, на семена, да и скотину надо подкармливать. «Второй хлеб», однако, не бурьян. Он требует ухода. Его надо окучивать, полоть, избавлять от всяких вредителей, типа колорадского жука, оберегать, наконец, от лихих людей. Между тем сил у крестьян больше не становится. Да и засуха дала о себе знать. И если СПК и КФХ идут по площадям под картофель и овощи с приростом, то ЛПХ, дающие львиную долю «второго хлеба», кое-где их начали сокращать. Причины общеизвестны, а потому не будем повторяться.
Область принимает срочные меры к исправлению ситуации. Есть, в частности, намерение войти в ФЦП по мелиорации. Это вселяет надежду. В любом случае, на решение проблемы потребуются поистине титанические усилия и много времени. Цена вопроса? Посевная покажет.
Автор: Сергей Тихонов