Vermeer: The Greatest Exhibition (2023)

May 21, 2023 17:22

Отличный фильм (Vermeer: The Greatest Exhibition) по выставке, советую, вероятно даже если ходили на выставку "живьем". Глядя на детали картин на большом экране, замечаешь то, чего раньше не видел. Тщательно выверенный свет, цвет  и без толп и очередей. С коментарием 4-х кураторов - получается хороший guided tour даже если вы все это знаете и так, и даже больше. Жалко, что зрители в основном "возрастных" категорий 50+, мне кажется, что раньше такого не было.

Немного заметок, и то, на что раньше не обращал внимание:


1. В картине "The View of Delft" башня Новой церкви Nieuwe Kerk (желтая на ярком солнце) не отражается в воде (и много других странностей в отражении). Скорее всего это "artistic choice", чтобы не отвлекать внимание зрителя.





2. В картине "The Little Street" на белой стене имя художника выглядит как кем-то нацарапанное граффити. Под ним еще какие-то царапины, похожие на цифры 25, или просто грязь. Вермееру в это время 25-26 лет, но скорее всего просто кажется или совпадение.

3. Стиль Вермеера, это передача настроения через игру света, цвета и теней. Персонажи изредка смотрят на нас, и тогда, мы становимся частью сюжета, иногда как бы отвлекая их. Но чаще мы как бы "подглядываем" из за занавески, из глубины комнат, или просто не видимы, и поэтому становимся зрителями чего-то для нас не предназначенного, смысл чего остается для нас почти всегда загадкой.



4.В картине "The Procuress" квадрат можно разделить на темные и яркие прямоугольники, эффект слегка напоминает Мондриана. Например не ясно выигрывает ли картина от того, что плащ(?) в левом нижнем углу темного, а не какого-нибудь более интересного цвета, зеленого и темно синего (экономия краски начинающим художником  или потемнело со временем?). Композиция тут сознательно привлекает внимание к рукам в центре.  Мужчина держит монету.



Кураторы говорят, что монет было больше, но Вермеер выбрал минимализм и оставил  одну,  мы видим только тонкий блеск ее ребра.



5. В картине "The Milkmaid" был виден резкий контраст, стена гораздо белее справа от молочницы, чем слева от нее, можно было почти провести границу между этими цветами. Воможно это как раз оптическая иллюзия в большом темном зале, т.к. на фотографии этого вроде бы не видно. Еще кураторы прокоментировали, что виден загар на ее руке, и белая рука там, где рукав закатан. Ну и молоко не может течь вверх, как заметил уважаемый groningen_sn , т.е. должен быть виден уровень молока, но так возможно красивей (artistic choice).



6. В картине "Lady Seated at a Virginal" у женщины две правых руки. Не знаю что это. Версии в интервале от "так выглядит мизинец левой руки в темной комнате" до "так выглядит результат неудачной реставрации".



7. В картине "Lady Writing a Letter with her Maid" рукава сплошной кубизм.



Еще там то ли письмо, то ли книжка на полу. Из вики: "Среди прочих деталей обращают на себя внимание лежащие на полу предметы: палочка сургуча, красная печать и скомканная страница. Это может быть смятое и брошенное письмо, ранее полученное женщиной, либо черновик её собственного ответа. Высказывалось также предположение, что предмет может быть не просто листком бумаги, а маленькой книгой - письмовником, содержавшим образцы разного рода писем. В таком случае можно предположить, что дама отбросила его, не найдя в нём ничего подходящего, и теперь пишет собственными словами, выражая собственные эмоции."
В фильме говорят про предыдущую версию письма, тогда почему красная печать и сургуч на полу. Тайна.




8. В картине "Young Woman with a Lute" резкий контраст льва спинки стула и желтого рукава. В целом это характерный пример того, чем Вермеер отличается от большинства художников жанристов-"детализаторов" (Fijnschilders). Тут только игра света и полумрака, деталей почти нет.



Но на самом деле, глядя на карту, мы видим, что они есть.  Вернее они там появятся, если "включить свет":






9. В картине "The Love Letter" очень интересная композиция, но все внимание зрителя обычно сосредотачивается на дальней комнате, а темный коридор просто работает как рамка. Так выглядит эта картина на сайте проекта Google Arts & Culture (Rijksmuseum)



На самом деле там на стене карта (что такому ценному предмету делать на этой темной стене?), какие-то подтеки, справа ноты и т.д. Ну и естественный вопрос кто мы, и как мы здесь оказались.



10. В картине "Woman Reading a Letter" очень приятный колорит и тональность. Кураторы отмечают, что на спине у женщины тонкая полоска светло голубого - создает ощущение обьема и воздушности.




По-моему это еще и типичный оптический эффект, хроматическая аберрация, если смотреть сквозь линзу.

image Click to view

dutch art, странное искусствоведение, vermeer

Previous post Next post
Up