Недавно были в театре Моссовета на "Иисус Христос - суперзвезда". Какая же мощная постановка, а. В Библии или вот в горячо мной любимом "Иуде Искариоте" Андреева сочувствовать Иисусу мешает его абсолютная уверенность в собственной миссии. В "Иисус Христос - суперзвезда" я в первый раз вижу Иисуса сомневающегося, говорящего: "Господи, мне страшно. Нужна ли моя жертва? Я не хочу умирать". И это как-то сразу напоминает о том, что Иисус на Земле - еще не Бог, но человек.
И этому человеку нужно пройти пытки и взойти на Голгофу с крестом на спине, чтобы там умереть. Чтобы потом, возможно, на Земле стало лучше, чтобы в сердцах людей поселился Бог.
Жертвовать, когда ты никогда не увидишь результатов своей жертвы - это очень тяжело.
Мне почему-то вспоминалось множество других людей, которые проявляли похожий героизм каких-то 70-75 лет назад. Которые проходили концлагеря, которые не ломались под пытками в плену и под пытками у своих, когда из них пытались выбить обвинения в предательстве... Господи, из чего были сделаны эти люди? Как они делали невозможное, как выносили то, чего человеку вынести невозможно?..
Ладно, я отвлеклась. О постановке.
Иуда переполнен любовью пополам со жгучей завистью. У меня не очень хорошо нарисовался его образ, потому что всю первую часть я смотрела на постановку через призму видения Андреева. Очень сложно было от этого видения отойти. Поэтому в голове получилось смешение - у меня не ложились совсем арии на тему желания остаться в вечности хоть тушкой, хоть чучелком. Но потом вроде улеглось.
Тем более, что в моссоветовской постановке нет Андреева совсем, это просто мой личный глюк культурного контекста. Зато там есть очень много Булгакова. Настолько много, что было ожидание, что в финальной сцене на байке будет сидеть кот Бегемот.
Очень булгаковский Пилат был. Есть одна абсолютно "прозаическая" вставка без песен и плясок - допрос Иисуса Пилатом. И вот эта вставка - очень явный реверанс Булгакову, вплоть до цитат. Насколько я знаю, в оригинальной постановке "Иисус Христос - суперзвезда" вставки в такой форме нет.
Самые сильные фигуры постановки вообще - Пилат, Иуда и три фарисея в имидже работников НКВД. Очень понравились.
Иуду играл актер не из обычного состава, играл очень хорошо, метания его буквально передавались залу. Но он не очень хорошо попадал в ритм, когда пел, к сожалению. Наверное, недавно играет.
Вообще сейчас вспоминала все это, и слезы на глаза наворачивались. Какие же они классные.
Поставила "Арию" "Кровь за кровь":
"В серебристый сон
Ты бы с ним ушел
По дороге вечных звезд
Над простором строгих гор.
Ты бы перед ним
На колени встал
Не стыдясь ни слов, ни слез
Кто любил - тот и распял..."
Вот в этом духе и концовка примерно. Ангелы на мотоциклах всех увезли в рай, и увидел Господь, что это хорошо.