Ваше лицо вот-вот станет вашим билетом. Аэропорты Испании стандартизируют систему распознавания лиц, технологию, которая позволит пользователям упростить прохождение контроля безопасности без необходимости брать с собой документы или посадочный талон. Однако ее внедрение вызывает опасения по поводу ее безопасности и конфиденциальности.
Vueling стала первой авиакомпанией в стране, внедрившей этот неоднозначный метод идентификации. В 2021 году состоялась премьера пилотной программы, разработанной AENA в Барселоне, и, посчитав ее успешной, компания решила установить ее в аэропортах столицы Каталонии, а также в аэропортах Мадрида, Менорки, Пальма-де-Майорки и Ибицы. В прошлую среду авиакомпания объявила, что "в ближайшее время" распространит ее на жителей Гран-Канарии и Северного Тенерифе. Другие авиакомпании, такие как Air Europe, Binter и Iberia, также участвуют в этой инициативе.
Эта технология, которая позволит пользователям упростить прохождение контроля безопасности без необходимости брать с собой документы или посадочный талон
Системы распознавания с использованием искусственного интеллекта (ИИ) охватывают все больше и больше аспектов. Они используются для разблокировки экрана мобильного телефона и демонстрации вашему банку, что вы являетесь владельцем счета. Для этого программа анализируют биометрические данные, которые основаны на уникальных характеристиках каждого человека, таких как его отпечатки пальцев, радужная оболочка глаза или лицо. Их уникальность делает их особенно чувствительными, поскольку в чужих руках они могут способствовать подделке и подмене личных данных.
Аэропорты как лаборатория
Аэропорты по всему миру, от Лондона до Франкфурта, годами тестируют эту и другие технологии. Например, в Соединенных Штатах этот метод хотят распространить на 430 пунктов по всей стране.
"Мы убеждены, что путешествия будущего будут проходить с помощью биометрии", - объясняет Хавьер Альварес, технический директор Vueling.
Однако не все доверяют такому подходу. "К сожалению, с 11 сентября аэропорты стали испытательным полигоном общества контроля", - предупреждает Джемма Гальдон, директор по технологическому консалтингу Eticas. Другие организации по защите цифровых прав, такие как Electronic Frontier Foundation, также с обеспокоенностью относятся к стандартизации биометрии.
Безопасность
Европейское законодательство запрещает использование этих систем искусственного интеллекта в подавляющем большинстве случаев, но допускает исключения для тех, которые считаются связанными с общественной безопасностью. "Аэропорты являются критически важной инфраструктурой для национальной безопасности, поэтому здесь распознавание лиц оправдано", - говорит Борха Адсуара, юрист, эксперт в области цифрового права и защиты данных.
Инициатива Vueling является обязательной и требует явного согласия клиентов. Бюджетная авиакомпания, принадлежащая IAG, рекламирует ее как "улучшение", чтобы сделать маршрут к самолету, который иногда вызывает стресс, "максимально простым и комфортным". Тем не менее, AENA разъясняет на своем веб-сайте, что законность выбора этой технологии также основана на миссии "повышения уровня безопасности, эффективности и результативности".
Конфиденциальность
Некоторые эксперты обеспокоены влиянием, которое это может оказать на конфиденциальность пользователей.
"Что произойдет, если кибератака приведет к утечке ваших биометрических данных? Это вероятный сценарий", - предупреждает Сельва Орехон, судебный эксперт, эксперт по кибербезопасности.
Авиакомпании и аэропорты являются одной из основных целей компьютерных преступлений. В конце прошлого года Air Europe, являющаяся частью программы AENA по распознаванию лиц, стала жертвой взлома, результатом которого стала утечка банковских данных. Компания рекомендовала своим клиентам заблокировать свои кредитные карты, но что, если украденная информация - это ваше лицо?.
Компания Vueling указывает на своем веб-сайте, что биометрические данные пользователей, собранные через ее "приложение", будут обрабатываться AENA. На вопрос этой газеты, государственный менеджер испанских аэропортов ограничился указанием на то, что база, на которой хранится эта конфиденциальная информация, "соответствует законодательству". На своем веб-сайте он указывает, что данные будут храниться "максимум 24 часа после закрытия вашего рейса".
"В мире нет такой системы безопасности, которую нельзя было бы взломать",-утверждает Сельва Орехон - директор консалтинговой компании по кибербезопасности, занимающейся брендингом
Однако это не гарантирует, что кража не может произойти. "В мире нет такой системы безопасности, которую нельзя было бы взломать", - добавляет Орехон. "Это вопрос времени, интереса и ресурсов".
Предубеждения и ошибки
Еще одна возможная проблема распознавания лиц - его надежность. Уже в 2022 году Европейский комитет по защите данных напомнил, что эти технологии "не дают окончательного результата, а основаны на вероятностях". Иными словами: они могут ошибаться. Кроме того, в нескольких исследованиях делается вывод о том, что статистические результаты рискуют воспроизвести предвзятость, от которой в основном страдают расовые меньшинства. "Доказано, что идентификация чаще всего не удается клиентам, которые не являются белыми мужчинами среднего возраста", - предупреждает Джемма Гальдон - директор по технологическому консалтингу Eticas
Ошибки, которые допускает машина, могут иметь реальные последствия. В 2022 году 61-летний мужчина был заключен в тюрьму в Техасе (США) после того, как система распознавания лиц универмага Macy's ложно обвинила его в вооруженном ограблении. После нападения и изнасилования в тюрьме он на прошлой неделе подал иск, требуя от сети возмещения ущерба в размере 10 миллионов долларов.