комиксы как вид искусства

Jan 17, 2016 22:32

В том семестре к экзамену писала статью о комиксах =) Пока копалась в информации, сама для себя нашла много интересного. Так что оставлю текст здесь. А верстка - наигралась со шрифтами и воздухом, отвела душеньку и пошла спокойно на работу верстать.









[статья]
Расширяя границы

Рисованые истории с небольшими текстами завоевали сердца по всему миру.
Комиксы - забава для детей и инфантильных взрослых или вид искусства?

Я думаю, многие помнят комиксы из детства о супергероях, Черепашках Ниндзя и диснеевских персонажах. Они не раз развлекали нас и погружали в свой фантазийный мир, были надежным оплотом и непотопляемым кораблем многих детских игр. Взрослым серьезным людям приходится прятаться под одеяло с комиксами и фонариком по ночам, чтобы не пошатнуть свой взрослый и серьезный имидж. Но мы восстановим право вчерашних детей на свои захватывающие истории. Современный мир стремительно развивается и захватывает культуру, которая сейчас наиболее пластична. Чтобы понять, претендуют ли комиксы в современном мире на отдельную теплую нишу в искусстве, стоит заглянуть далеко в прошлое.
Первыми древними комиксами можно считать наскальные рисунки, изображающие сцены из жизни древних людей. Более оформленно выглядит краснофигурная и чернофигурная вазопись на греческих амфорах, которая представляет собой ни что иное, как хронику событий с одними и теми же персонажами. Как и колонна Траяна в Риме, повествующая о войнах Траяна с даками. Клейма в древнерусских иконах можно также причислить к прототипам комиксов, ведь они рассказывали народу о жизни и становлении отдельных святых, а средневековый тканый ковер из Байе изображал последовательные сцены завоевания Англии норманнами.

Некоторые великие литературные произведения, ставшие неотъемлемой частью мирового культурного наследия, выросли из малых форм. Чарльз Диккенс изначально участвовал в создании комикса “Пиквикский клуб”, он был приглашен делать подписи к иллюстрациям. Когда Диккенс понял, что комикс стал массовым и дорос до романа, он создал “Посмертные записки Пиквикского клуба”. Роман “Гаргантюа и Пантагрюэль” родился подобным образом. Выпускались короткие иллюстрированные рассказы с продолжением на близком народу языке, провансальском. Смешные картинки про великанов привлекали людей, и тоненькие выпуски стали популярны. Их Франсуа Рабле впоследствии и объединил в роман. Персонаж Фауста тоже вышел из народа: про него писали пьесы и рисовали лубочные гравюры еще до того, как Гёте создал свою драму.

Причастность к комиксам не обошла и художников. Так, у Пабло Пикассо есть политический комикс, распространенный в Испании во время гражданской войны, - “Мечты и ложь генерала Франко”, датированный 1937 годом. Французский график Оноре Домье рисовал карикатуры на буржуа, которые ежедневно публиковались в газете “Шаривари”.

Постепенно границы между комиксами и искусством размывались все сильнее, и в настоящий момент сложно сказать, какая группа картинок является фрагментами комиксов, а какая - полноценными произведениями искусств. Со стороны содержания выпуски с рисоваными историями переживали свой расцвет во времена Великой Отечественной войны в США, когда людям была нужна надежда на легкую победу, супергероев и способ отвлечься от ужаса вокруг.

Эта концепция претерпевала множество изменений со временем, менялись характеры народных любимцев, ставились и разбивались цензурные рамки, и постепенно новаторство отошло в комиксах далеко на задний план. В последнее же время за рубежом тема графических романов реабилитируется и выходит на новый уровень. Например, во Франции распространена адаптация классической литературы под жанр комикса - от Платона и Вольтера до произведений А. Дюма. Также там вышел комикс по А. Толстому “Ибикус” Паскаля Рабате. Кроме переложений классики есть множество современных графических романов, претендующих на звание произведений искусств, они сочетают в себе захватывающий сюжет, потрясающую графику и тонкую работу слова, с помощью чего могут выразить свою мысль глубже, пронзительнее и увлечь читателя сильнее, чем в некоторых случаях литература или графика. А не это ли и есть искусство?

Самые сильные работы среди графических новелл держатся на нескольких громких именах, которые в корне перевернули понятие комикса как такового. Они лучшие в своем жанре, и именно эти работы я бы рекомендовала к прочтению людям, далеким от восприятия комиксов в принципе и относящихся к ним крайне предвзято, потому что здесь вы не увидите рассказ в картинках, вы увидите полноценные зрелые произведения, прекрасные в своей уникальности.

В любом рейтинге работа Алана Мура и Дейва Гиббонса “Хранители” по праву возьмет уверенное первое место - это идеальных пример того, каким должен быть комикс. Сложнейшая многослойная история с нелинейным повествованием о супергероях в отставке. Автор показывает нам альтернативный мир восьмидесятых годов двадцатого века, ядерную гонку Америки и СССР и витающую в воздухе угрозу взаимного уничтожения. С первых страниц автор завлекает нас в переулки мрачного города, пронизанного безысходностью, кишащего преступностью и насилием, и слой за слоем разворачивает свой сюжет, полный символизма и населенный крайне харизматичными персонажами. Люди сами творят свое будущее и являются тем злом, с которым борются. Запутывая детективную линию, Алан Мур поднимает вопрос, стоит ли жертва тысяч людей спасения миллионов.

Еще одна знаковая работа Алана Мура - “V - значит вендетта”, проиллюстрированная Дэвидом Ллойдом. Место действия комикса - оруэлловская Великобритания 1980-1990-х годов. Таинственный революционер в маске, называющий себя V, заручившись поддержкой народа, пытается разрушить тоталитарный режим. Как и предыдущий роман, “V - значит вендетта” полон символизма и мельчайших деталей, которые не смогла и не смогла бы охватить экранизация. За основу персонажа взята личность революционера Гая Фокса, известного участника Порохового заговора, по которому здание парламента вместе с королем должна была взорвать группа религиозных фанатиков.

“Город грехов” - цикл графических притч Фрэнка Миллера с напряженными криминальными сюжетами. Сюжеты отдельных новелл переплетаются между собой, рассказывая о самом опасном из городов Америки, полном коррупции, мафии и продажных полицейских. Город создает своим малоприятным героям такие обстоятельства, в которых они проявляют самые глубинные свои качества. Необычно графическое решение новелл - это черно-белые контрастные изображения с рисовкой, варьирующейся от схематичной до скрупулезно выверенной. Иногда вводится дополнительный цвет, выделяющий определенного персонажа или связанные с ним детали. Этот прием переняла и экранизация комикса.

Из более классических супергеройских историй - “Бэтмен. Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле” Гранта Моррисона и Дэйва МакКина. Джокер и другие сумасшедшие враги Бэтмена, содержащиеся в лечебнице, устроили 1ого апреля бунт и требуют, чтобы Бэтмен пришел к ним лично. И начинается путешествие в лечебницу, в подсознание героя, в миры сумасшедших злодеев. История слегка сюрреалистична, как кэрроловская “Алиса”, но на то оно и новое прочтение привычной нам истории. Этот комикс выделяется среди собратьев по тематике крайне необычным стилем для комикса: живописная, часто искаженная рисовка, нестандартная сетка страниц, - все это заставляет обратить на “Бэтмена” пристальное внимание.

Сложно обойти вниманием и “Песочного человека” Нила Геймана, получившему массу престижных наград и премий. Это таинственная темная сага о повелителе грез Песочном человеке. По замыслу Геймана, каждое сновидение несет смысл, имеющий значение только для самого сновидца, оно уникально и неповторимо. Одна из обязанностей Песочного человека - хранить неприкосновенность и стабильность структуры снов. Он прибегает к любым методам, включая физическое устранение потенциальных угроз. Графичная четкая рисовка и нелинейность сетки страницы - визуальный подарок от художников этого комикса.

В ряду графических романов выделяется комикс “Маус” Арта Шпигельмана. Это рассказ о холокосте, записанный со слов отца автора и единственный на данный момент комикс, получивший Пулитцеровскую премию. Главные нестандартные приемы романа кроются в форме его изложения. “В книге есть несколько уровней языка. Авторская речь - абсолютно нормальный английский. Прямая речь Владека тоже нормальная, поскольку по сюжету он говорит по-польски, хоть в книге это и сделано по-английски. А вот рассказ его - с ошибками”, - говорит переводчик Василий Шевченко. Всех персонажей Шпигельман изображает в виде животных: евреи - мыши, немцы - кошки, поляки - свиньи. Эта метафора только подчеркивает нацистскую стратификацию, и в 1940-х в антисемитской пропаганде евреев изображали как крыс, грызунов. Успех “Маус” показал, что иррациональное и карикатурное изображение проблемы, не поддающейся никакому пониманию, - один из немногих адекватных способов о ней рассказать.

Не стоит вешать ярлыки и предвзято относиться к непонятным на первый взгляд направлениям. Они могут подарить миру удивительные в своей исключительности работы, трогающие сердца и помогающие расти духовно. Они воспитывают вкус ничуть не меньше, чем литература и графика, но, вбирая в себя черты обеих сфер культуры, сохраняют свою уникальность.


До статьи я как раз купила пару комиксов и пришла в восторг, а пока список составляла, поняла,что "нужно боооооооольше кооомиксов, боооооольшееее"...

гранит науки, текст, комикс

Previous post Next post
Up