Оригинал взят у
catharsis_way в
ВаджрайогиниСреди многочисленных пышно разукрашенных буддийских храмов храм Ваджрайогини ощущается больше индуистским, чем буддийским - несколько Её мурти, фотографии ваджрачарьй, среди которых есть и женщины, никаких танка на стенах, никаких барабанов, и сами мурти не золотые, а покрытые краской - как у индуистов. И в этой простоте происходит поворот сознания. Раскрывается совсем иной лик Деви - Деви как Гуру Джи, Деви как Йогини. Лик невероятно притягательный, особенно для тех женщин, кто выбрал своим Путем Йогу.
Думаю. имеет смысл сделать подборку материалов о Ней.
Для начала - мой перевод статьи из англоязычной википедии, с небольшими сокращениями. Дополнения приветствуются.
Ваджрайогини - «брильянтовая йогини (женщина-йоги)». Она является Высшим йидамом в тантра-йоге. Её практики включают методы, которые предотвращают обыкновенную смерть, переходное состояние (бардо) и перерождение (через трансформацию их в Пути к Просветлению), а также методы, трансформирующие весь повседневный мирской опыт в высший духовный путь. Ваджрайогини является йидамом женского пола. Её иными формами являются: Vajravārāhī (Tibetan: Dorje Pakmo, брильянтовая свинья) и Krodikali (Krodhakali, Kālikā, Krodheśvarī, Krishna Krodhini, Sanskrit; Tibetan:Troma Nagmo, гневная/свирепая чёрная Богиня). Ваджрайогини является дакини. Фактически она считается Буддой женского пола.
При описании Ваджрайогини обычно используется эпитет «сарва-буддха-дакини» («дакини, являющаяся сущностью всех Будд»). Садхана Ваджрайогини появилась в Индии между 10 и 12 столетием.
Происхождение и линия передачи
Буддизм Ваджрайаны учит, что 2 уровня практики Ваджрайогини первоначально были переданы Буддой Ваджрадхарой. Он принял форму Херуки, чтобы дать комментарий на Корневую Тантру Чакрасамйары, и именно в этой тантре он разъяснил практику Ваджрайогини. Именно из этого Откровения проистекают все многочисленные линии передачи, связанные с Ваджрайогини. Из этих линий наиболее часто встречаются линия Narokhachö, переданная Ваджрайогини Наропе, линия Maitrikhachö, переданная Ваджрайогини Майтрипе и линия Indrakhachö, переданная Ваджрайогини Индрабодхи.
Иконография
Ваджрайогини визуализируется в виде 16-летней девушки ослепительно яркого и глубокого красного цвета, на лбу у которой вертикально расположен третий глаз мудрости. Ваджрайогини обычно изображается с традиционными атрибутами дакини, включающими большой нож (Tib. drigug, Skt. kartṛī) с ваджрой в её правой руке, и капалу (чашу из черепа), наполненную кровью, которую она пьет, в левой руке. Её супруг - Чакрасамвара - обычно символически изображается как кхатванга (
http://en.wikipedia.org/wiki/File:Khatvangam.jpg), которого Ваджрйогини держит на левом плече, когда она изображается в одиночестве. Кхатванга отмечена ваджрой, и с ней списает дамру, колокольчик и тройной флаг. Своей правой ногой Ваджрайогини опирается на грудь красного Каларатри, тогда как её согнутая левая нога опирается на лоб чёрного Бхайравы, отгибая его голову назад и прижимая её к его спине на уровне сердца. Её голову украшает корона из 5 человеческих черепов и она носит ожерелье из 50 человеческих черепов. Она изображается стоящей в центре ярко горящего пламени Высшей мудрости.
Мандала и каждый аспект формы Ваджрайогини предназначены для передачи духовного смысла. Например, Её сверкающее красное тело символизирует сверкание Её внутреннего огня (тиб. - туммо). Её единственное лицо символизирует, что она познала единую природу всех феноменов в пустоте. Две Её руки символизируют её осознание двух истин. Три Её глаза символизируют её способность видеть всё в прошлом, настоящем и будущем. Она смотрит вверх в направлении Чистой Земли Дакинь, демонстрируя своё достижение Чистой Земли Дакинь внутри и снаружи, и показывая, что своих последователей/последовательниц она ведет к этим достижениям. Искривленный ритуальный нож «дригуг» в её правой руке показывает на её способность отсекать иллюзии и препятствия своих последователей/последовательниц и всех живых существ. Питие нектара из крови из капалы, который она держит в левой руке, символизирует Её опыт чистого света блаженства.
В форме Ваджраварахи, в которой она известна как «алмазная свинья», она обычно изображается с головой свиньи, расположенной в виде орнамента сбоку от её собственной. А в одной из форм её собственная голова является головой свиньи.
Ваджрайогини часто ассоциируется с победой над невежеством, свинья в Буддизме ассоциируется в невежеством. Эта голова свиньи связывает происхождение Ваджраварахи с индуистской свиноголовой Богиней Варахи.
Форма Ваджрайогини с отрубленной головой подобна индийской Богине Чхиннамасте, которая почитается как хинду, так и буддистами.
Практики
В Буддизме Ваджрайаны Ваджрайогини является Божеством для медитации или его супругой, находящейся с ним в сексуальном соитии. Существует несколько сборников, содержащих садханы, ассоциирующиеся с Ваджрайогини, включая один, содержащий только садханы Ваджрайогини, и включающий в себя 46 работ различных авторов. Он называется Guhyasamayasādhanamālā.
Ваджрайогини является влючевой фигурой в продвинутых практиках Чод тибетского Буддизма, где она появляется в форме Kālikā (Standard Tibetan: Khros ma nag mo) или Vajravārāhī (Tibetan: rDo rje phag mo).
Также Ваджрайогини присутствует в версиях Гуру-йоги школы Кагью Тибетского Буддизма.
Сказано, что практики Ваджрайогини очень быстро дают её благословение, особенно во времена упадка.
Эманации
Женщина-тулку, которая была настоятельницей монастыря Самдинг на берегах озера ямдрок Тсо, расположенного около Гьянце, Тибет, традиционно была нирманакайя эманацией Ваджраварахи (тиб.- Дордже Пхагмо). Линия была основана в 15 веке принцессой Гунгтханг, Чокйи Дронма (1422-1455). Она стала известна как Самдинг Дордже Пагмо и основала линию женщин-тулку, перерождающихся лам.
В настоящее время 12 инкарнация в этой линии находится в Лхасе, где она известна китайцам как Живая Будда Дордже Палма.