Сейчас достаточно часто люди любят на полном серьёзе обсуждать уровень свободы разнообразных рынков, честность конкуренции и клеймить позором тех, кто обманывает несчастных потребителей в вопросах ценообразования или ограничивает бурную деятельность коммерсантов. Самое смешное в этих дискуссиях то, что никто толком не понимает, где находится граница между торговлей и жульничеством, но при этом одна сторона постоянно апеллирует к разнообразным аспектам морали, а другая - к многочисленным парафразам выражения "товар стОит столько, сколько за него готовы заплатить" и концептуальным и чрезвычайно негативными трудам Нэша по теории некооперативных игр (жаль нельзя отбирать Нобелевские премии у людей, ей-богу). Ещё более комичным является то, что в реальных условиях рынка потребительской продукции честная конкуренция уже давно практически полностью отсутствует и что масштабность торгового жульничества обратно пропорциональна квалификации покупателя, которая постоянно падает. :)
Вообще для того, чтобы конкурентный процесс на самом деле являлся хоть сколько-нибудь свободным, необходимо выполнение двух условий, каждое из которых в реалистичном рыночном контексте утопично, поскольку, как правило, приводит к потере клиентуры: первое - это реклама, ориентированная на информацию, а не на эмоции, второе - оценочное знание покупателем маржи поставщиков и производителей. Уже смешно? А зря - в профессиональной сфере уже давно всем всё известно, поэтому специализированные рынки, в которых покупками и продажами занимаются квалифицированные люди, знающие всю кухню производства и ценообразования, жульничество по сравнению с бытовой сферой распространено намного меньше (я имею в виду, разумеется, покупку продукции для собственных нужд, а не для перепродажи). Покупатель, который выбирает товар, может это делать относительно непредвзято только в случае знания чёткого и аргументированного ответа на два вопроса: зачем ему этот товар и сколько получает посредник и производитель на его продаже. Думаю, что даже не нужно проводить статистических исследований, чтобы прийти к очевидному выводу, что ни первый, ни второй пункт у бОльшей части консьюмеров в должной степени не проработан; более того - никто особо и не хочет лишний раз думать, наивно полагаясь на моральные качества (или столь же наивно требуя соответствия оным) продавца. :)
Однако самым кошмарным моментом во всей этой феерии бессмысленного товарооборота является то, что финансовые потоки на первичном рынке, организуемые неквалифицированной сферой консьюмеров, настолько превышают объёмы вторичного рынка и осмысленных покупок, что инфраструктура производства и сбыта практически целиком ориентируется именно на этот класс потребителей, что, к примеру, заметно на примере компаний-производителей модной одежды, косметики, гаджетов (в очередной раз не могу не упомянуть Apple), производителей фастфуда и провайдеров разнообразных развлекательных и игровых сервисов. Иными словами - если убрать из рыночной среды жульничество, то оборот упадёт настолько, что рынок очень быстро разрушится и почти всё население потеряет работу. Так что единственный метод сохранить общество без потрясений и не чувствовать себя жуликом - просто не участвовать в этом фарсе ни на стороне кукол, ни на стороне кукловодов. :)