Как я упомянул в прошлой главе, основной особенностью ранних ракет Геринии была унификация, но не модульность. На первое десятилетие основными и единственными в Геринии стали ракеты Falco.
Все они строились вокруг центрального ядра и стоящих вокруг него боковых ускорителей. И ядро, и ускорители использовали одни и те же двигатели - кислород-керосиновые, маршевые RK-7 и рулевые RV-1.
Все отличия были в диаметре центрального блока, количестве ускорителей и верхней ступени.
Ракеты классифицировались по верхнему диаметру основного блока: модели A (1.25 метра), B (1.875 метра) и C (2.5 метра). Далее следовал четырехзначный цифровой индекс, в котором первая цифра показывала на количество ускорителей, а остальные три - на типы второй, третьей и четвертой ступеней.
Выдержки из воспоминаний ведущего разработчика ракет Falco, Валентирри Кермаллини:
Самой первой, еще в 504 году, мы сделали ракету A0100. Это был одноступенчатый центральный блок без всякой "обвязки". Конечно, нормальной ракетой он не был и никто его таковым и не считал. Эту штуку мы сначала построили для испытаний двигателей и систем управления в суборбитальных запусках. Уже потом её увидели военные и захотели сделать из неё ракету средней дальности. Ну, мы и сделали - добавили отделяемую боеголовку и систему управления. Заодно оказалось, что мы первыми сделали боевую ракету без отдельного двигательного блока для точного наведения (как это делали наши коллеги и соперники в Андакании). Вместо того, чтобы ставить слабые двигатели на верхнюю ступень, мы просто стали выключать маршевый двигатель раньше нужного, и доводить блок до нужно траектории на слабых рулевых движках.
ВВС построили для этой ракеты целых 12 пусковых на своей базе на востоной границе границе. Ну а мы держали одну специальную пусковую у себя и испытавали на неё разные "сложные случаи". Новые третьи ступени, например - мы очень долго решали проблемы запуска двигателей в невесомости.
Хотя всё-таки мы не считали эту суборбитальную погремушку своей по-настоящему первой ракетой. Она была одной из нескольких "нулевых" ракеты, опытным образцом.
Первой "настоящей" для нас стала её версия A2100 - почти то же самое, но с двумя боковыми блоками. Движки на боковушках были те же, а мотор центрального мы дефорсировали - и пакет стал выкидывать на орбиту две тонны груза. Запускали эту ракету мы недолго, и только с опытными зондами серий 100 и 110. Почему не с серийными? Проблема была в том, что мы никак не могли довести третью ступень - а без неё нагрузка улетала куда угодно, но только не на нормальные круговые орбиты.
Третью ступень мы довели через год - и получили ракету A2110. Ей мы уже стали запускать серийные фоторазведчики, метеоспутники, спутники связи и даже первые зонды к Люне. С люнными пусками правда шло сложно - верхняя ступень давала только один запуск, так что приходилось подгадывать пусковые окна очень точно. Получалось так себе, но в Люну мы пару раз попасть смогли.
Конечно, мы с самого начала нацеливались на большее. К 510 году мы довели ракеты типа B (B2120 и B4120 - прим. автора).
Ничего радикально нового там не было. Мы нарастили диаметр центрального блока в верхушке до 1.85 метра (снизу он остался старым) и сделали новую вторую ступень - с двигателем "Торск". Движок был уменьшенным и облегчённым вариантом основного маршевого. Те же четыре камеры, ну вот разве что рулевые камеры питались от того же турбонасоса, а не отдельно.
Вот эта ракета уже была довольно мощной (6 и 7.5 тонн на низкую орбиту - прим. автора) и на годы вперёд стала нашей основной рабочей лошадкой. Да что говорить, это была самая лучшая и самая сбалансированная ракета семейства. Мы начали запускать с ней дальние зонды серии 300 к Люне (дальше не могли - третья ступень всё еще могла запускаться один раз, и для межпланетных пусков этого было мало) и даже пилотируемые корабли. В принципе, их можно было запускать и меньшими ракетами, но руководство всегда хотело иметь резервы при запуске кербанавтов. Мы даже запустили свой первый пилотируемый корабль к Люне! Хотя вот это было чертовски рискованно - разгонных блоков второго типа еще не было, и корабль выходил на отлётную траекторию на своих двигателях. Топлива в баках оставалось ровно на коррекции траектории, только чтобы облететь Люну и войти в атмосферу на обратном пути. Неудивительно, что других полётов в этой конфигурации не было.
Ну и под конец расскажу о нашем гадком утёнке - тяжелой ракете C6120. Мы хотели получить мощную ракету, которая могла бы поднимать габаритные орбитальные станции и запускать тяжелые корабли к Люне и Минимусу. Решали задачу в лоб - увеличили диаметр центрального блока до 2.5 метром сверху и 1.85 снизу и добавили шесть боковушек вместо четырёх. По расчетам мы думали, что этот контрабас вытащит нам целых 14 тонн на нихкую орбиту (именно чертежи этого варианта украла разведка Андакании). Но на деле нам помешала гравитация, а точнее гравитационные потери. Один двигатель RK-7 после отделения боковушек никак не мог вытащить остатки на низкую орбиту. Пришлось резать. Мы уменьшили и нагрузку, и баки обоих верхних ступеней. Заодно форсировали все двигатели и перевели их на синтин. Выиграли еще процента четыре. После всего этого у нас получилось 10 тонн реальной нагрузки. Сильно меньше чем то, что мы хотели. Сильных преимуществ перед семитонной B4120 не было, а вот недостатков был вагон. Ракету мы, конечно, поставили в серию, но вот использовали мало - только для пилотируемых полётов к Минимусу да еще попытались запустить на ней нашу первую орбитальную станцию - в океан.
Потом, конечно, мы смогли всё исправить, но это уже совсем другая история...
Отдельно хотелось бы рассказать читателю о разгонных блоках Геринии. Как уже говорилось выше, ракеты не могли нормально выводить зонды и корабли на отлётные траектории к другим небесным телам - не было подходящих ступеней. Сначала задачу решили просто: поставили на ракету B4120 еще одну ступень. Верхнюю от ракеты A2110. Ну а поскольку она была меньшего диаметра, еще поставили под обтекатель вместе с полезной нагрузкой и назвали разгонным блоком, потому что вроде как она уже не была основной частью ракеты. Задачу с полётами к Люне это как-то решило, но очень половинчато - ступень была слабой, кислород выкипал быстро, да и запуск у неё по-прежнему был один.
Решение заняло четыре года. Итогом стал блок "тип 2". Под него сделали совершенно новый двигатель, который мог запускаться целых четыре раза. Кислород разместили в отдельном сферическом баке с теплоизоляцией и добавили собственную систему ориентации на традиционном сжатом азоте.
Блок оказался отличным: мощным и надёжным. Как правило его ставили на ракеты B4120 и запускали им корабли 300-й серии. Например, первые зонды Геринии к Минимусу, Ив и Дуне были запущены именно в такой конфигурации.
This entry was originally posted at
https://snownoise.dreamwidth.org/178272.htmlNow there are
comments in the original post.