В центр Хибинских гор
Вот уже две недели минуло со времени нашей осенней вылазки на полёты. Уже и снег успел выпасть. Причём, выпасть прямо с первого раза и по-настоящему (я имею в виду долинные части нашего района). Всё идёт к тому, что других попыток не будет. В том смысле, что, судя по прогнозам, этот снег уже лёг наверняка - до окончания зимнего сезона в следующем году (если, конечно, не случится глобального катаклизма с глубокой оттепелью - а такого пока на горизонте не видно).
В день нашего выезда вроде и погода была очень приличная, но нам пришлось помотаться по району в поисках подходящей площадки для взлёта: неожиданно на нашем "аэродроме" поднялся очень приличный ветер. Местный какой-то, потому что вокруг было спокойно, да и по прогнозам обещали чуть ли не штиль.
"Поляну" без сильного ветра мы нашли и стали готовиться к полётам.
Давно мы такой большой компанией не выбирались. Всё-таки у каждого работа (и порой по сменному графику), дом, семья, дача... К тому же некоторым парням нужно было привести в порядок свои агрегаты. В этот раз обстоятельства для многих сложились удачно, и они смогли составить нам компанию. Мы не раз вспомнили тогда наши более ранние вылазки большим коллективом - ведь всегда приятно провести время в большом хорошем круге друзей. А ведь и в этот раз ещё были не все наши товарищи по небу. Вообще, очень хотелось бы собрать как-нибудь всю нашу полётную "тусовку", не смотря на разницу во взглядах: есть у нас любители дельтапланов, самолётов и просто ранцев с движками.
Погода отличная, ветер слабый. То, что надо!
Пилоты "колдуют" со снястями...
...
Погнали!
Народу было много, желающих подержаться за воздух - тоже. Так что я смиренно ждал своей очереди и наблюдал за другими.
...
Временами поле напоминало настоящую взлётно-посадочную полосу: аппараты взлетали и садились попеременно. Пилоты отдыхали, делились впечатлениями и снова отправлялись в воздух. В небе постоянно висел гул моторов. Реально не хватало диспетчера на ВПП :)) Да и ротозеев иногда хотелось отправить за пределы поля. Но, по большому счёту, время проходило на полном позитиве. Опять же скажу, что давно такой бригадой не выдвигались на "сейшн".
...
Молодёжь приобщается к полётному делу. Абсолютно серьёзно говорю.
Другим пока достаточно просто посмотреть на землю сверху, с высоты птичьего полёта. Хотя иногда (как в этот раз) пассажирам везёт и им показывают, что делается в небе выше облаков. Такой вот бонус бесстрашным красивым девчонкам :)) Правда, этим дело не заканчивается и, если у пассажиров хватает храбрости и устойчивости вестибулярного аппарата, вдобавок ко всему им демонстрируют фигуры высшего пилотажа. Разумеется, с их участием.
...
Приятно, что в нашей компании появляются новые пилоты. Кто-то начинает с "ноля", кто-то переходит с соседней "темы". Всем рады помочь покорить небо. Опять же, больше компания - больше позитива. В соседних городах есть любители повисеть в небесах, с ними мы тоже встречаемся и вместе проводим время. Но, по понятным причинам, их мы видим меньше. Да и выбираемся в другие районы нашей области реже: чтобы ехать за несколько сотен километров наверняка, нужно знать даже не прогноз погоды, а реальное положение дел в интересующей точке полуострова. Как же нам нужны "осведомители" (в хорошем смысле слова)! К этому вопросу я ещё вернусь позже.
...Так тоже бывает... В большой авиации взлёт и посадка тоже самые ответственные моменты. Тут всё нормально закончилось.
Однако, пора готовиться и к нашему полёту. Пока пилот готовил аппарат, я накидал в сумку кучу объективов - менять в полёте.
Вот мы и в воздухе. Держим путь на Хибины.
Уже и день подошёл к концу, пока народ развлекался. Оставалась надежда, что до темноты успеем обернуться.
Миновали городскую "стройку века". Я - в шоке просто: черт с ним, "кольцо" может быть овалом. Но почему такое кривое, ёлки-палки?! Сам же там видел людей с геодезическими приборами. Строителей в школе не учили черчению? Они на глазок всё отмеряли? Ну почему так криворуко сляпали? В пустыне Наска фигуры красивее, ровнее и плавнее нарисованы, хоть и сделаны Бог знает, когда. Уверен, что на чертежах развязка не такая кособокая. Откуда руки растут у дорожников?
Я уж про разметку "фантастическую" говорить не буду - слов нет.
Кировск. Как обычно, на закате осенью закрыт тенью горы Вудъяврчорр.
...
...
Так как у нас была строго определённая самими же задача, то над городом не стали коллекционировать круги, а сразу напрямик полетели к цели. Пилот строго следовал курсу, а я вертелся на сиденье, снимая во все стороны. По причине ограниченного объёма публикуемых постов в "Живом журнале" выкладывать все фотографии нет возможности. Да и ни к чему, наверное - у нас сейчас много появляется снимков, сделанных с коптеров. Это, конечно, совсем другое направление. Сравнивать смысла никакого нет. К тому же нам интересен сам полёт, как таковой. Это же насколько другие ощущения (летавшие с нами могут это подтвердить).
Кукисвумчорр. Туда тоже залетать не стали.
Перекинул "телевик" на камеру и пару снимков сделал....
...
Санаторий-профилакторий "Тирвас". Как раз сейчас там "отдыхаю". Почему в кавычках: на процедурах погоняют, потом километр в бассейне каждый день намотаешь, потом в какую-нибудь расслабляющую ванну с гидромассажем упадешь, затем - в столовую. До кровати еле доползаешь. Зато сон крепкий (хоть и вообще не жалуюсь). Вообще, очень здорово. Регулярно стараешься к сезону подготовиться. Ну и "протестировать" организм не мешает у врачей.
Вот, пока про всё рассказывал, уже добрались до долины озера Малый Вудъявр.
Тут уже совсем темно - озеро находится в окружении гор. И вся листва облетела с деревьев... Но нам сюда и не надо.
Мы облетели южную оконечность хребта Поачвумчорр и добрались до входа в долину, ведущую в сердце Хибин.
В стороне остался вход на перевал Рамзая...
...А с другой стороны долины - Снежный цирк.
Сопровождавший нас товарищ летел сзади, но в районе перевала Географов мы его любезно пропустили вперёд - нам нужен был объект для масштаба.
...
Над горами мы летаем довольно часто: ещё ждёт своей очереди весенний полёт над Хибинами и хибинская летняя "кругосветка" - пролёт по периметру всех Хибинских гор (кошмар, когда я всё это сделаю?). А в этот раз решили пройти ниже вершин гор, прямо по долине до базы спасателей и таким же путём вернуться обратно. Так что тут эксклюзивного ничего нет - такие же виды можно получить, стоя на соседних горах. Однако же, сам полёт!
Раньше эту долину проходил пешком, проезжал на всяких вездеходах и машинах. Но ещё не пролетал насквозь.
Фотографировал во время пролёта тоже много. Мало ли, кому какой вариант больше понравится...
Хоть скорость наша обычно не очень высокая (около 50 км/ч), края долины проплывали мимо достаточно быстро. Разворачиваться прямо в долине, не поднимаясь выше гор, было практически невозможно - слишком узко для таких манёвров. А сфотографировать хотелось много и разнообразно. Так что приходилось в темпе временами нашаривать в сумке очередной объектив (широкоугольный, стандартный или "телик") и менять местами на камере. Та ещё процедура в воздухе, скажу я вам. На удивление, как потом оказалось, не жутко много пыли фотоаппарат и наглотался - попыхал "грушей" немного и пару пылинок с матрицы вытер карандашом. Самое страшное, конечно, было не это, а опасность просто упустить "стекло" из рук.
Озеро Длинное под нами. Весной, когда лёд перемежается с голубой водой, озеро смотрится, наверное, бесподобно. Поставил себе галочку :))
Середина и самая высокая точка долины. Перевал.
Западный борт плато Кукисвумчорр.
Подбираемся к самому главному, пожалуй, объекту в этом месте - так называемому "Бастиону" (вообще, кто как его только не называет).
Бастион - объект бесконечных фотосессий в любое время года и суток.
Запускаем нашего товарища поближе к скале.
Долго выбирал, какое фото взять, в итоге оставил оба :))
Впечатляет!
Так ещё сделал кадр. А то вдруг не поверите, что мы тут именно пролетели, а не по плато бродили :))
Обернулся назад...
На мой взгляд, только ради этого вида стоило сюда лететь!
...
Но, однако, нужно было продолжать наш вояж дальше. Впереди маячило озерко Сердцевидное.
С этого места долина заметно расширяется, появляется лес, становится теплее.
...
Следы сошедшего давно селевого потока. Я бы сказал даже - каменного. Обычно про сель думают, как про поток с большим количеством воды, грязи и грунта с включениями камней. В силу нашей местной специфики у нас больший процент содержания таких потоков - каменный материал: щебень, валуны и т.п.
Кстати, на западном борту этой долины была зафиксирована и самая большая из документально и достоверно известных лавин - около полумиллиона кубических метров снега. Вообще, эта долина - одна из самых опасных в районе: лавины зимой и весной с хребта Поачвумчорр и западной стенки плато Кукисвумчорр сходят часто, перескакивая на противоложную от схода сторону долины. Существование когда-то объекта "Днепр" подразумевало исключительно организованное движение через эту долину в зимнее время (посты, шлагбаумы, связь - прилагались). За долиной постоянно велось наблюдение лавинщиками тогда ещё Цеха противолавинной защиты комбината "Апатит". Как сейчас будут решаться вопросы безопасности в свете создания природного парка?...
Отвлеклись, однако... В какой-то момент заметили выползающие тучи из-за поворота "той самой" горы Куэльпорр.
...
Самое плохое, что туча шла очень низко, наползая на объекты и конечные цели нашего полёта. Летать же в полном тумане среди гор ниже их вершин никак не входило в наши планы - безопасность превыше всего. Так что мы ринулись вниз и попытались достичь базы спасателей быстрее тучи. Такие вот соревнования наперегонки с природой. С западной стороны оставалось небольшое "окошко", туда и спикировали.
Популярное и известное здесь фотографическое место - Полигональные озёра.
Ещё одна каменная лавина - осыпь на склоне горы. Бродил там в прошлом году. Есть на что посмотреть, равнодушным не оставит.
С рёвом, на вираже на скорости зашли на базу. Ну, как бомбардировщики или штурмовики...
Местная гостиница.
База спасателей.
Прогнали по кругу раза три или четыре. Так как мчались на низкой высоте и всё время на вираже с наклоном, то пилоту приходилось "давить" на газ. Из-за этого часть снимков размазалась донельзя. В конце концов, мы пролетели один раз аккуратно, никого не пугая (а то местная собака вроде сначала лаяла, а потом забралась под навес на скамейку и там отсиживалась). По погоде исключались варианты дальнейшего полёта к большим озёрам, вдобавок мы и топлива столько не брали, и почти сумерки уже начались. Так что мы развернулись в обратную сторону.
...
Пик Марченко. Говорят, там можно найти потрясающие кристаллы эвдиалита (лопарской крови). Как бы найти летом время проверить?
Знатоки, что за перевал (знаю, но вопрос вам)?
Путь в обратную сторону.
...
...
Снова проходим почти впритирку к Бастиону.
Вид на долину. Теперь прямо с северной стороны.
...
Попросил пилотов подняться чуть выше - посмотреть по сторонам.
А на улице, оказывается, уже вечер. Солнце почти ушло, облаками небо затянуло...
Долина озера Малый Вудъявр.
Перевалили через морену и гоним в сторону города. Профилакторий "Тирвас". Вид с северной стороны.
Кукисвумчорр на гаснущем уже закате.
А это припорошенный снегом Расвумчорр вдали.
По пути немного приподнялись над скалой горы Вудъяврчорр, что находится сразу за ботаническим садом - глянуть на крест.
Город Кировск на берегу озера Большой Вудъявр.
Пока летели "домой" прямо через центр города, конечно, несколько раз клацнул затвором камеры :))
...
...
Центр города выглядит очень хорошо. Во всяком случае, сейчас (пока не занесло по уши снегом) и с высоты :)) Еще бы территорию бывшей фабрики и "промки" в порядок привести - замечательно бы было. Кому в голову пришла идея раздать лучшие места в городе под гаражи и склады? Очень туристически привлекательно получается - на самом видном месте.
На днях прочитал тут про очередную концепцию развития у нас туризма от очередных заезжих "экспертов"... Типа, зачем вам природные парки и красота? Столичные жители любят по "трешу" и грязи лазать, а потом уезжать к себе и рассказывать, как классно было по развалинам, в шахтах и карьерах бродить... Снегоходы, квадроциклы, ралли... "Отлично" просто. Давайте, окончательно природу затопчем. А этим "умникам", которым здесь не жить, в сторону запада километров на 200-300 не хочется взглянуть - как там туризм развивают, не насилуя природу и зарабатывая деньги, между прочим?
Эх... На горизонте - закат... Очень хочется верить, что не нашей природы :((
...
Уже все собрались, ждут только нас.
Вот и закончилось очередное приключение. Учитывая нынешнюю погоду, наступает некоторый перерыв в полётах. С земли уже особо не взлететь, потому что снега много для колёс, но мало для лыж. А на озёрах лёд не встал, придётся подождать. Да и погода в межсезонье часто очень ветреная бывает. Придётся заниматься отчётами по летним вылазкам. Или вырываться в какие-нибудь края на машине (если далеко) или бродить ножками (если в нашем районе). Главное - это погода, конечно.
...