Осенние водопады

Oct 27, 2016 23:30


Большой Янискенгас и Малый Янискенгас





За окном начинается зима. Горы уже припорошены снегом, температура неохотно, но ползёт всё ниже и ниже. Погода не особо располагает к прогулкам и к полётам - тем более. Остаётся сидеть дома и разбирать архивы, которых за это лето накопилось достаточно. Вот, например, вспоминаю наш вояж на юго-запад Кольского полуострова.
О, это была целая история. Началась она с того, что увидел в сети фотографии нашего кандалакшского знакомого о его поездке на водопады реки Кутсайоки в окрестностях Алакуртти. Потрясающие места, хорошо известные туристам, которые сплавляются по рекам. До водопадов на машине добраться совсем нереально. К тому же в рамках нашего проекта интересно было взглянуть на те места сверху в том числе. Короче, долго мы с пилотами обсуждали этот маршрут. Будучи в тех местах весной проездом, пытался пробиться в сторону озера Вуориярви до заказника "Кутса" на машине, но затопленная грунтовка оказалась непроходимой. После этого мы долго высматривали на картах возможные площадки для старта. Опять же, места эти находятся довольно близко от государственной границы - как наш полёт воспримут пограничники? Всё лето мы провели в звонках, согласованиях, переговорах и ожиданиях. Погоду, опять же, подбирали и ждали. Наконец, всё сложилось. Мы и поехали.



Погода с утра была превосходной. Только по низинам стелился туман. Не мог не остановиться по дороге.



На Пиренге в тумане возле берега плавали лебеди. Тут туман стал уже плотнее и поднялся выше. За отвороткой на Полярные Зори туман нагло окутал дорогу и небо такой пеленой, что я сначала включил противотуманные фары, потом уже и дальним стал помигивать. Серьёзно, дальше нескольких метров от капота была сплошная белёсая пелена. Колонна наша растерялась в тумане и растянулась так, что по рации не всегда можно было докричаться до товарищей. Встречные машины выныривали прямо под капот. Хоть скорость была почти пешеходной, но такие появления всё равно оставались крайне неожиданными. Опять вспомнил нехорошим словом Стивена Кинга с его "Мглой". Не то, чтобы я ждал появления чудовищ из ваты тумана, но внезапное появлении многотонных колёсных монстров перед носом заставляло нервничать.
Так и за саму поездку приходилось переживать - вдруг там такая же погода?



И всё же синоптики молодцы - на месте была отличная погода. Разве что ветерок поддувал немного.



Готовимся к взлёту, прогреваем двигатели.



Мы взлетели, кружимся и ждём товарища. Но не получилось. Как там в "Пиратах Карибского моря":
- А где Джек?
- Он отстал...
В общем, полетели одним аппаратом.



Краем объектива зацепил посёлок Алакуртти.



Так как наш штурман с пилотными картами навигатором с проложенным маршрутом остался на грешной земле из-за технических неполадок, то мы решили идти по визуальным ориентирам. В частности, как раз над той самой дорогой, по которой я не смог проехать весной в самый разгар паводка. Сейчас она выглядела куда более приличной по состоянию.
Эта дорога ведёт к заброшенному посёлку на берегу озера Вуориярви. В своё время в тех местах были финские хутора. Озеро, кстати, видно вдалеке.



Выложенная из покрашенных покрышек фигура. Решили с пилотом, что это бывшая мишень для бомбометания. Если так, то... мазилы, в общем :))



В воздухе висит марево. Несмотря на конец сентября, погода очень тёплая. И это очень плохо: воздух над лесом сильно нагрет и стремится подняться вверх. В небе, если спуститься пониже, прилично потряхивает - "термичка" лютует. Это значит, что спуститься и полетать среди скал над самым водопадом не получиться - небезопасно. Хорошо, что я "трубу" (телеобъектив) на фотоаппарат сразу нацепил. Эх, нужно было выезжать ночью под утро - тогда солнце светило бы не так ярко, и воздух не успел бы прогреться до такой степени.



Пока обменивались мнениями с пилотом, успели почти долететь до озера.



На берегу стоят редкие домики, с виду отнюдь не заброшенные. И площадка для взлёта тут приличная есть...



...Если подкосить да прибрать немного кусты.



...



Местная речка очень удивила своим цветом. Оказывается, камни под водой сплошь покрыты ярко-зелёными нитями водорослей.



Добрались до реки Кутсайоки. Тут у нас поворот под прямым углом и полёт вверх по течению. Где-то там в сопках мы и должны увидеть водопады. В самом низу кадра - остатки дороги, мостика и какой-то домик. До этого места теоретически можно доковылять на машине или квадроцикле летом и на снегоходе - зимой.



...



Вон там, за бугром, что ли?



Что-то слабо выглядит для самого большого водопада на северо-западе (как пишут).



Нет, всё-таки это один из порогов реки в очень живописном месте.



Жаль, что эта осень была не такой "золотой", какой должна быть. Да и по времени мы чуть опоздали - листва почти облетела с деревьев.



...



Что же, петляем дальше над сопками. Закрадывается мысль, что водопады остались где-то сзади.



Ой, нет! Похоже, мы нашли их. По описанию место подходит. Устремляемся вперёд!



Сказка! Какая мощь!



Тот, что ближе - Большой Янискенгас (в народе - "Маманя") и дальше - Малый Янискенгас ("Оба-на").



...



Вот мы и на месте. Начинаем нарезать круги над водопадами. Так как скорость полёта довольно приличная, а чтобы удержать высоту при виражах, пилоту приходится давить на газ. В итоге скорость возрастает ещё больше. А хочется и рассмотреть всё до мелочей, и сфотографировать нормально и в деталях. Поэтому пилот кружил, а я строчил из пулемёта камерой в сторону водопада безостановочно.



"Оба-на" (Малый Янискенгас). По разным сведениям, высота падения воды достигает 11 метров.



...



...



Вы уж не ругайтесь, если вдруг картинки будут похожи - всё-таки покружились мы знатно. И запечатлеть хотелось всё.



...



"Маманя" (Большой Янискенгас). Тут высота падения около 20 метров.



Жуткое количество воды ежесекундно низвергается с уступа. Что же тут творится в паводок?



Водопад крайне опасен для сплава и считается непроходимым для такого развлечения из-за нескольких ступеней, огромного количества воды и резкого поворота русла у подножья (практически на 90 градусов). Пишут, правда, о нескольких случаях удачного прохождения водопада каякерами. Дополнительная опасность водопада для сплавляющихся туристов заключается в том, что с наплыва он абсолютно не слышен и визуально заметен слабо. При пролётах над водопадом видели натянутый трос, по которому, видимо, спускают вещи и оборудование вниз, когда обходят водопад, а не сплавляются по нему.
Не поленился, нашел в сети видео прохождения водопада. Эти два каякера просто сумасшедшие: проход на грани смертельного фола (на мой взгляд).



Вид с наплыва.



...



Просто нет слов.



...



А вот не было бы "термички", мы бы прошли впритирку к поверхности воды прямо между ёлок. Было бы совсем круто.



Посмотрели ещё раз на меньшего "брата" и двинулись вверх по течению реки дальше.



Выше по реке пороги ещё встречались, но это, конечно, "детский сад" уже.



Решили лететь прямо по руслу реки Кутсайоки, по системе проток и озёр до пересечения с дорогой от Алакуртти до Саллы.



Живописные места - река вьётся между холмов и сопок, много мелких заливчиков, островки встречаются.



Течение реки тут слабое. Места красивые, не зря река популярна у сплавщиков.



...



Осень...



Понравилась вот эта скала. И снова было обидно, что к самой воде спуститься не получилось из-за болтанки и бокового ветра :((



Продолжаем идти по озёрам строго параллельно линии государственной границы.



...



...



Местные пейзажи.



Осень...



Графика.



Тем временем мы почти уже подлетели ко второй поворотной точке нашего маршрута - деревушке под названием Кайралы, что стоит на берегу озера Куолаярви. Большое озеро для наших мест. По берегам заметили проплешины в лесу, похожие на бывшие поля, которые когда-то возделывались. Что неудивительно - когда-то это была финская земля и наверняка тут были хутора. Места необыкновенной красоты (если не считать самого посёлка, в котором, как обычно... Как пример - развалы когда-то заготовленной древесины, которая тут же на месте и сгнила).



...



Не будем о грустном. С удовольствием наблюдали за группой лебедей, скользивших над ослепительной синевой глади озера.



...



От моста на озере повернули обратно в сторону Алакуртти. Дорога. Ну кто так строит?! Ну ладно, возможно, там такая геология и гидрология. Однако, был тут весной - дорогу только ещё покрывали асфальтом (ну, ту самую, которую официально вроде как пару лет назад "сдали" или отчитались, что закатали в асфальт). А осенью (всего три месяца, Карл!!!) она уже расползалась, как плохо пропечённый пирог. И местами уже лежали свежие заплаты по несколько десятков метров. Которые тоже уже потрескались и разошлись! Когда ехал там осенью, у меня слова были, но приводить их не буду.



Ох... Ладно... Повторять все изгибы дороги мы не стали, летели прямо на посёлок, который вот и показался на горизонте.



Обратно мы просто и незатейливо пролетели к месту старта и приземлились. Всё удачно, спасибо за внимание :))



Времени после полёта было достаточно, поэтому мы ещё проехали по этому небольшому посёлку, чтобы посмотреть на достопримечательности. Ещё утром, когда добирались до места старта, обратили внимание на эту танкетку Т-27.
Порядка ста таких танкеток приняли участие в Зимней войне с Финляндией (1939-1940 годов). В условиях отсутствия минных полей и неплотного огня танкетки достаточно хорошо себя зарекомендовали при проведении разведок и при несении службы по охранению стрелковых и танковых частей РККА. Т-27 была скомпонована классически для такого типа машин без башни с большой плотностью удельного размещения узлов и агрегатов на единицу площади. Трансмиссионное отделение находилось в передней части корпуса, в средней части размещался двигатель, а в кормовой располагался экипаж танкетки, который состоял из 2 человек: командира, являющегося по совместительству пулеметчиком, и механика-водителя. Командир размещался в правой части корпуса, а механик-водитель - в левой.
Мы долго ходили вокруг танкетки, пытаясь понять, как можно было там всё уместить. А ведь был еще и боекомплект, который состоял из 2520 патронов, что снаряжались в 40 магазинов (в качестве вооружения танкетки Т-27 использовался 7,62-миллиметровый пулемёт ДТ, который устанавливался в передний щиток корпуса с правой стороны).



...



Про легендарный танк Т-34, надеюсь, рассказывать не нужно.



Река Тунтсайоки, протекающая почти по посёлку.



Местная "братва" очень внимательно наблюдала за нашими передвижениями :))



Уже на обратном пути в обязательном порядке заехали на воинский мемориал.



А уж совсем по дороге домой, пока часть нашей компании высматривала подходящие поля для старта вдоль трассы, мы соблазнились возможностью увидеть пороги на реке Канда. Сам я тоже там никогда не был, но, как заправский "Сусанин" уверенно показал, в какую сторону нужно ехать. В итоге, по грязи с лужами, глубокой колеёй и шириной дороги в половину машины (то, что на фото - это ерунда, в самой чаще мне даже дверь не открыть было) мы проехали, может с километр, но порогов не обнаружили.



Всё равно красиво.



Зато в этой глубинке обнаружили пару туристов, которые объяснили нам, как нужно действовать.



В итоге, нам пришлось возвращаться обратно: оказалось, что до порогов можно было пройти считанные десятки метров прямо от шоссе. Успел сделать фото с последними лучами заходящего солнца. Это, конечно, совсем не "Маманя", но тоже симпатично.
А "Маманя" - да, впечатлила очень. И хоть опять желание исполнилось, но теперь появились сразу четыре новых:
1. попасть туда ногами, лучше тоже осенью;
2. слетать туда весной в разгар паводка - это должно быть просто фантастическое зрелище;
3. слетать туда зимой (по сведениям, водопад не замерзает полностью и это должно быть необыкновенно;
4. попасть туда с экспедицией на снегоходах (и тут я прошу помощи у тех, кто может организовать такое приключение - с удовольствием впишусь в эту затею).
Всё-таки не зря название реки, где расположены эти водопады - Кутсайоки - переводится, как "зовущая река". Так и есть - не успел вернуться оттуда, а зовёт снова.

П.С. Трек нашего полёта прилагается. Время в полёте - 2:40 час., расстояние - 120 км.



алакуртти, полёт, кольский полуостров, водопад, waterfall, kola peninsula, осень, autumn, янискенгас, flight

Previous post Next post
Up