Часть I: над Хибинами
Сидел тут как-то на даче на выходных, отдыхал (так это называлось). Погода была превосходная, настоящее бабье лето: солнце светило, тепло, ветерок задувал такой, что всех кровососов просто уносило в даль светлую. Вокруг - разноцветная красота, жаль только, что из-за ветра она порядком уже облетела. Думал выбраться бы куда и посмотреть на осень свысока, так пилот в это время на работе был (да и ветер не позволил бы летать).
Тут вдруг услышал подозрительное жужжание над головой. Глядь наверх - а там знакомый самолётик плывёт. Ёлки-палки, подумал, мы ж только недавно с лётчиком обсуждали прогулку по небу в сторону гор! Выждал немного времени, позвонил ему и порешал вопрос с полётом, тем более, что лётчик стартовал со старого аэропорта (а туда вообще - рукой подать добраться).
Короче: встретились, доехали, погрузились, завелись, полетели. Поднимались, как и написал, со старой взлётной полосы. Пролетели Титан на взлёте.
Хвостохранилище справа по борту проплыло. Ветерок неплохой задувал - самолёт хоть и взлетел в такой ветер, но у земли его потряхивало заметно.
...
Возле разных местных достопримечательностей сделали разворот в сторону Кировска и полетели в горы.
В полёте на самолёте, конечно, есть свои плюсы:
- не дует и тепло,
- можно с комфортом раскидать кучу объективов рядом и спокойно их менять, не боясь выкинуть сотню тысяч на ветер в буквальном смысле слова,
- намного быстрее можно добраться до нужного места.
Однако тут же появляются и минусы:
- плексиглас кабины жутко бликует на солнце, отражает на себе же всё, что есть внутри (людей, приборы, провода и т.п.) и искажает то, что снаружи на своих изгибах,
- из-за быстрой скорости полёта не всегда успеваешь сделать кадр так, как лучше (если вообще успеешь сфокусироваться),
- с телевиком не особо развернёшься (тыкаешься всё время в стёкла кабины),
- элементы конструкции самолёта и крылья норовят залезть в кадр.
И всё равно, это очень интересное, увлекательное и завораживающее действо.
Снимал практически всё время с одной стороны - противоположной солнцу (чтобы бликов не было). Похвалил себя за то, что буквально перед полётом нацепил на один из объективов поляризационный фильтр. Это, конечно, была очень сильная помощь. Вообще-то я его накрутил для того, чтобы вода была темнее и голубее, да и облака (если бы они попались на небе) были бы гораздо контрастнее. Но фильтр ещё очень хорошо убирает блики со стёкол. Конечно, со всем количеством жуткой засветки он не смог справиться, так что если вдруг на небе увидите часть какого-нибудь прибора - не удивляйтесь :))
Тем временем, за разговорами мы уже почти прошли над городом.
Посёлок Кукисвумчорр.
Летели над Вудъяврчорром. Решили двинуться через плато Кукисвумчорр в долину Тульок и к Умбозеру.
Поменял "стекло", сделал панораму местности одним кадром.
...
Влетели в долину озера Малый Вудъявр. Таращились по сторонам. Народу внизу гуляло много. По долинам и по горам, с палатками и без, на машинах и пешком.
К сожалению, много листвы уже облетело и не было красоты "золотой" осени.
...
Очень быстро добрались до Снежного цирка (скорость 120 км/ч - не шутка).
А на горизонте маячила цель нашего полёта.
Правда, мы сначала сделали лёгкий вираж влево над плато Кукисвумчорр чтобы заглянуть на Академическое озеро.
...
Северные Хибины...
Когда обсуждали с лётчиком наш полёт, то планировали "сгонять" на Сейдозеро. Для высокой скорости самолёта и возможности его полёта при ветрах это было бы достаточно просто. Правда, уже над Тульоком выяснилось, что после его предыдущих стартов бензина на такой вояж будет не достаточно. Так что нам пришлось ложиться на правое крыло, уходить в сторону рудников и поворачивать обратно в город.
А при повороте обратно солнце уже начало сильно мешать снимать. Дело было к вечеру, солнце опускалось всё ниже и его свет стал сильно влиять на цвета кадра при разных направлениях съёмки. Может, это было из-за высоты точки съёмки, но разница в получаемых изображениях по цветам, контрасту и яркости была впечатляющей.
...
Отвалы Восточного рудника.
Коашвинский карьер.
...
Прилетели оттуда и "пикируем" в самое пекло цивилизации.
Долина Гакмана и тот самый Ловчорритовый рудник. Вернее, что от него осталось: штольни и выработки на склоне справа наверху и три стены подстанции (в левом нижнем углу фото). Остальные постройки и здания были сметены селями, водоснежными потоками и лавинами. Несколько раз был там, правда, в сам рудник не было времени залезть. Но застал раньше ещё не уничтоженные сооружения, фото в архиве сохранились.
"Электрический" цирк.
Карьер "Центральный".
...
Верхняя дорога с плато в карьер...
...Прямо как Великая китайская стена.
А по другому борту самолёта снова виден Коашвинский карьер.
Разбавим промышленные пейзажи немного. Гора Эвеслогчорр. Второй год собираюсь туда с палаткой сходить с товарищами летом (прошедшее по погоде было совсем неудачным). И просто на природе побыть, и поснимать рассветы-закаты, и поискать астрофиллитовые "звёзды" (надеюсь, что они там ещё есть). Судя по различным источникам, там много интересных камушков можно найти. Так что теперь будем строить планы уже на следующий сезон.
Шикарное озеро между Ловчорром и Китчепахком. Там ещё не купался :))
Огибаем плато и рассматриваем сошедшие в виде каменного селя отвалы. Когда ходишь по ним - ощущения непередаваемые.
Фото на память для работников заоблачного плато.
...
Вот уже совсем знакомые места пошли... Скоро на посадку.
Этим летом тут совсем пусто, работа вся, видимо, кипит на северном склоне горы Айкуайвенчорр.
Кировск показался из-за горы.
Не зря эти озёра называют "Голубыми". Я про цвет воды, если что.
Кировск в осеннем одеянии.
...
На посадку шли над ярко-зелёными полями несжатой травы.
Вот и закончился такой своеобразный обзорный полёт вокруг близлежащих хибинских гор. Жаль, конечно, что мы не посмотрели на Умбозеро и Сейдозеро. Наверняка там было бы очень интересно и красиво. Но, в любом случае, как всегда, всё было просто здорово. Ведь каждый раз, даже летая над одними и теми же местами, удаётся увидеть что-то новое.
Продолжение следует...