К Дню Воздушного флота России
Так уж сложилась погода этим летом, что о полётах приходится только мечтать, хоть планов было громадьё. Постоянно сидим на погодных сайтах и пытаемся найти малейшую лазейку для возможности "прокатиться" по воздуху. Поэтому, когда вдруг увидели "окошко" без ветра и дождя, не мешкая договорились о встрече. А так как наступавший день был рабочим, погоду тихую обещали утром, то пришлось запланировать утренний подъём аж в четыре часа нового дня. Пока ехал к месту старта, любовался погодой: ветра нет, солнце поднимается - всё отлично.
Пока суть да дело, на старте были в шесть утра. Всё было хорошо. Напрягало только то, что на поляне (да и вообще в районе озера Имандра) по низам висел густой туман. Настолько плотный, что промокало всё на глазах, и влага садилась везде (поэтому фотоаппарат на время взлёта спрятал в полиэтиленовый пакет). Ну, мы знали, что наверху ярко светило солнце. Сам взлёт прошёл легко и быстро. Моментально пробили слой облачности у земли и очутились в ярком и тёплом летнем небе.
Спасибо пилоту за фото :))
Посовещавшись, решили лететь прямо на перевал Географов, а там - "как фишка ляжет".
Путь туда лежит через апатитскую "промку". К счастью, на этот раз весь её ужас был закрыт облаками.
Апатиты тоже почти полностью скрыты облаками.
По пути на перевал решили заглянуть в жерло труб апатитской ТЭЦ. Ничего интересного не обнаружили.
Рядом пока ещё коптит небо АНОФ-2.
Юго-западные отроги Хибин. Так намного красивее.
Оглядываемся назад, поднявшись выше. Очень надеемся, что облачность уйдёт, когда прилетим садиться.
...
Высматриваем внизу медведей. Пока не видно.
Наверху чувствуется ветер. Небольшой силы ветер дует прямо навстречу нам, поэтому к перевалу приближаемся не так быстро, как хотелось бы. На высоте 1500 метров достаточно тепло, да и солнце светит. Хорошо, что вылетели так рано - нет пока вертикального движения воздуха, т.н. "термички". Нас вообще не трясёт и не качает, мы реально просто "плывём по воздуху. Вообще кайф!
Слева от нас - цирки Тахтарвумчорра.
Справа - Вудъяврчорр. Солнце "шпарит" прямо в камеру. Против солнца снимать - то ещё развлечение...
А прямо по курсу - озеро Малый Вудъявр со всеми явными и тайными тропками вокруг берегов.
Фото для истории: пока тут нет стадионов, развлекательных центров и коттеджей :))
Хребет Поачвумчорр. Всё-таки нужно когда-нибудь снова на него залезть ножками и пройти до Бастиона.
Почти над озером делаем полный оборот на месте перед тем, как лететь дальше.
Перевал Географов и Апатиты вдали. Оттуда мы прилетели.
Отсюда и Кировск отлично видно.
Цирки Хибин. Вот уж точно - седые. Виден путь на перевал Рамзая.
А мы решили посмотреть на Академическое озеро и летим вдоль плато Кукисвумчорра.
Перевал Ворткеуай. Там, где снежник в тени, в ноябре 1981 года под лавиной погибли семь туристов из Питера. Обнаружили их только в августе 1982 года. Я был на этих работах. Снега там было очень много, даже в августе месяце - несколько метров. В книге бывшего начальника Центра лавинной безопасности Ю.Л. Зюзина "Хибинская лавиниада" об этом случае подробно написано.
Тульок. Ну никак на здешний водопад попасть не могу :(( А внизу несколько палаток путешественников видели. И грибов тут тьма (тащить только далеко). А дальше - Умбозеро и Ловозерские горы с Сейдозером. Туда когда-нибудь, надеюсь, тоже слетаем (зимой над ними уже крутились).
Местами в горах лежит откровенно розовый снег. На ярком солнце камера не в силах квалифицированно "схватить" это, к сожалению.
Вот и Академическое озеро с непривычного ракурса.
...
Разворачиваемся...
Кто соскучился: двадцатьпятовская гора. Летом, правда, и без снега. Пока что.
Посёлок Кукисвумчорр - 25 километр - микрорайон города Кировска. Никому не обидно?
Попросил пилота пролететь прямо над горой Юкспор (мишку поискать, чьих следов мы видели очень много). Ну и вокруг посмотреть. Это - Расвумчорр.
...
Летим прямо над Юкспором. Когда-то на этом плато было две метеорологические станции. Деревянные обломки первой уже давно лежат в обрушении (их хорошо видно с западной части плато), от второй остались только лишь куски кирпичного "фундамента" (на фото видно в правом верхнем углу плато). Станции закрывали по мере приближения границы обрушения горы к месту их расположения. А тропа подъёма до сих пор жива и кое-где висят ещё остатки страховочного каната.
Взгляд на северо-запад.
Ещё раз в подробностях обрушение горы Юкспор и заброшенный карьер на вершине.
Ещё одно забытое место - бывшая база моряков в горах. Удивительно, да?
Про неё нужно писать отдельную историю, тем более, что вокруг уже всё исходил.
Мы же продолжаем полёт в обратную сторону - к месту посадки, попутно снимая всё вокруг.
Вот ещё раз оглянулись назад: почти три рудника в объектив попали.
Начинаем переваливать через гору Айкуайвенчорр. Подъёмники видны на южном склоне...
...И на северном - тоже.
Кировск.
...
Приближаемся к Апатитам.
А это засада - облачность никуда не ушла. Даже яркий свет солнца не помешал, на что мы надеялись (ветра не было вообще, в этот раз тут он не помощник).
Как обычно бывает рядом с туманом или облаками, когда солнце светит сзади, появляется глория - радужный ореол вокруг тени предмета.
Понемногу снижаемся и ищем "своё" место по приборам.
Практически уже причёсываем облака колёсами аппарата.
Вот внутри глории и Брокенский призрак появился.
На этот раз, правда, их двое на "телеге" под крылом :))
Пока мы рыскали в поисках подходящего места для снижения, иногда появлялись фрагменты туманной радуги (уже второй раз наблюдаю).
До горизонта всё озеро затянуто облаками. Наконец, нашли подходящий просвет и "нырнули" в него.
Вижу землю! Сразу всё опять стало покрываться влагой. Фотоаппарат зачехлил. Летели в обрывках тумана и внимательно смотрели по сторонам - главное, не поймать какой-нибудь провод. С такой видимостью и среагировать не успеешь. Хотя, уже находились в знакомом районе, где столбов и опор ЛЭП не было. Теперь нужно было просто обнаружить стоянку и посадочную "полосу". И мы их нашли сначала по характерному "сельскохозяйственному" запаху :)) а потом и визуально обнаружили.
За мгновение до приземления. Точная и отличная посадка. Зачёт пилоту и спасибо за доставленное удовольствие от полёта. И за фото, конечно!
П.С.
Над облачным морем.
Вираж у Вудъяврчорра.