Навеяно отпуском
Карелия, ночь, дождь, 95 км/ч
Тема более, чем актуальная.
В этом году в отпуске пришлось ехать на заказанном "микрике" из аэропорта в другой город. Выехали около трёх часов ночи, пассажиры, разумеется, тут же задремали. Проснулся около семи утра: машину мотало с одной полосы на другую (хорошо, на трассе было по две полосы в каждую сторону плюс что-то похожее на разделительную полосу. Сидел в ряду как раз за водителем, посередине: то есть в зеркало заднего обзора мне хорошо было видно лицо водителя. И тут я вижу, что он реально засыпает: веки закрываются, головой кивает... Тут же отстёгиваю ремень и готовлюсь или долбить его по плечу, или хватать руль... Хорошо, до него быстро дошло, что не всё в порядке. Через пару километров остановился, покурил, умылся водой, походил... Но, пришлось так до конца поездки его и держать на прицеле (правда, оставалось ехать недолго). Неуютно как-то...
У самого была пара случаев:
- один раз по дороге в отпуск после двадцати часов езды машина стала уходить на обочину (очнулся от другого шума колёс);
- второй раз уже с закрытыми глазами собрался на "встречку" (причём, по той ехала машина), но и в этот раз ангел-хранитель вовремя открыл мне глаза...
Больше уже так не рискую: везение не бесконечно.
С другой стороны, частые поездки и фотосессии предполагают то бессоные ночи, то мотание туда-сюда без отдыха.
Вопрос бодрствования за рулём где только не обсуждался... Есть какие мысли?
Из способов могу рассказать только о своих "опытах":
1. Энергетики (напитки, жевательная резинка).
Один раз пробовал попить. По мне - ерунда, ничего не даёт. Говорят, что после спать ещё сильнее хочется. Резинка жевательная так в машине нераспечатанная и лежит.
2. Пассажир-собеседник.
Это вообще отстой. Ну, вообще-то, у меня все пассажиры сплошь отличные люди - это я про них, как про средство от сна: обычно все они умолкают раньше и намного быстрее падают в сладкие объятия Морфея. А это только усугубляет ситуацию.
3. Плохие дороги.
Это реально бодрит (Боже, пусть дорожники не читают мой журнал!). Жаль, на трассах всё больше встречается приличных дорог. По Карелии на самом деле убаюкаться теперь и днём можно.
4. Много пить и не пИсать :)))
Смешно: начинаешь больше думать о том, как не "расплескать" и на дорогу обращаешь всё меньше внимания.
5. Громкая музыка.
Хорошо подходит, когда еду один. Жаль только, хард-н-хэви резко увеличивает агрессивность вождения. Причём незаметно: глядишь, а под AC/DC уже 130 км/ч "летишь"... Зато по грунтовкам и просёлочным дорогам под баллады отлично катится. Опять же, когда один, можно помурлыкать знакомое, не боясь за уши и нервы пассажиров.
6. Кофе.
Ну, чуть-чуть помогает, если хороший, а не "три-в-одном" из пакетика. Больше нравятся конфеты (продаются часто на заправках): обжаренные цельные зёрна кофе в шоколаде. Не радикально, но помогает.
7. Еда.
Тоже неплохо, на мой взгляд. Но, исключительно, смесь орехов и сушеных фруктов (их полно сейчас всяких), только не очень сладких (есть такие тропические наборы). Пока жуешь - не до сна. И растянуть процесс можно.
8. Выспаться накануне.
Хорошо, конечно. Но организм устроен так, что впрок не наспишься. А вот усталость накопить - запросто. Но, в любом случае, поспать, конечно нужно, если есть возможность.
9. Погулять, размяться, умыться.
Хорошо, когда на улице холодно - тогда бодрит. Не очень надолго, но всё же.
10. Покурить.
Не курю, так что не знаю (это я к тому, что многие так делают).
11. Остановиться и подремать минуток тридцать.
Вот это теперь я и практикую. Такое количество времени сильно на процесс не влияет, а пользы достаточно. Самое главное, не ехать уж совсем до засыпания. Поверьте, это происходит совершенно незаметно и никакому контролю не поддаётся: сначала о чём-то отвлечённом начинаешь думать, а через миг ты уже там, о чём грезил, а совсем не за рулём.
Это очень страшно...