Click to view
Шопский звон на колокольне Китайского подворья.
В своё время в мою жизнь всерьёз и надолго вошла Болгария. Я учил язык, занимался болгарскими танцами, путешествовал со своими болгарскими друзьями по стране. И вот в память об этом славном времени я решил сделать звон в "болгарской традиции", хотя, откровенно говоря, я ничего не знаю о существовании таковой в колокольном звоне. Поэтому я взял за основу известные мне образцы болгарской народной музыки и использовал их как некоторую основу для ритмической структуры звона. Звон получился непростой. Привыкшие звонить классические неспешные звоны на четыре четверти могут при разучивании этого звона столкнуться с трудностями, поскольку звон основан на размерах 9/8 и 11/8, вполне типичных для Балкан. Кроме того, темп этого звона я бы обозначил как "как можно быстрее" - и тут уже может оказаться неподходящей система управления подзвонными колоколами. Отлаженная мной система управления и мой опыт позволяют "вытягивать" темп примерно 170 четвертей и это, безусловно, не предел.
Болгария небольшая страна, но три горных массива, равнинные местности и выход к морю делят её на области, в которых живут люди, заметно различающиеся, в частности, манерой и темпом речи и фольклорной и танцевальной стилистикой. Звон назван "Шопский", поскольку в его основе лежит музыка гористой Шопской области Болгарии, где предпочитают быстрые темпераментные танцы - отсюда и быстрый темп звона. Ниже вы можете увидеть базовую партитуру звона, озвученную реальными записями колоколов колокольни Китайского подворья. Музыкальная форма звона строится из трёх вариаций четырёх базовых блоков: A, C, D и E. Именно этот вариант представлен в партитуре и его я звоню на записи. Таким образом музыкальную форму звона можно представить следующим образом:
Зазвон - A1- C1 - D1 - E1 - A2 - C2 - D2 - E2 - A3 - C3 - D3 - E3 - финал
Наблюдательный читатель спросит - а где же буква "B"?! Всё верно, одну часть я не доделал и оставил эту "дырку" как напоминание для себя, хотя и без этого блока звон получился вполне законченным.
Отдельно хочется сказать о вариациях. Разумеется, их может быть больше, в частности, за счёт усложнения партии благовестников. В представленном варианте в размере 11/8 вариация 2 от вариации 3 отличаются по сути партией благовестников, которая очень меняет звучание:
вариация 2
вариация 3
Но можно развить тему, перейдя на ритмы
вариация 4
вариация 5
что сделает звон разнообразнее и интереснее и будет, что немаловажно, вполне в духе "болгарской традиции". Правда, должен предупредить, выучить это будет непросто, особенно, в процессе звона переходить с одного ритма на другой, именно структурно в блоках-вариациях, а не где попало.
Click to view
Партитура звона.
* * *
О записи и озвучивании партитур колокольных звонов
смотрите статью "
Запись партитур колокольных звонов и их озвучивание на компьютере"