В этом сообщении впервые представлена полная версия Предначинательного звона храма святителя Николая в Голутвине с партитурой. Я взялся за его сочинение, поскольку убеждён, что для создания звонов
можно и до̀лжно использовать церковные песнопения. Удивительно, что среди имеющегося в сети огромного количества записей звонов очень слабо отражена система осьмогласия.
Звон основан на ритмическо-мелодической структуре 103-го (предначинательного) псалма греческого распева,
с которого начинается Всенощное бдение.
Использованы следующие строфы:
Благослови, душе моя, Господа / Благословен еси, Господи
Господи, Боже мой, возвеличился еси зело / Благословен еси, Господи
Во исповедание и в велелепоту облеклся еси / Благословен еси, Господи
На горах станут воды / Дивна дела твоя, Господи
Звон имеет две части, первая звонится "во вся", вторая же является вариацией первой (в1), но только на подзвонных и благовестниках. Если первую часть строфы ("Благослови, душе моя, Господа") назвать куплетом, а вторую ("Благословен еси, Господи") припевом, то общая структура звона выглядит примерно так:
[к1 -
п1 -
к2 -
п1 -
вст1 -
к3 -
п1 -
к4 -
п2 -
вст2 -
к1в1 -
п1в1 -
к2в1 -
п1в1 -
вст2 -
к3в1 -
п1в1 -
к4в1 -
п2в1 -
вст2] - финал
Структура в квадратных скобках повторяется в различных вариациях по усмотрению звонаря столько, сколько нужно для достижения требуемой продолжительности звона.
вст1, вст2 - вставки, в основном основанные на восходящем движении колоколов от тяжёлых к лёгким, от низких тонов к высоким - подобно уставному звону "перезвон". Их варианты приведены на третьей странице партитуры.
Предначинательный звон
Click to view
данная запись открывает серию публикаций о фестивале колокольного звона,
на Китайском подворье
при храме святителя Николая в Голутвине,
14 октября 2017г (на Покров Пресвятой Богородицы ).
Партитура звона
Click to view
Обратите внимание, пустые такты между куплетами в ч.1 и ч.2 (стр.1 и стр.2) партитуры - это не паузы. Над тактами стоят пометки: "п1" - первый припев, "вс1, ар3" - первая вставка и вставка-арпеджио 3 и т.п. Так сделано просто для компактности партитуры.
Поскольку я впервые публикую полноценную колокольную партитуру, хочу отметить, что метод записи и озвучивания партитуры колокольных звонов описан в
статье
(п.1.4), которая написана по материалам моего выступления в апреле 2017г. на международном семинаре «
Язык, музыка и компьютерные технологии»,
фрагмент которой я также
опубликовал и в этом журнале.
Предначинательный псалом в исполнении певчих
храма святителя Николая в Голутвине
Дополнительная информация